Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:35, шпаргалка
Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Определение предмета экономической теории.
1.Экономическая теория
Определение.
Экономическая теория - это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
-наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)
Итак, из рассмотренных опр. становится ясно, что с-ма будет f(x) как И или как С в завис. от величины ТА-ИЗ.
Эффективность С или И необходимо не с точки зрения нормативных оценок (+ или -), а с точки зрния экономии ТА-ИЗ.
Вопрос №5: Права собственности как правила игры. Полный пучок прав собственности: «перечень Оноре». Спецификация прав собственности.
Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах.
Экономическая теория прав собственности – одна из наиболее известных теорий этого направления. Истоки? Р. Коуз 1991, Алчиан. «Пучок прав»:
Своеобразие: оперируют не привычным понятием «собственность», а «право собственности(ПС)». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса» – вот что составляет собственность».
ПС понимаются
«как санкционированные обществом
поведенческие отн между
Центральный момент отношений собственности(ОС) становится их исключающий характер. ОС –с-ма исключений из доступа к (не)мат ресурсам. Отсутствие искл из доступа к ресурсам – они ничьи, они не принадлежат никому и всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использ не возникают экономические, рыночные отношения.
Исключить др из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать ПС на них. Смысл спецификации – создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу => основная задача спецификации – изменение поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он макс. заинтересован в полном их учете при принятии решений. Чем определеннее ПС, тем сильнее стимул у хоз субъекта учитывать выгоды и ущерб, кот его решения приносят др лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих – к лицам, ценящим их больше.
Вопрос №6: Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка. Экономические и неэкономические блага
Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов
Цена подсказывает ЧТО, КАК производить? Деперсонифицированные сигналы в отл. Условия ВР:
Существование ТА-ИЗ опр границы рынка. Пример: парикмахер на дому не может обеспечить себя.
Субъекты рынка:
Блага – средства для удовлетворения потребностей человека.
Неэкономические блага – неограниченное количество.
Экономические блага – блага, имеющиеся в ограниченном количестве.
Товар не совсем благо.
Товар – благо, произведенное специально для обмена.
Нереализованный товар – все равно товар / товарный запас.
Вопрос №7: Возникновение и эволюция денег. Деньги и экономия трансакционных издержек
Бартер – обмен одного товара на другой.
Бартерный обмен был раньше (мясо на овощ, на одежду), но в условиях, когда мало производителей, а если их много, то мы можем не знать, где находится нужный производитель => бартер становится перегруженным трансакционными издержками.
Выработали ликвидный (легко реализуемый) товар, который почти везде меняли (Русь – шкурки, кочевники – бараны) => постепенно везде золото, драгоценные камни сменили все, а в XIX веке – золото.
Деньги – абсолютно ликвидное(способность к сбыту) средство обмена. Деньги примут везде и любой.
Чем более ликвидно какое либо благо, тем больше оно похоже на деньги.
Ликвидность зависит от ограниченности круга лиц, способность к сбыту (трактат/ хлеб).
Цена- денежное выражение меновой стоимости товара.
Почему выиграло золото и серебро, а не бараны:
1914 – золото перестало
быть деньгами. Между войнами
попытались восстановить эту
систему, но безуспешно то
Бумажные деньги- выражают их сущность, они нужны не сами по себе а ради товара.
Функции: уменьшение тр-ак-х издержек, мера стоимости товара, ср-во об-на, ср-во
накопления.
Вопрос №8, 9: Спрос, предложение, конкуренция. Спрос и убывающая предельная полезность
Кривые спроса и предложения; факторы смещения кривых спроса и предложения.
Спрос. Предложение. Конкуренция
Спрос \-d– подразумевается платежеспособный спрос. Предложение /-s– количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Закон спроса – это отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса.
Независимая переменная – цена, зависимая – спрос.
Факторы, изменяющие спрос: мода, вкус, инфляционное ожидание, изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты), взаимодополняемые (комплемент)
Важна величина спроса не одного чела, а всех жителей территории за t, а чтобы измерить ее, необходимо вычислить общую величину спроса всех потребителей при всех возможных ценах. Результаты этого подсчета можно представить на таблице или графике. Полученную зависимость принято называть функцией спроса, таблицу – шкалой спроса, а график – кривой спроса (D – demand, P – price, Q – quantity).
Кривая спроса показывает, как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении цены, но величина спроса может измениться даже если цены останутся такими же.
Смещение кривой спроса происходит и из-за изменения доходов населения. Когда доход падает, то спрос падает и наоборот. Такие товары экономисты называют нормальными товарами. Но может получиться так, что при увеличении дохода спрос падает и наоборот: человек с низкой зарплатой пьет кофейный напиток, пусть даже очень качественный, а при изменении дохода – он начал покупать кофе. Такие товары – товары низшей категории. К ним также относят обычные товары (хлеб, картошка), например – при снижении доходов люди ограничивают себя в мясе и фруктах, но налегают на хлеб.
Эффект дохода/замещенияСреди товаров низшей категории есть и такие, величина спроса на которые растет с увеличением цены. Пример: в Ирландии из-за неурожая картофеля возросла цены на него, и казалось, что ирландцы переключаться на мясо, хлеб и др., то есть эффект замещения должен привести к падению величины спроса, но картофель даже после подорожания остался самым дешевым, а доход ирландцев понизился из-за подорожания => меньше спроса на мясо, на больше – на картофель. Такой парадокс назвали в честь английского статистика, его открывшего – товар Гиффена.
Спрос на другие товары зависит от ситуации на рынке товаров. Пример: если цена на салат возрастет, а на капусту останется без изменения, то потребители перейдут на салат из капусты и кривая спроса сдвинется вправо – товары заменители.
Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно. Пример: если цена на лыжи снизится, то увеличиться спрос на зимнюю одежду – дополняющие товары.
Итак, сдвиг спроса может произойти в результате: 1Изменение вкуса потребителя 2Изменение доходов потребителей 3Изменение ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров.
Закон предложения
– это положительная
Величина предложения – количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.
Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше величина предложения; и наоборот.
Причины, почему действует закон предложения: 1)По возросшей цене производители захотят дать больше изделий 2)Эффект нового продавца. Допустим, что у производителей (некоторых) издержки превышали цену товара, а когда цена стала больше издержек, то он хочет уже пр-ть этот новый товар.
Равновесие.
Если равновесие нарушается случайно (стихия), то рынок исправит его со временем (важнейшая идея классической и неоклассической школ).
Вопрос №10: Равновесие на рынке. Равновесная цена
Равновесная рыночная цена
Надо совместить кривые спроса и предложения.
Цена 8(много) – купят мало, цена 2 – дефицит. Больше издержек – уйдут.
Цена 4 => каждый, кто хочет купить картофель по такой цене его купит, а каждый продавец – продаст => ни избытка, ни дефицита. - Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равняется величине предложения.
Но достижение РЦ не означает, что каждый сможет купить (бомж) или продать (издержки > цена). Прост РЦ более устойчивая и может держаться до тех пор, пока не сдвинутся кривые спроса и предложения.
Вопрос №11: Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция: (признаки) 1)На рынке действует много товаропроизводителей(ТП) 2)Все ТП выпускают одну и ту же продукцию 3)Отсутствие ценовой дискриминации 4) Полная мобильность всех ресурсов 5)Абсолютная инфо-ть
Совершенная конк>>монополистическая конк>монополия > олигополия > дуополия > чистая монополия. Малые фирмы > большие Много фирм > 1
Монополия в широком смысле –модель организации рынка, при кот число продавц. становится столь малым, что они может влиять на общий объем предложения, а потому и на цену прод. товара; монополия в узк смысле –фирма, кот не имеет конк-тов. М производит уникальный продукт, для кот нет заменителя. М не совсем свободен в назначении цен и накоплении прибыли, его преимущество – привилегия назначения цены своего пр-та на рынке, тк там нет пр-тов-заменителей, похожих на его пр-т.
Модель олигополии - ряд небольших монополий.
Виды 1)чистая(однородный товар (цемент, нефть, сталь)) 2)дифференцированная. Фирмы, производящие Д продукцию (авто, станки, оборудование). Конк в осн не ценовая, а ориентирована на рекламу, фасон, стиль, качество продукта. Когда одна из фирм меняет цену, то результат ощущается на всей промышленности, поскольку др следют ее примеру.