Эволюция экономической роли государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является выявление основных аспектов государственного регулирования экономики и оценка необходимости государственного вмешательства в рыночные отношения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие вопросы:
- рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и роль государства в экономике;
- изучить способы воздействия государства на рыночный механизм;
- показать эволюцию роли государства в экономике в теориях ведущих экономических школ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины государственного вмешательства в экономику и роль
государства в экономике…………………………………………………………5
2. Способы воздействия государства на рыночный механизм………………...8
3. Эволюция роли государства в экономике в теориях
ведущих экономических школ……………………………………………….....11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

8. Эволюция экономической роли государства.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Меркантилисты XVII в., пионеры  нормативной экономической теории, писали о том, что только детальное  руководство со стороны правительства  способно обеспечить порядок в хозяйственной  сфере. Они видели в государственном  руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

В XVIII в. рынок и свобода  отбросили заповеди меркантилистов. Следующей ступенью развития представлений  о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе  и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.

Если в XVIII – XIX в. экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав, то XX в. был ознаменован почти повсеместным укреплением активного экономического присутствия государства. Со второй половины XIX в. национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века был связан со взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании. Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. По существу, теория Кейнса является "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются[13, с.45]:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры и поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста: высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е условия воспроизводства резко ухудшились, был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. [13, с. 50–54]

Теоретической основой  неоконсервативной модели послужили  концепции неоклассического направления  экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Противодействовать им могут антиинфляционные мероприятия на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателя.

Таким образом, в неоконсервативной  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. 

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов: от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

 

 

Заключение

 

В заключении стоит отметить, что для сглаживания социальных противоречий связанных с производством распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне, и правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом, трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х гг. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали.

В XXI в. человечество стоит  перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агапова Т.А, Серегина С.Ф. // Макроэкономика: Учебник для вузов / Под общей ред. Сидоровича А.В. Изд. 8-е, перераб., доп. М.: «Дело и сервис», 2007.

2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. // Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Любимова Л.Л. М.: «Аспект Пресс», 2005.

3. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КРОНУС, 2004. – Гл. 9.

4. Видяпина В.И. // Энциклопедия рыночного хозяйства. Государственное регулирование рыночной экономики. / М., 2007.

5. Денисов Б., Богачева Г. Современный взгляд на экономическую роль государства // Маркетинг. – 2006. – № 4(53).

6. Кувалин Д. Тревожный симптом  //  Экономика и жизнь. –  2003. –   № 11.

7. Курс экономической теории / Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, 6-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2007.

8. Кушлина В.И. // Государственное регулирование рыночной экономики, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005.

9. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной, 3-е изд., перераб. и доп. М.: «КНОРУС», 2007.

10. Николаева М.А., Махотаева Н.Ю. Эволюция государственной экономической политики России / Мировая экономика и международные отношения. – 2003.– № 5.

11. Пороховский А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекциям) // Российский экономический журнал. - 2002. – №9.

12. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие/ под ред. проф. М.Н. Чепурина, 12-е изд., стереотип. - М.: Юстицинформ, 2006.

13. Экономическая теория: учебник для студентов вузов/ В.Д. Камаев, М.А. Абрамова, Л.С. Александрова и др.; Под ред. В.Д. Камаева, 9-е изд., доп. и перереаб. – М.: ВЛАДОС, 2006.

14. Эльянов А. Государство и развитие // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 1.

15. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) // Вопросы экономики. – 2002. – №11.

 


Информация о работе Эволюция экономической роли государства