Экономика образования в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 17:22, реферат

Краткое описание

  На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.

Содержание

Введение
1. Состояние системы образования в России
2. Образование как отрасль экономики
2.1 Образование как экономическая субстанция
2.2 Образование как производственный процесс
2.3 Образование как услуга и товар
2.4 Рынок образовательных услуг
3. Зарубежный опыт поддержки высшей школы
3.1 Зарубежный опыт реформ в образовании
3.2 Формирование европейского образовательного ареала
3.3 Новые подходы к финансированию в эпоху массового образования
3.4 Возрастание роли внебюджетных средств
4. Перспективы развития высшего образования в России

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время приоритетными направлениями государственной политики в области образования должны стать:

повышение качества профессионального образования;

развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация планов модернизации российского образования позволит решить многие давно назревшие проблемы, в том числе, обеспечение роста социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, повышение материального благосостояния работников образования и многие другие.

Вместе с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки системы образования в целом.

В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»

17 октября 2007 года Совет  Федерации одобрил закон, совершенствующий  систему высшего профессионального  образования в России, в соответствии  с которым в России будет  введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

У каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Министерство образования и науки РФ, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В целом переход к двухуровневой системе высшего образования даст возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.

Недавно ходили слухи, что магистратура будет платной, но они были опровергнуты. По данным издания «Московский комсомолец» от 30.04.2008 г министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал сенсационное заявление: "Бакалаврам-бюджетникам не придется платить за обучение в магистратуре". Но означает ли это, что все бакалавры смогут поступить в магистратуру?

Он пояснил, что число бюджетных мест на подготовку бакалавров и магистров будет рассчитываться в соответствии со спросом на данную профессию и желанием самих студентов.

"Получив за четыре  года степень бакалавра, молодежь  не хочет учиться дальше и устраивается на работу", - сказал Фурсенко. Что вполне объяснимо: многие молодые люди хотят начать карьеру пораньше. Необъяснимо другое: как данные слова Фурсенко соотносятся с его предыдущими высказываниями? Не далее как год назад министр заявлял, что в магистратуре будет не более четверти бесплатных мест по сравнению с местами в бакалавриате. То есть 75% магистрантов придется платить за свои знания. Это выше, чем современная платность в вузах - 56%. Но зато вполне соотносится с планом Минобрнауки по софинансированию высшего образования со стороны самих граждан. И вот такой поворот на 180 градусов. В Минобрнауке пока никак не комментируют слова министра. Впрочем, комментировать тут особо нечего - осталось всего несколько месяцев, а в июле 2008-го (когда начнется прием в магистратуру) и так все станет ясно.

Что же касается развития современной системы непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:

обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Увеличение объемов инвестиций и повышение эффективности их использования — одно из важнейших направлений при осуществлении в России экономических реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в сфере образования инновационной деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это обусловлено во многом реализацией инновационных программ в образовательном процессе.

Несмотря на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.

Все это свидетельствует о том, что важное значение в условиях перехода российской экономики к формам хозяйствования придается на разных уровнях управления, в том числе в сфере образования, работе применительно к инвестиционной деятельности, а именно:

организации инвестирования;

источникам и формам инвестирования;

инвестированию инновационной деятельности;

оценке эффективности использования инвестиций;

информационному обеспечению инвестиционной деятельности.

Для российской экономики (включая сферу образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» — затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).

С переходом к рыночным формам хозяйствования стало употребляться более широкое понятие — «инвестиции».

Сегодня инвестиции — это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере образования.

Понятие «инвестиции» на макро- и микроуровнях наполнено различным содержанием. На макроуровне инвестиции направляются на модернизацию образования в масштабах страны и ее регионов. На микроуровне те же цели достигаются с использованием инвестиций в масштабе конкретного образовательного учреждения.

По форме собственности инвестированного капитала всех инвесторов подразделяют на государственных, муниципальных, частных и иностранных.

Инвестиции в сфере образования нацелена на совершенствование образовательного процесса с применением новых технологий обучения в целях существенного повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки обучающихся и педагогов.

При этом используются средства соответствующих бюджетов (на безвозвратной и платной возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том числе привлекаются средства частных российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).За последние годы существенно возросли вложения государства в развитие имодернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2007 году увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.Определенная часть этих государственных средств выделяется в сферу образования в виде инвестиций.Только Федеральному агентству по образованию в 2007 году из федерального бюджета предусматривается: — 4,0 млрд. рублей на внедрение современных образовательных технологий; — 15,0 млрд. рублей на внедрение в вузах инновационных образовательных программ; — 300,0 млн. рублей в форме государственной поддержки начального профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую отрасль системы финансирования образования.1 февраля 2008 года началась реализация эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов, имеющих государственную аккредитацию. 112 вузов подали заявки для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Вузы, среди которых 5 негосударственных, представляют все Федеральные округа РФ.Целью данного эксперимента является отработка механизма государственной поддержки образовательного кредитования. Его участниками выступают Минобрнауки России, Рособразование, поручители, банки - участники эксперимента, государственные и негосударственные высшие учебные заведения, заёмщики (студенты).

Предусматривается, что заёмщик будет заключать с вузом договор об оказании платных образовательных услуг, а с поручителем договор о предоставлении поручительства. Затем заёмщик будет обращаться в банк - участник эксперимента и заключать с ним договор образовательного кредита.

Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, предоставляемые заемщикам в следующих целях:

1) получение высшего профессионального  образования на возмездной основе (основной образовательный кредит);

2) получение дополнительного  образования в образовательном  учреждении (дополнительный образовательный  кредит);

3) оплата сопутствующих  расходов в период обучения  на проживание, питание, учебные  пособия и других расходов социального характера, связанных с обучением (сопутствующий образовательный кредит).

Максимальная процентная ставка по образовательному кредиту не может превышать 10%. Заёмщику будет предоставляться отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и три месяца.

Единственным способом обеспечения исполнения заёмщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику эксперимента поручителем. Поручитель также должен заключить с вузом соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым стороны установят порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента. Возмещение поручителю его расходов, связанных с исполнением договоров поручительства по образовательным кредитам, будет осуществляться Рособразованием в соответствии с соглашением и только в случае неисполнения заёмщиками их обязательств перед поручителями (при невозможности взыскания с заёмщика денежных средств в пользу поручителя). При этом государство гарантирует поддержку образовательных кредитов в объёме 10% от размера выданных кредитов.Срок окончания проведения эксперимента - 31 декабря 2010 года. Федеральным бюджетом в 2007 г. на эти цели предусмотрено 63,6 млн. рублей, а на период до 2010 года запланированы следующие бюджетные расходы: на 2008 г - 129,8 млн. рублей, на 2009 г. - 198,7 млн. рублей, на 2010 г. - 198,7 млн. рублей.

 

Заключение

 

Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование, отечественное образование в целом. Очевидно, что их решение требует комплексного подхода, совместных усилий государства и общества, при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Это положение, действительно и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство отношений в области образования.В связи с этим представляется перспективным, продолжив осуществление модернизации, адаптацию к новым социально экономическим условиям основных механизмов высшей школы, обеспечить полное законодательное регулирование всего спектра отношений, возникающих при осуществлении гражданами своих прав в области образования, в том числе в высшем образовании, обратив пристальное внимание на вопросы последующего трудоустройства выпускников российских вузов, привлечения молодежи в науку, повышение статуса профессорско-преподавательского состава вузов.Крайне важно в ближайшие годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и спонсоров.

Информация о работе Экономика образования в России: проблемы и перспективы