Экономика теневая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:17, реферат

Краткое описание

В настоящее время общепризнанно, что теневая экономика (т.е. экономическая деятельность, противоречащая законодательству) является частью реальной жизни современного общества и играет далеко не последнюю роль в экономической жизни любой страны. В общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% от ВВП. В России масштабы теневых операций составляют по различным оценкам 25-40% .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………...4
МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………….…….5
СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………...6
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РОСТА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ………………………………………………………………………….7
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….10

Вложенные файлы: 1 файл

экономика теневая.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

3. Характер государственного вмешательства в экономику. Доля экономики, уходящая "в тень", находится в прямой зависимости от трех параметров - степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции.

4. Открытие внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы, побуждающее снижать издержки любыми -легальными и нелегальными способами.

5. Сдвиг в сфере трудовых отношений в сторону большей неформальности и гибкости как реакция на их чрезмерную регламентацию в предшествующие десятилетия.

Все перечисленные причины, хотя и  в разной степени, имеют отношение  к российской ситуации 90-х годов, однако ТЭ в России имеет свою специфику, связанную в первую очередь с  особенностями государственного регулирования  и реформационных процессов, развернутых  с 1992 г.

Выделяются следующие главные причины роста ТЭ в переходный период: 

  • административно-организационные препятствия бизнесу (система регистрации и лицензирования, несовершенство официальной системы расчетов и платежей,

 

 

 

  • нестабильность самой системы регулирования, включая возможность придания обратной силы нормативным актам);
  • несовершенство системы защиты прав собственности (в том числе механизмов контроля собственников за управляющими);
  • высокий уровень налогообложения (точнее, несоответствие между уровнем налогообложения и эффективностью применения санкций за уклонение от уплаты налогов).

Факторы, определившие масштабы и  степень распространения теневой  активности в России в период реформ, исследователи делят на две основные группы: фоновые факторы, присущие российской экономике еще со времени существования СССР, и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенного периода времени.

Фоновые факторы:

  • К числу первых относятся традиции противостояния граждан государству, в рамках которых обман государства в той или иной форме не является предметом морального осуждения со стороны общественного мнения или авторитетных социальных групп. В основе этих традиций лежит характерный для России экономический  феномен  -  использование  государственного имущества в целях повышения личных доходов наемных работников. Подобная "спонтанная приватизация" государственного имущества была для подавляющего большинства граждан СССР фактически единственным способом увеличить уровень своих доходов.
  • Второй "фоновый" фактор, возникший вместе с разрушением партийно-государственных структур СССР, - резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальных правомочий собственности и контрактов. Речь идет как об отсутствии законов, соответствующих новым экономическим реалиям, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Весьма низка также эффективность судебной системы разрешения конфликтов.
  • Традиция недоверия государству может рассматриваться как следствие традиционной для России незащищенности правомочий мелкой и средней частной собственности от их размывания со стороны государства. Именно этот фактор выступает наиболее значимым и общим при объяснении масштабов распространения теневой активности.                                  
  • Чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах: а) в сохранении значительного госсектора, которому, естественно, требуются прямые или косвенные дотации из бюджета (на распределении последних "специализируется" особый сектор ТЭ); б) в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. Подобное вмешательство государства в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, и, следовательно, стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы.

 

Важным фактором роста ТЭ в переходный период (промежуточный между фоновыми и временными факторами) является сохранение прежних, характерных для советской системы, форм монополизма и появление новых. К источникам первых относится прямой контроль государства за работой ряда секторов экономики и деятельностью бывших министерств и ведомств. Хотя формально "Газпром" и "ЕЭС России" -негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к государственной информации. Эти фирмы,  регулирующие   наиболее прибыльные секторы современной экономики, почти автономны и практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает им возможность для развития теневой деятельности (уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки и др.). Между этими монополиями и государством заключен

 

 

определенный "социальный договор" о взаимоподдержке в периоды обострения политической ситуации за счёт создания скрытого от общества "фонда стабильности".

Новая форма монополизма - это система "крыш" - неформальных группировок, каждая из которых осуществляет контроль над определенным сегментом рынка. Экономический смысл деятельности "крыши" - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли  на рынке за счет ограничения числа  допущенных на него субъектов. Т.е. часть  прибыли "крыша" забирает у других участников рынка, фактически взимая с  них неформальный налог. В отличие  от стран Запада в России такому монополистическому поведению  не  противостоит  антимонопольная  деятельность государства.

 

К числу факторов временного, относительно краткосрочного действия относят:

1. Введение договорных цен для внеплановой продукции госпредприятий и для всей продукции негосударственного сектора, а также само разрешение создавать подобные негосударственные предприятия (кооперативы, малые, дочерние предприятия, учреждаемые вокруг крупных и средних государственных предприятий). Возникновение феномена двойных легальных цен практически на любую продукцию в сочетании с появлением легальных возможностей для присвоения разницы между "плановой" (заниженной) и "договорной" (завышенной) ценой привело к зарождению устойчивых потоков наличных денег, аккумулируемых учредителями дочерних предприятий. Легальные "левые" доходы резко изменили цели высших менеджеров: их доходы стали зависеть не столько от взаимоотношений с государством, сколько от их собственной предприимчивости, проявляемой также и вне непосредственной связи с их "дополнительным" предприятием.

2. Либерализация значительной части цен с января 1992 г. в сочетании с ликвидацией института плановых поставок, переходом к самостоятельному поиску партнеров на рынке, неразвитостью банковской сети и высокими темпами инфляции. Совокупное действие всех этих элементов рыночной реформы привело к возникновению острого дефицита денежной наличности, что побудило руководителей предприятий искать пути трансформации безналичных (в значительной мере госбюджетных) денег в наличные с целью формирования теневой наличности. Получаемые от неформальных сделок доходы шли как на цели материальной поддержки работников предприятий, так и на цели формирования личных капиталов. Поскольку институт "полного хозяйственного ведения", введенный еще до начала экономических реформ, не предполагал имущественной ответственности руководителя за состояние возглавляемого  им  предприятия,  а наиболее распространенной формой дочерних частных предприятий было общество с ограниченной ответственностью, формирование личных капиталов осуществлялось либо в "потребительской" форме, либо в форме скрытых вложений в упомянутые предприятия.

Таким образом, в России достаточно типичной стала практика использования  ресурсов  руководимого  государственного  или приватизированного предприятия  как источника для формирования личного  капитала,  принимавшего  в  конкретных  условиях реформирования экономики теневой (неформальный) характер.

 

Одним из наиболее значимых факторов поддержания и расширения теневого сектора является налоговая политика государства - чрезмерно высокий  уровень налоговых изъятий и  репрессивный характер налогообложения. По различным оценкам, у предприятий  в счет уплаты налогов изымается 60-80% прибыли по сравнению с 33-35% в  странах Запада. При наличии долгов по налогам любые средства, поступающие  на счета предприятия, подлежат бесспорному  изъятию для погашения указанной  задолженности. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к  уклонению от

 

 

уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". Например, предприятия, не располагающие  ощутимым политическим влиянием и имеющие  налоговую задолженность, в целях  сохранения возможности ведения  хозяйственных операций прибегают  к использованию счетов третьих  лиц, т.е. скрывают свою деятельность от государственного учета. В России при общем высоком уровне налогообложения существует "льготно-налоговый рай" для определенных структур; необходимость "платить" чиновникам за получение налоговых льгот создает благоприятную почву для развития коррупции.

В экономической литературе среди  других причин и факторов роста ТЭ в период реформ наиболее часто упоминаются  следующие.

  • Возникновение   делового   тандема   чиновника   и предпринимателя.  Усиление неопределенности функций, прав и ответственности чиновников разного ранга способствовало созданию условий для приватизации функций государства отдельными группами чиновников, которые используют свои рабочие места (власть и информацию) как один из ресурсов для частного, теневого по своему характеру, предпринимательства. Предприниматели и частные лица в этих условиях вынуждены обращаться напрямую к сотрудникам государственных служб, вступая с ними в неформальные отношения.
  • Асоциальный характер рыночных преобразований в России.  За годы реформ сложилась ситуация, при которой экономически активному населению приходится искать средства к существованию и новые  виды  деятельности  вне  сложившихся  формальных экономических институтов найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и т.п.
  • Неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки, которые хотят сохранить свободу рук в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности.

Цели и методы борьбы с теневой экономикой

 

Практически все признают необходимость  борьбы с развитием ТЭ, однако есть расхождения в определении целей  и инструментов этой борьбы.                                                                                                                                            Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической  деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды ТЭ (особенно «серая») в  некоторых аспектах помогают развитию официальной экономики:                                               – сглаживают перепады в экономической  конъюнктуре при помощи перераспределения  ресурсов между легальной и теневой  экономикой (когда легальная экономика  переживает кризис, ресурсы не пропадают, а перераспределяются в ТЭ, возвращаясь  в легальную после завершения кризиса);                                                                                                                            – смягчают нежелательные социальные противоречия (неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);                                                            –подпитывают своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).                    

       

 

 

 Конечно, в целом влияние  ТЭ на общество является скорее  негативным, чем позитивным. Наибольший  вред наносят «вторая» и «черная»  ТЭ. 
С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный

дефицит, и т.д.     Наконец, развитие любых форм ТЭ ведет к  подрыву хозяйственной этики.

Что касается методов борьбы с ТЭ, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития ТЭ считать более  важными. Многие виды ТЭ (например, уклонение  от налогов) объясняются во многом недостатками государственного регулирования –  бюрократизацией управления, слишком  высокими налогами и т.д. Даже самая  лучшая система централизованного  управления может уменьшить масштабы ТЭ, но никак не ликвидировать ее.    Следовательно, снижению масштабов  теневой экономики будет способствовать     улучшение общей экономической  ситуации; ощутимое снижение налогов  и обязательных платежей, справедливые условия приватизации;  совершенствование     системы     регулирования  внутрихозяйственной и внешнеэкономической  деятельности; повышение надежности банковской системы; политическая стабильность в обществе; разработка эффективной  программы репатриации капиталов  и превращения их в инвестиционные ресурсы России.                                                                

Некоторые убеждены, что главная причина роста ТЭ – это «плохие» законы, которые тормозят развитие деловой активности и вынуждают граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы с ТЭ должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций, строгое соблюдение законов самим государством). На законодательном уровне необходимо ужесточение санкций за финансовые нарушения; четкое разграничение понятий "криминальный" и "теневой" капитал. Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания ТЭ являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции. Рыночное хозяйство построено на обожествлении дохода и прибыли. Поведение, направленное на получение выгоды любой ценой тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Для минимизации ТЭ прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с ТЭ – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, стимулирование отношений доверия между предпринимателями.    Необходимо сформировать позитивное общественное мнение в отношении отечественных предпринимателей, в том числе проживающих за рубежом и заботиться об общем моральном климате общества.

Информация о работе Экономика теневая