Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:48, контрольная работа
Цель данной работы является выявление основных аспектов государственного регулирования экономики и оценка необходимости государственного вмешательства в рыночные отношения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие вопросы:
- рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и роль государства в экономике;
- изучить способы воздействия государства на рыночный механизм;
- показать эволюцию роли государства в экономике в теориях ведущих экономических школ.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины государственного вмешательства в экономику и роль
государства в экономике…………………………………………………………5
2. Способы воздействия государства на рыночный механизм………………...8
3. Эволюция роли государства в экономике в теориях
ведущих экономических школ……………………………………………….....11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Причины государственного вмешательства в экономику и роль
государства в экономике…………………………………………………
2. Способы воздействия государства на рыночный механизм………………...8
3. Эволюция роли государства в экономике в теориях
ведущих экономических школ……………………………………………….....11
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение.
В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к другим типам устройства ведения хозяйства на национальном и глобальном уровнях. Но, как и, к примеру, в плановой экономике, так и в рыночной есть свои изъяны. Не всегда использование принципов «невидимой руки» А. Смита и «эффективности по Парето» столь эффективно сказывается на развитии экономики государства, как если бы последнее не следовало принципу laissez-faire, то есть регулировало определенным образом экономику. Американские ученые Э. Аткинсони и Дж. Стиглиц в свою очередь отмечают, что «есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей ситуацию негосударственной экономики» [8, с.35]. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния государства на экономику.
Во всех экономических
системах государство регулирует экономику,
такое регулирование в
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики.
Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Актуальность данной темы определяется тем, что экономика Российской Федерации представляет собой преимущественно рыночную систему, но вместе с тем в ней большой упор делается на централизованное планирование, и экономические функции государства играют очень существенную роль.
Объектом исследования является государственная экономика, как сфера взаимодействия экономики и государства. В качестве предмета исследования выступает экономические функции государства и государственное регулирование экономики.
Цель данной работы является выявление основных аспектов государственного регулирования экономики и оценка необходимости государственного вмешательства в рыночные отношения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие вопросы:
- рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и роль государства в экономике;
- изучить способы воздействия государства на рыночный механизм;
- показать эволюцию роли государства в экономике в теориях ведущих экономических школ.
1. Причины государственного
Еще в XVIII веке американский исследователь Адам Смит определил следующие функции правительства государства:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства. [13, c.52]
По сей день никто не оспаривает необходимость данных функций, кроме того, к ним даже добавились новые, востребованные современностью. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один, даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но, что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка – процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не прямо устанавливают цены на отдельные товары, как при центральном планировании, но, регулируя процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться».
Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории. Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок, государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Разумеется, представления
различных экономистов и
Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования [7, с.123].
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.
2. Способы воздействия государства на рыночный механизм
Государство может оказывать воздействие на рыночный механизм разными способами, в том числе, через свои расходы, систему налогообложения, государственное предпринимательство, а также через государственное регулирование экономики.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов, однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она всегда весома [7, с.234].
Одним из самых мощных способов воздействия государства на экономику по праву считается государственное регулирование. Оно способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной.
Законодательная форма означает, что
принимаются специальные
Примером законодательной
Налоговая и кредитная формы
регулирования предусматривают
использование налогов и
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.
3. Эволюция роли государства в экономике в теориях ведущих экономических школ
Какова оптимальные степень и характер государственного регулирования в экономике? Именно этот вопрос, отражая собой, противоречие свобода-принуждение пронизывал эволюция экономической мысли, сопровождавшей историческое развитие.