Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 17:22, реферат
На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
Введение
1. Состояние системы образования в России
2. Образование как отрасль экономики
2.1 Образование как экономическая субстанция
2.2 Образование как производственный процесс
2.3 Образование как услуга и товар
2.4 Рынок образовательных услуг
3. Зарубежный опыт поддержки высшей школы
3.1 Зарубежный опыт реформ в образовании
3.2 Формирование европейского образовательного ареала
3.3 Новые подходы к финансированию в эпоху массового образования
3.4 Возрастание роли внебюджетных средств
4. Перспективы развития высшего образования в России
Великобритания
Первоначально с целью создания конкуренции между вузами была введена плата за образование по системе "деньги идут за студентом", которая поступала из бюджета. Но в связи с возрастающей нехваткой средств в этом секторе с 1998 г. была введена плата в размере 1000 фунтов стерлингов за год обучения независимо от типа и направления образовательной программы. При этом 30 %, студентов, относящихся к семьям с низкими доходами, получают полную компенсацию оплаты; 40 % студентов, которые принадлежат к наиболее зажиточным слоям населения, платят всю установленную сумму; оставшиеся 30 % - получают частичную компенсацию, исходя из уровня индивидуального дохода. Введение платы первоначально привело к снижению численности поступающих, но уже в последующие годы она снова стала возрастать.
В 1990 г. началось постепенное внедрение студенческого кредита с вытеснением доли субсидий в виде грантов, предоставляемых ранее примерно 70 % поступающих в вузы и колледжи. Кредит подлежал возврату в течение 5-7
лет после обучения. С 1994 г. доля кредита возрастала ежегодно на 10 % и на столько же уменьшалась доля субсидий-грантов. В 1998 г. их доли в финансировании студентов сравнялись. После введения оплаты за обучение в 2000 г. субсидии были полностью отменены. Кредит стал единственной формой финансовой поддержки для учащихся.
Студенческий кредит предоставляется правительственной компанией. Установлен довольно высокий процент, который оплачивает работодатель.
На сегодняшний момент все студенты имеют право на базовые выплаты, которые не связаны с оценкой дохода. Таким образом, большинство студентов могут получить примерно три четверти максимального объема займа, тогда как остающаяся четверть зависит от получаемого дохода. Такой заем будет выше для тех студентов, которые живут отдельно от семьи и учатся в Лондоне, чем для молодежи, обучающейся в других местах, и еще ниже для студентов, проживающих с родителями. Все отвечающие требованиям студенты могут использовать до 75% этого максимального займа. Возможность студентам получить остальные 25% зависит от их дохода и, если это актуально, от дохода их супругов или родителей. Однако наличие иждивенцев сокращает вклад родителей, и студентов могут считать независимыми от родителей, если им 25 или более лет, если они состоят в браке, по меньшей мере, 2 года или обеспечивают себя самостоятельно на протяжении, по меньшей мере, трех лет до начала обучения.
В 2004 г. Великобритания вернулась к системе грантов, выделяемых нуждающимся студентам. Процентная ставка не устанавливается, а равна проценту инфляции, причем действует ограничение: она не может превышать банковской ставки плюс 1%. Выплаты напрямую связаны с доходом должников, и их сбором занимается служба внутренних доходов. Должники начинают выплаты только после завершения или прекращения обучения, когда их доход превышает пороговый уровень, устанавливаемый ежегодно. Выплаты высчитываются как процент от доходов выше порогового уровня в размере 9%. Так, например, при годовом доходе 12000 фунтов выплачивается 15 фунтов в месяц. Эта процентная ставка может рассматриваться как 9%-й налог на приращение дохода, получаемого выпускниками или лицами, прекратившими обучение, и превышающего пороговый уровень, взимаемый до тех пор, пока заем не выплачен, должник не достиг возраста 65 лет, не стал инвалидом или не умер.
В результате дебатов по поводу повышения платы, устанавливаемой правительством за обучение для студентов, было принято решение о повышении с 2006-2007 учебного года платы до 3000 фунтов в год. При этом правительство будет предоставлять льготные ссуды на обучение и различные иные льготные схемы, связанные с налоговыми выплатами.
Германия
С 1970-х годов в Германии наблюдался
резкий скачок поступающих в высшие учебные
заведения. Государственные расходы в
реальном выражении не уменьшились. С
1980 года по 1990 год число студентов первых
курсов возросло с 189 963 человек, до 277 868
человек, а с 1990 года по 1999 год их количество
возросло до 290 983 человек. За этот период
(1990-1999 гг.) численность профессорско-
Студенты не платят за обучение, за исключением тех, чей период пребывания в вузе превышает обычные сроки (только в некоторых землях) и тех немногих, кто поступил в частные вузы. Дебаты по поводу введения платы идут, но без создания адекватной системы компенсации развития не получают.
Существующая система помощи
студентам осуществляется на основании
Федерального закона о помощи образованию
(Bundesausbildungforderungsges
Финансовая помощь предоставляется в зависимости от размера дохода семьи студента и может быть получена либо в виде гранта, либо в виде ссуды. Многие студенты пользуются этими возможностями. Выплата не включает процентов, а период отсрочки достаточно длительный: выплата должна начаться только через 5 лет после окончания обучения.
По новым правилам, принятым в 2000 г., половина суммы средств, выделяемых в виде помощи студентам из малообеспеченных семей, должна быть возвращена в течение пяти лет после получения диплома при нулевом проценте. Достигнут общественный консенсус по введению в ближайшее время платного образования при следующих условиях: дифференциация размера оплаты в зависимости от доходов семей, сохранение системы финансовой поддержки беднейшим студентам.
Голландия
Практикуется система базового учебного гранта для всех студентов. С 2000 г. она дополняется платой за обучение в размере примерно 1300 долл. США и постепенной заменой системы грантов кредитованием. Но уже с 1996 г. субсидии выдаются на условиях специфического стимулирующего кредита, основным условием которого является успешное и своевременное завершение учебной программы. При соблюдении условий грант трансформируется в безвозмездную ссуду, но становится платным кредитом при недостаточных показателях успеваемости. Наименее популярные направления подготовки (инженеры) имеют дополнительные льготы. Учитывая нежелание студентов брать кредиты, особенно после введения процентной ставки, и стремление получить занятость сразу после школы, совмещая впоследствии работу с вечерним образованием, с 2001 г. был введен новый вид гранта. Он выдается работающим студентам на период 10, а не 6 лет, как это практикуется для студентов дневного отделения.
Студенческий кредит также может быть конвертирован в субсидию при условии высоких академических показателей. Выплата начинается по истечении двух лет после завершения обучения. Процент установлен по формуле: существующий процент на заимствования + 1% бонуса.
США, Канада
Послешкольное образование - преимущественно платное. Действует развитая система студенческого кредита. Кредиты предоставляются частными банками и правительственными финансовыми учреждениями.
В США система образовательного кредитования считается наиболее разработанной. Ее отличительной особенностью является то, что возможностью получить необходимые средства на образование обладает практически каждый желающий. Система федеральных займов учитывает интересы людей с самыми разнообразными финансовыми возможностями. Для получения федерального студенческого займа не требуется никакого залога, проценты по кредиту минимальны, гарантом выплаты является правительство. Правда, сумма кредита невысока, и поэтому денег федерального займа не всегда хватает на оплату всего курса. В таком случае можно воспользоваться родительским займом. Основным инструментом конкурентной борьбы на этом секторе финансового рынка становятся разнообразные скидки, предоставляемые банками для своих заемщиков.
Уровень государственного финансирования высшего образования в США составляет примерно 51% . При этом государственное финансирование имеют и частные вузы, правда, в меньшем объеме (около 17%). Кроме непосредственно оплаты обучения кредиты используются для покрытия издержек на проживание, питание, приобретение учебной литературы.
Основные типы образовательного кредита, существующие в США:
студенческий заем (student loan) – эти займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения; студенты, находящиеся на иждивении могут заимствовать до $2625 на первом курсе, $3500 на втором курсе и $5500 на каждом последующем курсе; студенты, имеющие самостоятельный доход могут заимствовать дополнительно $4000 на первых двух курсах и $5000 на последующих; аспиранты могут заимствовать $18500 в год, но только $8500 из этой суммы субсидируются.
родительский заем (parent loan) – родители студентов, находящиеся на иждивении, могут взять внешний кредит для обеспечение своих детей материальной помощью;
частный заем (private loan);
объединенный заем (consolidation loan). Который позволяет заемщику объединит все свои займы в один заем для упрощения выплаты.
Одновременно с расширением поддержки студентов и их семей федеральное правительство ужесточает контроль за использованием выделенных средств и возвратом кредитов. Министерство образования США принимает меры по предотвращению практики отказа от выплаты задолженности по полученным от федерального правительства студенческим образовательным кредитам. Иногда такие отказы основываются на предоставлении ложных сведений о смерти или нетрудоспособности получателей кредитов. С осени 2000 г. Министерство образования США стало требовать от студентов возврата той части полученной ими от федерального правительства помощи, которая не была использована на получение образования, и пытается взыскать просроченную задолженность по федеральным кредитам на обучение с тех, кто мошенническим образом добился списания своей задолженности. Материалы в случаях мошенничества передаются в министерство юстиции, а размеры штрафов определяются в зависимости от величины задолженности по студенческим кредитам. Допустимым уровнем доходов выпускников, отчисляемых на покрытие образовательных займов, считается 9-10%.
В Канаде образовательные займы (кредиты) предоставляют банки и финансовые компании. Форма государственной поддержки — возврат по этим займам гарантируется правительством. Срок займа для студентов дневной формы обучения — 9,5 лет, а для студентов вечерней формы обучения — 2 года. Банковский процент по кредитам зависит как от банка, так и от провинции, где расположен университет и выдается заем, т.к. высшее образование Канады находится в ведении провинций и территорий. Органы управления, создаваемые в соответствии с законодательными актами провинций, отвечают за все сферы деятельности вузов, наделены значительными полномочиями в управлении финансами (хотя финансируются вузы в основном из федерального бюджета) и определении учебных программ. Поэтому проценты по образовательным кредитам в разных провинциях различны.
Китай
В 1996 г. введено платное высшее образование. Размер оплаты - 500-700 долл. США в год. Еще примерно столько же составляет плата за проживание в общежитии, которую устанавливает администрация провинции. Проводится эксперимент по внедрению студенческого кредита с лета 1999 г. Государство не берет на себя ответственность за риск. Бремя риска возлагается на физических лиц, гарантирующих банку возврат. Оплата - 10,8 % годовых. Половину из них платит государство. Срок возврата - 4 года. С помощью займов правительство стимулирует и распределение кадров. Кредит списывается с выпускников, которые отработают определенный срок в отдаленных районах.
Швеция
В Швеции обучение бесплатное, но студенческий кредит существует с 1960 г. Сопутствующие расходы (проживание, учебники и т.д.) — оплачиваются студентами. Многие (до 95% от общего числа студентов) обращаются за кредитами в государственную кредитную контору. Размер кредита в пересчете на доллары США от 17 до 23 тысяч выдается под 1,5-2% годовых. Срок возврата — не ограничен, иногда выплаты растягиваются до пенсии. После оформления кредита студенту выплачивают примерно 600 долларов в месяц. К этим деньгам государство безвозмездно добавляет еще 250 долларов. Если учащийся не выполнил учебный план на месяц или семестр, государство автоматически прекратит выплаты.
Выплаты кредита начинаются после того, как студенты перестают получать финансовую помощь, и обычно после минимального периода отсрочки в шесть месяцев. Выплата зависит от дохода должника, точнее, она основывается на общем правиле: должники должны платить 4% от своего годового дохода через налоговую систему.
В связи с низкой отдачей высшего образования (менее 6%) студенты стали проявлять меньшую заинтересованность в получении кредитов. В последнее время в Швеции была увеличена грантовая часть поддержки. Доля гранта (который предоставляется только студентам, живущим отдельно от родителей) выросла с 14% помощи в 1993 г. до 22% в 1994–1995 годах, а затем до 26% в 1997 году.
Южная Африка
Высшее образование в основном платное. Студенческий кредит выдается в размере от 250 до 2400 долл. США, и только нуждающимся студентам. 40 % суммы могут быть трансформированы в грант при условии успешной сдачи всех экзаменов. Установлены также условия для частичного списания кредита.
Можно сделать вывод, что почти все страны Запада давно уже перешли на платную систему образования. Но это не говорит о том, что образование перестало быть доступным. Разработав рациональную систему предоставления кредитов на образование, обеспечение студентов грантами и субсидиями, государства создают дополнительный стимул хорошей успеваемости и своевременного окончания вуза, тем самым обеспечивая себя высококвалифицированными специалистами.
4. Перспективы развития высшего образования в России
Перспективы развития высшего образования в России находят свое отражение в документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». Остановимся на нем поподробнее.
«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренный Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют и дополняют основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.
Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования, вместе с тем, при ее реализации не была осуществлена часть мер, запланированных в 2001-2003 гг. Недостаточная результативность и продуктивность реализации Концепции были обусловлены не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными механизмами их осуществления, слабой общественной поддержкой, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных объединений, весомой части субъектов Российской Федерации, недостаточностью ресурсного обеспечения, выделяемого всеми уровнями бюджетов.
Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем постепенного ввода в действие управленческих механизмов нового типа.
В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Информация о работе Экономика образования в России: проблемы и перспективы