Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:35, шпаргалка
Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Определение предмета экономической теории.
1.Экономическая теория
Определение.
Экономическая теория - это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
-наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)
Цены задает рынок, так как пр-ль пр-дит мало товара. Рыночная власть - способность влиять на цены.
Конк –
столкновение, состязание интересов
различных экономических
Для того, чтобы выиграть в процессе конк. надо снижать затраты на пр-во товара.
ДЛЯ КОГО? – зависит от доходов потенциальных, (возможных) потребителей, обуславливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства (рынок труда, капитал, земли)
Цена фактора производства (труд) – зарплата.
Вопрос №12: Понятие эластичности в экономической теории
Эластичность – изменение одной переменной величины в ответ на изменение другой, взятое по модулю, выраженное в процентном отношении.
ЭС – изменение количества спроса, отнесенное к % изменению количества цены.
ЭС – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину спроса на него. ЭС равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению цены этого товара.
С ЭС – то, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены. Показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на один процент.
Приблизительное значение
этого параметра можно
E = Dq : Dp
q p
Е = 1 – одинаковое изменение. Е > 1 спрос меняется больше, эластичен. Е < 1, наоборот.
Товары с эластичным спросом:
Товары с неэластичным спросом:
С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену. Пример: владелец кафе решает изменить цену на кофе; ответ на этот вопрос зависит от эластичности спроса на кофе в этом кафе; если это кафе – единственное в округе, то спрос неэластичен и умеренное повышение цены поведет к относительно меньшему падению величины спроса на кофе и окажется экономически оправданным, то есть владелец кафе выиграет на повышении цены больше, чем он потеряет на сокращении величины спроса, - его выручка возрастет (p2q2>p1q1, где p1 и q1 – цена и величина спроса до удорожания, а p2, q2 – после удорожания). è если фирма повышает цену на товар, то ей хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным; для этого ему надо сделать так, чтобы покупатель не мог обходиться без этого товара, то есть воспитывать преданность изделиям этой фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет выиграть на снижении цены, то нужна эластичность спроса.
Эластичность предложения – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину его предложения. Эластичность предложения равна отношению процентного изменения величины предложения товара к процентному изменению его цены.
Пример эластичности предложения: Власти привлечь на работу дворников => >з/п на 100р. => много пенсионеры пойдут работать, пожертвовав досугом, которого и так много.
Пример неэластичности предложения: Власти за те же 100 привлечь врачей в местную больницу, не получиться, тк. издержки будут слишком высоки и не окупятся. Врачи не захотят ее менять, другие не переквалифицироваться и изучить медицину для того, чтобы занять место врача в городской больнице.
Вопрос №13: Разновидности издержек фирмы
Издержки фирм
Затраты на производство зависят от объема производства; а поскольку определяющим для рост производительности труда является снижение затрат на производство, рассмотрим механизм их формирования подробнее.
Затраты фирмы на производство: постоянные и переменные.
Альтернативные издержки – альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.
Постоянные издержки (FC) (накладные или фиксированные) – расходы, величина которых не зависит от объема производства: рента, налог на недвижимость, проценты по займам, административные расходы.
Переменные издержки (VC) фирмы прямо зависят от объема производства – расходы на энергию, сырье, сдельная плата труда.
Сумма постоянных и переменных образует совокупные издержки производства.
Средние постоянные издержки уменьшаются (на единицу товара) по мере увеличения объема производства.
По мере роста объема производства переменные издержки сначала уменьшаются, а потом увеличиваются под действием закона убывающей отдачи. И когда издержки = прибыли, то дальше наращивать производство экономически бессмысленно.
Допустим, что валовая выручка = 400 рублей.
Бухгалтерские издержки = 400 – 320 = 80 рублей.
Неявные издержки = упущенная заработная плата = 60 р.
Экономические издержки = 60 + 20 + 320 = 400 рублей
Экономическая прибыль = 400 – 400 = 0 рублей
Сырье100 /// Свет100 /// З/п120 /// Все320
Экономическая прибыль – разница между валовой выручкой и экономическими издержками
Валовые издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек при каждом конкурентном уровне производства.
Удельные издержки (АС) – издержки на единицу продукции. АС = ТС:Q
Предельные издержки – разница междуTCn – TCn-1
Вопрос №14: Условие равновесия фирмы на конкурентном рынке.
Равновесие фирмы. MR1(предельный доход)\= MC2(предельные издержки)=P =AC(средние издержки). Соверш конк. MR=MN<AC<P. Несов. конк MC
Каждая доп. единица товара увеличивает пред. издержки и пр. доход
Вопрос №15: Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка» (чистые потери от несовершенной конкуренции)
Поведение на рынке фирмы-монополиста будет также определяться динамикой предельного дохода и предельных издержек. Потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам. Эти некие величины – предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет свое производство.
Прибыль – разница между валовым доходом и издержками.
Если MR=MC, то объем прибыли будет максимальным.
(MC=MR)<AC<P. Макс. прибыли можно опр, сравнивая TR и TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получится, если сравнивать MR и MC. Макс. различия между TR и TC (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.
Монополист, стремящийся максимизировать прибыль всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (Е>1), предельный доход положителен.
Индекс Лернера: L = (P – MC)/P.
Чистые потери от несовершенной конкуренции.
Если бы цена Р1, это было бы как в соверш конк, потребит избыток Р1-Е1-Р0. В несов К цена – Р2, Q2<Q1. Потребительская рента – Р2-Е2-Р0, Е2-Е1-С, Е-С-Е1 исчезает, чистый убыток для об-ва Е-Е1-Е2, Р1-СЕ2-Р2 – моноп. прибыль.
Вопрос №16: Ценовая дискриминация
ЦД – установление разных цен на продукт, не оправданное никакими различиями в издержках.
Смысл ЦД – желание монополиста присвоить себе излишек потребителя и макс-ать прибыль. Д делится на три вида: