Экономика. Предметы и методы экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей, с помощью производства благ и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomika.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

                        Виды обмена (торговли):

 

  1. Натуральный (бартерный) обмен -  без участия денег.
  2. Розничная торговля - небольшие объемы продаж товаров потребителю
  3. Оптовая торговля -  крупные партии товаров. Для производства,  перепродажи.
  4. Биржевая торговля-  крупные партии по технической документации, либо продажа контрактов на поставку.

 

Сущность обменных процессов  и выгодность специализации и  торговли была доказана принципом абсолютного и сравнительного преимущества.

(Давид Рикардо)

обувь


(пары)


   80

 

 

 

 

   20                   Б


 

                А


                            40                    60

 

Ремесленник Б  более  производителен, чем  А   в производстве обуви и ткани и, следовательно,  имеет по отношению к А абсолютное преимущество.

Но если сравнить их производительность через теорию альтернативной стоимости, то получится следующая картина:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Ремесленник   А

      Ремесленник Б

Производство                 ткани

Производство обуви

Производство ткани

Производство обуви

1 <=>  ½ пары

  

     покупка

     1 пары

½ пары<1 пары

=> альтернативная стоимость производства < АС покупки

1 <=> 2 метра

 

1 метр 

2 метра> 1 метра

 

=>

АС производства> АС покупки

1 метр <=> 1,33пар обуви

=> покупка 1  пары  обуви

 

Ас производства > АС покупки

 

(ткань выгодно покупать)

 

1 пара обуви <=> 0,75 метров ткани

=> покупка 1 метра  ткани

 

АС производства < АС покупки

(обувь выгодно продавать

(производить))


 

 

 

Выгодно производить  ткань, обувь выгодно покупать.

 

Производство и покупку  товаров выгоднее осуществлять с  наименьшими альтернативными затратами.

 Принцип  сравнительного преимущества:

Общее производство товаров  будет наибольшим, если производство каждого товара, участвующего в обмене, осуществляется с наименьшими затратами.

Таким образом, несмотря на абсолютное  преимущество ремесленника  Б  , он имеет сравнительное  преимущество по отношению к  А только  в  производстве обуви.

  Зато ремесленник  А имеет по отношению к  Б  сравнительное преимущество в производстве ткани.

     Принцип  сравнительного преимущества наиболее  активно применяется в международной  торговле, но и во внутреннем  товарообороте имеет значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

ТЕМА 7: ПОТРЕБЛЕНИЕ.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ  ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

 

Потребление  -  использование  экономического продукта с целью  удовлетворения потребностей.

Потребление и производство  взаимосвязаны и оказывают друг на друга взаимное влияние.

 Уровни:

  1. Личное (семейное) потребление.

Структуру этого уровня определяет сам потребитель, исходя из потребностей, а также цен по сравнению  с доходами.

  1. Производственное потребление.

Структуру этого уровня  определяет руководство, исходя из потребностей производственного процесса, финансовых возможностей предприятий и ситуации на рынке.

  1. Общественное потребление.

Использование  экономических  благ для удовлетворения потребностей общества в : а) обороне, б) охране правопорядка и безопасности,  в) охране здоровья, г) образовании и культуре, д) охране и восстановлении окружающей среды, е) международных контактах; и так далее.

 

Структуру определяет государство  при составлении государственного бюджета.

 

                     ВИДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ.

  1. Конечное, т.е. потребление готовых продуктов.
  2. Промежуточное потребление.

Необходимо затрачивать  дополнительные ресурсы для готовности к потреблению.

   Процесс потребления  регулируется  действием закона  убывающей предельной полезности.

Полезность (не польза)  -  способность экономических  благ  удовлетворять потребности.

Предельная полезность  -  полезность дополнительного одного блага.

Каждая следующая (доп.) единица блага имеет для потребителя  меньшую предельную полезность, чем  предыдущая.

Действие закона и  уровень предельной полезности зависит  от количества уже имеющихся у потребителя аналогичных благ, а также от качества самих благ и соответствующих им потребностей.

В отношении некоторых  потребностей этот закон не действует.

 

 

 

 

ТЕМА 8 :ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

 

Экономические системы  -  формы организации хозяйственной жизни общества,  различаются по:

  1. господствующей форме собственности на  основные виды ресурсов;
  2. по способам  решения главных вопросов экономики.

 

Основные типы экономических  систем.

 

I.   Традиционная экономика

II. Командная или централизованная экономика

          III. Рыночная экономика

IV. Смешанная экономика.

 

 

 

I. Традиционная экономика - все экономические решения принимаются в соответствии с установленными традициями, опытом и сложившейся культурой хозяйствования.

Господствующая форма собственности   -  либо общественная, либо частная собственность привилегированных слоев общества.

 

Основные черты:

 

    1. Хозяйства, замкнутые на себя;
    2. Труд универсален, специализация на низком уровне, производится в основном простой продукт.
    3. Торговля была, но не играет определенной роли в хозяйственной деятельности, так как в основном торгуют  излишками и в  случае крайней необходимости.

 

Традиционная экономика  -  натуральный тип  хозяйства.


Положительные                                       Отрицательные

 черты:                                                         черты:

 

а) стабильность и                         медленные темпы

предсказуемость                           развития

 

б) независимость и                       низкая специализация

   самодостаточность

 

в) за счет постоянного                   определяет низкую

сохранения опыта и                        производительность труда традиций

возможность достичь                     следовательно, невозможно

высокого уровня                             наращивать производства

кустарных технологий                   отсюда низкий уровень

 и качества изделий                        жизни большинства населения

в отдельных ремеслах.                   Неспособность противиться 

                                                          внешним  воздействиям

 

II. Централизованная (командная) экономика.

 

Господствующая форма  собственности  -  государственная (или общественная).

Регулирование экономических  процессов и принятие решений  по главным вопросам экономики осуществляется центральными органами власти с помощью  командно-административных методов управления.

Главный способ управления  -  директивное планирование. Управление хозяйственной деятельностью с  помощью разработки обязательных для  выполнения плановых заданий по производству и распределению благ и услуг.

 

Большинство производимых благ и услуг в полной мере не являются товарами, так как действует тотальная распределительная система, и товарно-денежные отношения работают только на уровне розничной торговли.

 

Государственные цены на всё (других нет).

 

Отрицательные стороны:

а) невозможно создать идеальный и точный план развития хозяйства, следовательно, неизбежны  ошибки, нестыковки, диспропорции развития отраслей экономики, а, следовательно, дефициты, неравномерность развития, низкий уровень жизни.

б) большой бюрократический  аппарат  -  большие расходы на его содержание, инертность, бюрократизм.

в) отсутствие конкуренции  приводит, с одной стороны, к отсутствию стимулов к труду, и низкой его  производительности, с другой стороны, к снижению качества продукции, замедлению развития самой экономики.

Преимущества плановой экономики в сфере производства: из-за четкости цели и задач и  высокой ответственности за выполнение, а также  применение неэкономических  стимулов повышения эффективности  труда.

Стабильность и предсказуемость.

Бесплатность для населения некоторых услуг.

Удобство использования  командных механизмов в экстремальных  ситуациях.

                    III. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Основные черты:

  1. Господствующая форма собственности  -  частная.
  2. Регулирование экономических процессов осуществляется собственниками, предпринимателями, покупателями (основные участники) за счет постоянно меняющегося соотношения спроса и предложений.
  3. Обмен товарами свободный, играет решающую роль в экономических связях.
  4. Цены свободные и определяются через отношения покупателя и продавца.
  5. Конкуренция.
  6. Основной способ управления и осуществления рыночных связей  -  система договоров, контрактов, правового регулирования.

 

Положительные черты:

    1. Гибкая, способная к  модернизации и приспособлению к новым условиям система, обеспечивает быстрое, скачкообразное развитие.
    2. Бездефицитность из-за высокой конкурентности.
    3. Возможность работать на собственную выгоду приводит к высокой эффективности труда, высоким доходам, высокому уровню жизни.
    4. Обязательность хорошо развитой правовой системы правового государства и демократических институтов.

Отрицательные черты:        

  1. Кризисы, нестабильность.
  2. Безработица из-за конкуренции между работниками.
  3. Резкое расслоение, социальная дифференциация.
  4. Большая зависимость экономики от финансовых отношений.

 

 

IV. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА.

Экономическая система, которая создается на сочетании  позитивных

черт всех типов  на основе рыночной экономики.

Из традиционной экономики  - учет опыта и традиций хозяйственной  жизни.

Из командной экономики:

       -   государственное регулирование;

       -   государственный сектор экономики;

       -   индикативное планирование  (Способ  регулирования экономических процессов  с помощью определения рекомендуемых  целей развития производства  и создания финансовых и других  стимулов для тех экономических структур, которые следуют этим рекомендациям).

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 9: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РЫНКА.

 

  1. Спрос, закон спроса, факторы спроса.

 

Спрос  -  экономическое  понятие, которое характеризует  логику поведения потребителя на рынке. В экономике рассматривают  два родственных понятия: спрос  и величина спроса.

Величина спроса  -  это количество товаров, которое  готовы купить потребители по определенной цене в течение определенного  времени.

Спрос  -  количество товаров, которое готовы купить потребители при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени.

Факторы, формирующие  спрос:

- потребности

- полезность

- цена по сравнению  с доходами.

  

Кривая спроса

Закон спроса:  Повышение  цен на товар обычно приводит к снижению величины спроса на него и, наоборот, при прочих равных условиях, иллюстрируют и дополняют закон спроса следующие экономические эффекты:

  1. Эффект дохода. При росте личного дохода товар даже при сохранении цены на него становится дешевле относительной покупательской способности, и покупатель способен приобретать его в больших количествах, ни от чего другого не отказываясь.
  2. Эффект замещения или замены. При снижении или более медленном росте цены товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно других аналогичных  товаров, что дополнительно поощряет рост спроса именно на этот товар.
  3. Эффект нового покупателя  -  рост величины спроса на товар, связанный с тем, что при понижении цены его начинают покупать люди, которые раньше этого не делали.

 

 

       Поведение  потребителей в экономике рассматривается  двояко: 

     а) изменение  величины спроса  -  графически  -  как перемещение по кривой  спроса и зависит от изменения  цены.

     б) изменение  спроса в целом  -  графически  перемещение кривой спроса либо вправо, либо влево под влиянием неценовых факторов.

Неценовые факторы спроса:

     

  1. Изменение доходов большой массы потребителей.
  2. Субъективные вкусы потребителей (традиции, мода, религия).
  3. Цены на сопряженные товары (взаимозависимые, взаимодополняющие, аналогичные), эффект замены.
  4. Число реальных покупателей и доступность товара.
  5. Перспективное ожидание потребителей (праздники, сезон, войны).

Информация о работе Экономика. Предметы и методы экономической науки