Экономика и политический строй державы Маурьев в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре древней Индии второй половины I тысячелетия известно значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как письменных источников намного больше и они более определённо датируются, хотя археологических данных немного. К этому периоду относятся первые попытки исследования норм обычного права, дающие ценнейший материал, освещающий жизнь индийского народа с различных сторон

Содержание

Введение
1. Хронология правления царей династии Маурьев
2. Образование империи Маурьев
3. Границы империи Маурьев
4. Царская власть в эпоху Маурьев
5. Паришад и сабха
6. Налоги
7. Система провинциального управления
8. Городское управление
9. Развитие земледелия, ремесла и торговли
10.Рабство
11.Индийская сельская община
12.Распад империи Маурьев
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Экономика и политический строй державы Маурьев в Индии

 

 

 

 

                                                         План:

 

      Введение

 

1.  Хронология правления царей династии Маурьев

 

2.  Образование империи Маурьев

 

3.  Границы империи Маурьев

 

4. Царская власть в эпоху Маурьев

 

5.  Паришад и сабха

 

6.  Налоги

 

7.  Система провинциального управления

 

8.  Городское управление

 

9.  Развитие земледелия, ремесла и торговли

 

10.Рабство

 

11.Индийская сельская община

 

12.Распад империи Маурьев

 

Заключение

 

Источники и литература

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         2

 

                                                                                                                                                        

                                                       Введение

   Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре древней Индии второй половины I тысячелетия известно значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как письменных источников намного больше и они более определённо датируются, хотя археологических данных немного. К этому периоду относятся первые попытки исследования норм обычного права, дающие ценнейший материал, освещающий жизнь индийского народа с различных сторон. Одним из таких сборников является «Манавадхармашастра», обычно переводимый как «Законы Ману», так как составление этого сборника приписывается прародителю людей — Ману. Окончательно он сложился около начала нашей эры, но основной материал относится к периоду, значительно более древнему. В это же время появляются трактаты по различным вопросам. Самым важным из них является «Артхашастра» — «Наука о политике» — руководство царю в управлении государством. Составление «Артхашастры» приписывается главному советнику Чандрагупты Каутилье, и весьма возможно, что какое-нибудь его сочинение легло в основу того трактата, который дошёл до нас. Много данных об Индии этого времени имеется в буддийской и джайнской религиозной литературе, а также в работах греческих и римских авторов. От этого периода осталось значительное количество надписей, которые расшифрованы и содержат важнейшие сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         3

                                                                                                                                                       

1.Хронология правления царей династии Маурьев

 

   Империя Маурьев — государство в древней Индии 317—180 гг. до н. э. со столицей в Паталипутре. Государство Маурьев получило историческую значимость вскоре после походов Александра Македонского, как результат борьбы Чандрагупты с царями империи Нанда. Чандрагупта, известный греческим авторам как Сандракот, пытался привлечь Александра Македонского на свою сторону, но без успеха, и впоследствии расширял своё государство без помощи греков. Созданная им империя Маурьев находилась в постоянном контакте с Селевкидами и Греко-бактрийским царством. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил буддизм. Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки, в результате заговора Шунга, когда была установлена новая династия.

 

317 - 298 до н. э.

Чандрагупта

298 - 272 до н. э.

Биндусара

272 - 232 до н. э.

Ашока (Ашокавардхана Пиядаси)

232 - 225 до н. э.

Кунала Джармавивардхана(на Западе)

232 - 225 до н. э.

Дашаратха Деванампия(на Востоке)

225 - 215 до н. э.

Сампрати

212 - 202 до н. э.

Шалишука

202 - 195 до н. э.

Дэваварман

195 - 187 до н. э.

Шатадхану

187 - 180 до н. э.

Брихадратха


 

2.Образование империи Маурьев

 
   Антимакедонское восстание, которое привело к изгнанию македонских гарнизонов из Индии, возглавил Чандрагупта. Воспоминания о Чандрагупте — одном из самых замечательных государственных деятелей в истории Индии, прочно сохранялись в народной памяти. Но достоверных данных о нём и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр, и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Панды, но в результате какого-то столкновения с царём бежал в Пенджаб. Здесь он встретился с Александром Македонским. Возможно, ещё до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н. э.) или вскоре после изгнания, он организовал поход в Магадху, сверг Дхана Нанду и сам занял престол. Этим он положил начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства. По родовому имени Чандрагупты, основанная им династия носила название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нанда и воцарении Чандрагупты, сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты. Он был выдающимся государственным деятелем, сторонником сильной царской власти. 
Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли.

                                                                                                                                                         4

 

Ко времени его царствования относится ещё одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н.э. Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского. Но при вторжении в Индию, он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия уже была объединена. Подробности войны Селевка с Чандрагуптой не известны. Условия заключённого между ними мирного договора показывают, что поход Селевка был неудачным. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жёны индийскому царю свою дочь. Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в дальнейших войнах Селевка. 
Умер Чандрагупта, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счёт государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата, что значит «истребитель врагов». 
Сын его Ашока (около 273—236) до воцарения был наместником в северо-западной, а затем в западной части государства. Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования, он присоединил ещё одно государство

 Южной  Индии — Калингу (современная  Орисса). «Сто пятьдесят тысяч  человек было угнано оттуда, сто  тысяч убито и во много раз  больше умерло»,— рассказывает  об этом сам Ашока в одной  из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги власть Ашоки распространилась на всю Индию, за исключением крайней южной части полуострова. При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Ашоке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма.

Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии.

Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки имеются важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев.

3.Границы империи Маурьев

   Империя Маурьев включала огромною территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве, во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев». Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями. О появлении новых представлений в маурийскую эпоху может свидетельствовать различная характеристика, которую дают источники магадхскому царю Биндусаре и императору Ашоке. Если первый назывался «царем прадеши», т. е. небольшой территории, провинции, то Ашока считался «всеправителем над Джамбудвипой», т. е. всей Индией. Для определения границ империи Маурьев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определенную ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами. Для определения западных границ империи большое значение имело открытие в Кандагаре —центре Арахосии, эдиктов Ашоки. Это ясно указывает на вхождение Арахосии (область современного Афганистана) в его империю.                                                                              5

В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются ионы и камбоджцы, как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались еще при Александре Македонском. В Арахосии жили также и камбоджцы (иранское племя), о которых упоминается во многих древнеиндийских источниках, как о прекрасных всадниках и коневодах. Язык камбоджцев почти неизвестен, но поскольку в арамейской версии эдикта Ашоки из Кандагара имеется много иранских слов, можно предположить, что эта версия предназначалась для камбоджцев. Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком). Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно предположить, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии. Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки, как не входящие в его государство. Однако Маурьи поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии.

4.Царская власть в эпоху Маурьев

   В магадхско-маурийскую эпоху происходит дальнейшее усиление монархической власти и постепенное падение роли институтов племенного управления. Особенно усилилась власть царя в период Маурьев. Это нашло отражение и в эдиктах Ашоки, и в «Артхашастре». Царь считался основой государства. ««Государство — это царь», заявлял автор «Артхашастры». Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей (обычно старшего) наследником престола, хотя захват престола сопровождался острой борьбой между царевичами. При вступлении на престол, царь совершал особую церемонию воцарения — абхишеку, которая  сопровождалась пышными празднествами. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция «чакравартитта» (дословно — «вращающий колесо власти») — единоправителя, власть которого распространялась на огромные территории от Западного до Восточного океана, от Гималаев до Южных морей. Особенно подробно эта концепция изложена в «Артхашастре». В конечном итоге это отражало новый этап в развитии индийского государства, связанный с образованием огромной империи. Судя по надписям Ашоки, маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты Ашоки изданы от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. В «Артхашастре» подробно описываются функции царя, его времяпровождение. Особое внимание уделялось охране царя, так как при дворе часто устраивались заговоры. Мегасфен, находясь при дворе Чандрагупты, обратил на это особое внимание и записал в своем труде: «Царь не спит днем, и даже ночью вынужден время от времени менять ложе из боязни злого умысла. На охоту царь выступает в окружении женщин, а вне круга женщин идут копьеносцы.                                                    6

С обеих сторон путь процессии огражден веревками. Тому, кто зайдет за веревку к женщинам, грозит смерть». Большую роль при дворе играл царский жрец, который принадлежал к влиятельному брахманскому роду. Царь сам выбирал себе надежных помощников, хотя и за ними была установлена секретная слежка. Царь устраивал специальные испытания своим приближенным. Нечестным угрожали рудники. Службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень. Особое внимание уделялось наблюдению за царевичами, которые, как говорится в «Артхашастре», «подобно ракам, пожирают своего родителя». Ночью царь принимал тайных агентов, а днем, как рассказывает «Артхашастра», занимался различными государственными делами и предавался развлечениям. Царь считался и командующим армией. Судя по сообщению Мегасфена, численность царского войска была огромной. В военном лагере Чандрагупты находилось 400 000 солдат.

5.Паришад и сабха

   Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников — паришад. Этот институт не был введен Маурьями (он существовал в предшествующие эпохи), хотя именно при Маурьях паришад приобрел функции политического совета. О паришаде упоминают эдикты императора, подробно его деятельность изложена в «Артхашастре», в которой он называется мантри-паришадом (собранием министров царя). Совет занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал и узкий тайный совет, состоящий только из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел, могли вместе собираться члены обоих советов. В «Артхашастре» подчеркивается, что количественный состав паришада зависел от нужд государства. При Ашоке паришад стал заниматься контролем за выполнением норм дхармы и устанавливал обязанности для чиновников выезжавших в инспекционные поездки по стране. Судя по одному из эдиктов Ашоки, паришад мог собираться и без царя, хотя Ашока требовал, чтобы в случае экстренных событий ему немедленно сообщали об этом. В самом паришаде нередко вспыхивали жаркие споры, порой приводившие к вмешательству царя. Иногда противоречия возникали между царем и паришадом; особенно острые формы они приняли в последний период правления Ашоки, когда сложилась оппозиция против царя.                                                                                               Паришад, как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды, например в ведийскую эпоху, паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывавшим значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада уменьшается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли с ним не считаться.

Информация о работе Экономика и политический строй державы Маурьев в Индии