Шпаргалки по мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 50 вопросов.

Вложенные файлы: 13 файлов

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 21-24.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 01-04.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 05-08.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 09-12.doc

— 125.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 13-16.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 17-20.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)
 
 

  17. Товарная структура  международной торговли.

  Международная торговля-это процесс купли и  продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками  разных стран. Межд. Торговля включает экспорт  и импорт товаров, соотношение между  которыми называют торговым балансом.

  Значительную  роль в ускорении темпов роста  мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп  стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран.

Товарная  структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время  наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленностиОсобенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения

  Для географического распределения  мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

  В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

  Мировая торговля в различных группах  стран естественно связана с  своеобразием национальных экономик групп  стран. 

  Первая  группа. - это богатые страны мира, на которые приходится большая часть мирового производства и доходов. Восточно-европейский регион область торговли составляют страны бывшего советского блока. Остальные страны мира получили название развивающихся, или слаборазвитых, стран.

Большая часть мировой торговли происходит между промышленно развитыми  странами. Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран.Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли. Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры, и что они должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Эти страны утверждают, что, будучи должниками основных видов сырья, они особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уровень процентных ставок и цен на сырьевые товары. Как производители промышленных товаров, эти страны говорят о своей уязвимости для протекционизма. И все это усугубляется ужасающей бедностью.

Южные страны требуют права на более  значительную долю мировых ресурсов, и их требования обращены ко всем богатым странам - капиталистическим и социалистическим. Страны Юга считают, что многие их трудности  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Транспорт и связь  Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.

Наиболее  высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран — членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

 Доля  транспорта в мировом ВВП колеблется  от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством.

Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

В мировом  грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.

Основную  часть международных морских  грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты — 300, железная руда — 340, каменный уголь — 370, зерно — 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн т.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония — Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Внешняя   торговля

  Международная торговля-это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками  разных стран. Межд. Торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран. По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохраняться и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн. долл. США

  Товарная  структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

Наиболее  динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической  продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения (динамика структуры которой представлена ниже

Для географического  распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

В современных  условиях активное участие страны в  мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного- процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности.

Каждый  шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.

 Вместе  с тем это реальный фактор  развития интеграционного типа  мирохозяйственных отношений. Все  это предопределяет и сдвиги  в географической, страновой структуре  международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60-70% мирового товарооборота).Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития, связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда.В широком понимании рынок - это совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок выступает отдельной категорией, развивающейся под влиянием собственных закономерностей и оказывающей воздействие на весь ход воспроизводства. Следовательно, он является неотъемлемой стадией воспроизводства, развивающейся в тесном взаимодействии с его остальными элементами - производством, распределением и потреблением.Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами'

На современном  этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном  развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. Вследствие этого, с одной стороны,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Меркантилизм и  теория «Свободы торговли»

Коренная  причина возникновения и развития международных экономических отношений  – это различия в наделенности  стран факторами производства (экономическими ресурсами) , что в одной стороны  ведет к международному разделению  труда, а с другой стороны, - к перемещению этих факторов между странами.

Вследствие  разной наделенности факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются на производстве ограниченного набора продукции. При  этом они достигают  высокой производительности труда  в ее изготовлении, но одновременно вынуждены обмениваться этой продукцией. Разделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страны и весь мир. Факторы производства  ( капитал, труд, предпринимательские способности, знания. )

Международное разделение труда  представляет собой специализацию отдельных стран на производстве товаров и услуг, которыми она обмениваются между собой. До промышленного переворота (18-19 в) МРТ  базировалось на наделенности стран природными ресурсами, затем усиливается специализация, основывающаяся на различиях в наделенности стран капиталом, трудом, предпринимательскими способностями, знаниями. )

Движение факторов производства

Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа, избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах, государства с развитой наукой вывозят технологию туда, где такой собственной технологии нет. Международное движение факторов производства зависит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но и от их мобильности, различных барьеров на пути движения факторов и многих других моментов, которые мешают этому движению. Тем не менее объем международного движения факторов производства вполне сопоставим с объемом международной торговли.

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 25-28.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 29-32.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 33-36.doc

— 77.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 37-40.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 41-46.doc

— 82.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 47-50.doc

— 82.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ВОПРОСЫ.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по мировой экономики