Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:35, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Определение предмета экономической теории.
1.Экономическая теория
Определение.
Экономическая теория - это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
-наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по экономике.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Итак, из рассмотренных  опр. становится ясно, что с-ма будет f(x) как И или как С в завис. от величины ТА-ИЗ.

Эффективность С или И необходимо не с точки зрения нормативных оценок (+ или -), а с точки зрния экономии ТА-ИЗ.

 

 

Вопрос №5: Права собственности как правила игры. Полный пучок прав собственности: «перечень Оноре». Спецификация прав собственности.

Права собственности как «правила игры»  в хозяйственных системах.

Экономическая теория прав собственности – одна из наиболее известных теорий этого направления. Истоки? Р. Коуз 1991, Алчиан. «Пучок прав»:

Своеобразие: оперируют  не привычным понятием «собственность», а «право собственности(ПС)». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса» – вот что составляет собственность».

  1. П владения, те. П исключит. физ. контроля над благами
  2. П использ, те П применения полезных свойств благ для себя
  3. П управления, те П решать, кто и как обеспечивать исп. благ
  4. П на доход, те П обладать результатами использования благ 
  5. П суверена, те П на отчужд, потребл, измен уничтож блага
  6. П на безопасность, те П на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды
  7. П на бессрочность обладания благом
  8. П на передачу благ в наследство
  9. Запрет на исп способом, наносящим вред внешней среде
  10. П на ответств в виде взыска, те возм взыскания блага за долг
  11. П на остаточн хар-р, те П на существование процедур и институтов, обеспечив восстановление нарушенных правомочий

ПС понимаются «как санкционированные обществом  поведенческие отн между людьми», кот возникают в связи с  существов благ и кас их исп. Эти  отн представляют нормы повед  по поводу благ, кот любое лицо должно соблюдать в своих взаимод  с др людьми или нести издержки из-за из несоблюд. Иначе говоря, ПС -опред «правила игры», принятые в обществе. ПС – это П контролир использование опред рес-ов и распределить возникающие при этом затраты и выгоды. Именно ПС опр, как в об-ве осуществл процессы предложения и спроса.

Центральный момент отношений собственности(ОС) становится их исключающий характер. ОС –с-ма исключений из доступа к (не)мат ресурсам. Отсутствие искл из доступа к ресурсам – они ничьи, они не принадлежат никому и всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использ не возникают экономические, рыночные отношения.

Исключить др из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать ПС на них. Смысл спецификации – создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу => основная задача спецификации – изменение поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он макс. заинтересован в полном их учете при принятии решений. Чем определеннее ПС, тем сильнее стимул у хоз субъекта учитывать выгоды и ущерб, кот его решения приносят др лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих – к лицам, ценящим их больше.

 

Вопрос №6: Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка. Экономические и неэкономические блага

  1.   Рынок и условия его возникновения

Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном  механизме ценовых сигналов

Цена подсказывает ЧТО, КАК производить? Деперсонифицированные  сигналы в отл. Условия ВР:

  1. ОРТ. Но этого мало, так как нет обмена на основе цен. Свободный обмен ресурсами(те. нет иерархической системе с указивками.)
  2. Автономия пр-ля, экономическая обособленность. Laisser faire. Он сам решает, что производить, покупать. Наиболее адекватный режим – режим ЧС. Список Оноре.
  3. Разделение труда. Нет нат. хоз-ву. Сравнительные преимущества при производстве благ. Сапоги – платья – кому дороже, а кому и дешевле (мастерство, ткань) => выбор либо платьев либо сапог => обмен => рынок. Меньшая альтернативная стоимость.
  4. Важна величина Тр-ак-из-к. Если их уровень выше прибыли, рынок пирожков создан не будет.

Существование ТА-ИЗ опр  границы рынка. Пример: парикмахер на дому не может обеспечить себя.

Субъекты рынка:

  • Дом хоз-во.(осн. стр-ная единица) Оно ведется с целью потребления благ, собственники и поставщики факторов пр-ва  в РЭ. Получаемые деньги исп. не для приращ прибыли, а для потр.
  • Бизнес, фирма. Цель – прибыль. Исп прибыли наоборот
  • Государство, правительство. Представлено бюджетными организациями, цель- не прибыль, а реализация f(x) гос. регулирования Э. Нац оборот; закупка товаров у фирм
  • Заграница (В рамках открытой экономики)
  1. Экономические и неэкономические блага

Блага – средства для  удовлетворения потребностей человека.

Неэкономические блага – неограниченное количество.

Экономические блага – блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Товар не совсем благо.

Товар – благо, произведенное специально для обмена.

Нереализованный товар  – все равно товар / товарный запас.

 

Вопрос №7: Возникновение и эволюция денег. Деньги и экономия трансакционных издержек

Бартер – обмен  одного товара на другой.

Бартерный обмен был  раньше (мясо на овощ, на одежду), но в  условиях, когда мало производителей, а если их много, то мы можем не знать, где находится нужный производитель => бартер становится перегруженным трансакционными издержками.

Выработали ликвидный (легко реализуемый) товар, который  почти везде меняли (Русь – шкурки, кочевники – бараны) => постепенно везде золото, драгоценные камни  сменили все, а в XIX веке – золото.

Деньги – абсолютно ликвидное(способность к сбыту) средство обмена. Деньги примут везде и любой.

Чем более ликвидно какое  либо благо, тем больше оно похоже на деньги.

Ликвидность зависит  от ограниченности круга лиц, способность  к сбыту (трактат/ хлеб).

Цена- денежное выражение меновой стоимости товара.

Почему выиграло золото и серебро, а не бараны:

  • сохраняемость
  • высокая ценность в маленьком объеме (портативность)
  • однокачественность (если поделить золото, то качество не меняется, а барана нельзя рубить). Жемчуг тоже не разрубишь, иначе цена упадет в несколько раз
  • относительная редкость драгоценных металлов

1914 – золото перестало  быть деньгами. Между войнами  попытались восстановить эту  систему, но безуспешно то есть  золото перестало выполнять присущие  ему функции. 12 век Китай 1690США Е2-РИ

Бумажные деньги- выражают их сущность, они нужны не сами по себе а ради товара.

Функции: уменьшение тр-ак-х издержек, мера стоимости товара, ср-во об-на, ср-во накопления. 

Вопрос №8, 9: Спрос, предложение, конкуренция. Спрос и убывающая предельная полезность

Кривые спроса и предложения; факторы смещения кривых спроса и предложения.

Спрос. Предложение. Конкуренция

Спрос \-d– подразумевается платежеспособный спрос. Предложение /-s– количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Закон спроса – это отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса.

Независимая переменная – цена, зависимая – спрос.

Факторы, изменяющие спрос: мода, вкус, инфляционное ожидание, изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты), взаимодополняемые (комплемент)

Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос

Важна величина спроса не одного чела, а всех жителей территории за t, а чтобы измерить ее, необходимо вычислить общую величину спроса всех потребителей при всех возможных ценах. Результаты этого подсчета можно представить на таблице или графике. Полученную зависимость принято называть функцией спроса, таблицу – шкалой спроса, а график – кривой спроса (D – demand, P – price, Q – quantity).

Кривая спроса показывает, как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении  цены, но величина спроса может измениться даже если цены останутся такими же.

Смещение кривой спроса происходит и из-за изменения доходов населения. Когда доход падает, то спрос падает и наоборот. Такие товары экономисты называют нормальными товарами. Но может получиться так, что при увеличении дохода спрос падает и наоборот: человек с низкой зарплатой пьет кофейный напиток, пусть даже очень качественный, а при изменении дохода – он начал покупать кофе. Такие товары – товары низшей категории. К ним также относят обычные товары (хлеб, картошка), например – при снижении доходов люди ограничивают себя в мясе и фруктах, но налегают на хлеб.

Эффект дохода/замещенияСреди товаров низшей категории есть и  такие, величина спроса на которые растет с увеличением цены. Пример: в  Ирландии из-за неурожая  картофеля  возросла цены на него, и казалось, что  ирландцы переключаться на мясо, хлеб и др., то есть эффект замещения должен привести к падению величины спроса, но картофель даже после подорожания остался самым дешевым, а доход ирландцев понизился из-за подорожания => меньше спроса на мясо, на больше – на картофель. Такой парадокс назвали в честь английского статистика, его открывшего – товар Гиффена.

Спрос на другие товары зависит  от ситуации на рынке товаров. Пример: если цена на салат возрастет, а на капусту останется без изменения, то потребители перейдут на салат из капусты и кривая спроса сдвинется вправо – товары заменители.

Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно. Пример: если цена на лыжи снизится, то увеличиться спрос на зимнюю одежду – дополняющие товары.

Итак, сдвиг спроса может произойти в результате: 1Изменение вкуса потребителя 2Изменение доходов потребителей 3Изменение ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров.

Закон предложения  – это положительная зависимость. Факторы: налоги цены на ресурсы

Предложение. Величина предложения. Закон предложения Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услуг, то для производителей она определяет величину предложения.

Величина предложения  – количество товара, которое будет  предложено для продажи при данной цене в данный период.

Закон предложения –  чем выше цена товара, тем больше величина предложения; и наоборот.

Причины, почему действует  закон предложения: 1)По возросшей цене производители захотят дать больше изделий 2)Эффект нового продавца. Допустим, что у производителей (некоторых) издержки превышали цену товара, а когда цена стала больше издержек, то он хочет уже пр-ть этот новый товар.

Равновесие.

Если равновесие нарушается случайно (стихия), то рынок исправит его со временем (важнейшая идея классической и неоклассической школ).

 

Вопрос №10: Равновесие на рынке. Равновесная цена

Равновесная рыночная цена

Надо совместить кривые спроса и предложения.

Цена 8(много) – купят  мало, цена 2 – дефицит. Больше издержек – уйдут.

Цена 4 => каждый, кто  хочет купить картофель по такой цене его купит, а каждый продавец – продаст => ни избытка, ни дефицита. - Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равняется величине предложения.

Но достижение РЦ не означает, что каждый сможет купить (бомж) или  продать (издержки > цена). Прост РЦ более устойчивая и может держаться до тех пор, пока не сдвинутся кривые спроса и предложения.

 

Вопрос №11: Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции

Классификация рыночных структур

Совершенная конкуренция: (признаки) 1)На рынке действует много товаропроизводителей(ТП) 2)Все ТП выпускают одну и ту же продукцию 3)Отсутствие ценовой дискриминации 4) Полная мобильность всех ресурсов 5)Абсолютная инфо-ть

Совершенная конк>>монополистическая  конк>монополия > олигополия > дуополия > чистая монополия. Малые фирмы > большие  Много фирм > 1

Монополия в широком  смысле –модель организации рынка, при кот число продавц. становится столь малым, что они может  влиять на общий объем предложения, а потому и на цену прод. товара; монополия в узк смысле –фирма, кот не имеет конк-тов. М производит уникальный продукт, для кот нет заменителя. М не совсем свободен в назначении цен и накоплении прибыли, его преимущество – привилегия назначения цены своего пр-та на рынке, тк там нет пр-тов-заменителей, похожих на его пр-т.

Модель олигополии - ряд  небольших монополий.

Виды 1)чистая(однородный товар (цемент, нефть, сталь)) 2)дифференцированная. Фирмы, производящие Д продукцию (авто, станки, оборудование). Конк в осн не ценовая, а ориентирована на рекламу, фасон, стиль, качество продукта. Когда одна из фирм меняет цену, то результат ощущается на всей промышленности, поскольку др следют ее примеру. 

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"