Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:20, реферат
Данный обзор посвящен анализу движущих моментов в развитии ВПК на сегодняшний день и краткосрочную перспективу. Особое место здесь отводится роли экономических факторов, особенно на макроэкономическом уровне, в формировании кризиса ВПК. Эти же факторы, по мнению авторов, должны вывести ВПК на траекторию устойчивого развития и эффективного функционирования. В качестве определяющих эволюцию экономики ВПК рассматриваются как глобальные тенденции в области военной науки и политики, так и экономико-политические характеристики внешней среды, в которой приходится функционировать оборонным предприятиям.
b.Приватизация.
Главной целью приватизации
как
по промышленности в целом,
так и в военном секторе
не характеризуются особенным
успехом. Этому есть ряд
c.Неэффективность программ долгосрочного развития и реформирования оборонных отраслей. Для обеспечения процессов приватизации и конверсии был разработан ряд программ, призванных обеспечить возможность плавного перехода предприятий к новым экономическим отношениям. С целью перераспределения производственных ресурсов, высвободившихся при резком сокращении военного заказа, развития гражданских производств и научно-технического потенциала отраслей оборонного комплекса была подготовлена Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1993-1995 гг., которая включала 14 целевых подпрограмм. Однако многие направления оказались бесперспективными (как программа развития производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК) в силу отсутствия спроса или вообще потребности в такого рода технике. Все это делало программу неоднородной и не дало возможности определить приоритеты. Возникла возможность произвольного распределения выделяемых на конверсию средств, прежде всего конверсионных кредитов, финансирование которых было возложено на коммерческие банки. В итоге основная часть финансовых средств, выделенных правительством на осуществление инвестиционных конверсионных программ, пошла на выплату заработной платы, пополнение оборотных средств, погашение процентов по “неконверсионным” займам коммерческим банкам, или просто вернулась назад в бюджет в виде налогов. Уже в конце 1993 года практика выдачи конверсируемым предприятиям льготных кредитов была прекращена. В целом, на фоне бюджетного кризиса и неплатежей не следует ожидать финансовых вливаний в ВПК со стороны государства. То, на что имеет смысл рассчитывать предприятиям военного сектора, - государственная помощь во время переходного периода, заключающаяся в стимулировании отечественного экспорта, являющегося одним из важнейших источников валютно-финансовых
средств.
d.Неблагоприятная
e.Подавление инвестиционной активности. На фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры довольно вяло протекает инвестиционная деятельность предприятий. Даже если инвестиционное решение принято, наибольшие сложности возникают при привлечении заемного капитала для финансирования инвестиций. Можно рассмотреть пять потенциальных источника финансирования: конверсионные кредиты доходы от внутренней продажи вооружений доходы от экспорта гражданской и военной промышленности зарубежные инвестиции возвращение российских финансовых ресурсов из-за рубежа
Из этих
источников, пожалуй, только экспорт
и зарубежные инвестиции являются более-менее
реальными в будущем. Поскольку
иностранные инвестиции (также в
силу законодательных ограничений)
составляют к настоящему моменту менее
1%, то предприятию придется рассчитывать
на собственные средства и на поступления
от экспорта. В общем, по оценкам специалистов,
российскому ВПК потребуется порядка
150 млрд. долл. для осуществления полномасштабной
структурной перестройки и конверсии
военного сектора.
a.Развитие
международного научно-
b.Диверсификация. Это направление призвано уменьшить чувствительность оборонных предприятий к оборонному заказу государства и снизить их зависимость от конъюнктуры на мировом рынке вооружений. Диверсификацию в некотором случае можно рассматривать как альтернативу конверсии[6]. Диверсифицированное предприятие получает возможность использовать финансовые возможности частного сектора для проведения НИОКР в военной области. В идеальном варианте это позволяет переложить издержки по разработке военной техники на начальном этапе на гражданский сектор, что должно приводить к удешевлению военной продукции и к значительной экономии при закупках вооружений в государственном масштабе. Диверсификацию российских предприятий можно продемонстрировать на примере АВПК «Сухой». В области производства гражданской продукции реализуются следующие проекты подготовлен к производству четырехместный Як-11; в Комсомольске-на-Амуре военные заводы выпускают катера и яхты;
готовятся
к выпуску 6-местного самолета-амфибии
Бе-103; осваивается выпуск дельтапланов;
планируется создать в Комсомольске-на-Амуре
автосборочный комбинат (в дальневосточном
регионе никто не производит легковых
машин - есть рыночная ниша), а близкое
расположение КнААПО к Южной Корее и Японии
поможет снизить транспортные расходы
по доставке комплектующих.
c.Горизонтальная интеграция. Вопрос
о налаживании горизонтальных
связей встал после распада
СССР, когда обрушились
При анализе
политических факторов имеет смысл
говорить о недостатках в первую очередь
внешнеэкономической политики России.
Пересмотр стратегии политики в области
оборонного заказа, экспорта продукции
ВПК является настоятельным требованием
времени. Поэтому к ключевым моментам
здесь можно отнести следующее.
a. а) Обвальное падение совокупного спроса. Основными отрицательными характеристиками является, во-первых, падение совокупного внутреннего спроса на продукцию как военного (падение оборонного заказа в 5-7 раз за 1988-1995 гг., особенно на почти 70% за год в 1992 году), так и гражданского назначения (с 1994 по 1995 гг. производство отечественных холодильников и морозильников упало на 44%, цветных телевизоров - на 70%, швейных машин — 83%). При этом, как правило, темпы спада в продукции чисто военных отраслей были выше темпов спада в производстве гражданских товаров в оборонной промышленности, и это на фоне самого низкого среднего уровня заработной платы в военном секторе. Причиной снижения спроса на гражданскую продукцию явилось переключение потребителей внешней торговли на более качественный и дешевый импорт. Снижение внутреннего спроса в результате переключения на импорт и инфляции не было компенсировано должным увеличением экспорта. Между тем мероприятия по сокращению бюджетных закупок вооружений в развитых странах всегда сопровождаются мерами государственного стимулирования экспорта. Так, в то время как оборонный заказ СССР(РФ) за рассматриваемый период снизился в 5-7 раза, в США он упал в 2 раза, а в целом же американские военные поставки с учетом экспорта уменьшились всего на 15-20%. С учетом вышеизложенных соображений политика стимулирования экспорта вооружений приобретет весьма значительный вес. Можно выделить два направления в форсировании экспорта:
1.экономический:
a.государственном кредитовании экспортных
поставок;
b.страхование кредитов;
c.применении гибких
d.выпуск вооружения за
2.административно-
a.проведение выставок, демонстраций;
b.помощь в публикации брошюр,
деловой информации и их
c.проведение консультационных, маркетинговых
услуг;
d.постоянный мониторинг
e.создание центров по
Информация о работе Эволюция ВПК в краткосрочной перспективе