Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:19, контрольная работа
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
I. Теоретическая часть
1. Основные категории экономики управления качеством…………..3
2. Регулирование затрат на управление качеством…………………..6
3. Экономическая эффективность управления качеством……………8
II. Практическая часть
1. Охарактеризовать этапы формирования и виды затрат на качество продукции на современном предприятии…………………………………11
Список используемой литературы…………………………………....16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ФГБОУ ВПО «СГГА»)
Контрольная работа
по дисциплине «Управление качеством»
на тему: «Экономика управления качеством»
Вариант №8
Выполнил: Проверил:
Ст. гр. ЭМ-51 Мороз О.Н.
Глёк Ирина
Новосибирск
2012
Содержание
I. Теоретическая часть
1. Основные категории экономики управления качеством…………..3
2. Регулирование затрат на управление качеством…………………..6
3. Экономическая эффективность управления качеством……………8
II. Практическая часть
1. Охарактеризовать этапы формирования и виды затрат на качество продукции на современном предприятии…………………………………11
Список используемой литературы…………………………………....16
I. Теоретическая часть
1. Основные категории экономики управления качеством.
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Субъектами
управления являются различные органы
управления и отдельные лица, функционирующие
на различных иерархических
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством.
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель
управления - уровень и состояние
качества продукции с учетом экономических
интересов производителя и
Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1. Экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2. Методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от недостаточности показателей ее качества;
3. Организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4. Воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
2. Регулирование затрат на управление качеством.
Для эффективного менеджмента качества необходима система управления затратами, связанными с качеством, предназначенная для повышения конкурентоспособности и продукции, и предприятия в целом.
Достижение долгосрочной эффективности с внедрением менеджмента качества будет обеспечиваться за счет снижения совокупного уровня издержек, в том числе за счет снижения затрат, связанных с качеством, в процессе создания продукта или услуги и их реализации.
Традиционные представления о затратах, связанных с качеством, обычно учитывают только издержки компании, возникающие из-за несоответствия произведенной продукции требованиям, не определяя ущерба от недостаточной эффективности производственных процессов. Проблема управления затратами заключается в том, что зачастую можно выявить и оценить лишь малую часть издержек, ошибочно полагая, что определили все возможные их составляющие.
Среди не поддающихся измерению издержек, связанных с качеством или невыполнением договоров, главное место занимает снижение имиджа компании в глазах потребителей со всеми отрицательными последствиями для прибыльности и будущей судьбы компании.
Внедрение системы управления затратами, связанными с качеством, потребует выделения затрат на качество, изменений систем их оперативного и бухгалтерского учета, возможно и привлечение дополнительного персонала. Структура затрат на качество представлена на рис. 1.
┌─────────────────────┐
│ Затраты на качество │
└─────────┬───────────┘
┌───────────────────┴─────────
\│/
┌───────────────┴─────────────
│Затраты на достижение соответствия│ │Затраты, связанные с несоответствием│
│ по качеству (инвестиции) │ │ по качеству (потери от дефектов) │
└───────────────┬─────────────
┌───────┴─────────┐
\│/ \│/ \│/ \│/
┌───────┴──────┐┌─────────┴───
│ Затраты на ││ Затраты │ │Внутренние потери││ Внешние потери│
│предупреждение││ на контроль │ │ от дефектов ││ от дефектов │
│ дефектов ││ и оценку качества│ │ ││ │
└──────────────┘└─────────────
Рис. 1 Структура затрат на качество
Для управления затратами на качество необходимо внедрение системы управления, которая включает в себя следующие процессы.
1. Выявление составляющих затрат на качество:
- выявление затрат на предупреждение дефектов;
- выявление затрат на оценку и контроль качества;
- выявление затрат на потери от дефектов.
2. Оценка и мониторинг затрат, связанных с качеством:
- установление методов оценки элементов затрат, связанных с качеством;
- выбор базы (объем продаж,
суммарные эксплуатационные
- составление графиков трендов затрат, связанных с качеством.
3. Учет затрат на качество:
- разработка внутренней методики учета затрат, связанных с качеством;
- увязка существующей
системы бухгалтерских счетов
с элементами затрат на
4. Закрепление ответственности за измерение затрат, связанных с качеством:
- подтверждение экономической
оправданности программы
- контроль за расходами на управление затратами, связанными с качеством;
- налаживание эффективной
командной работы между
5. Проведение профессионального
отбора при подготовке
3. Экономическая эффективность управления качеством.
Как показали исследования и результаты практического опыта, действующая на предприятии система управления качеством оказывает влияние на важнейшие направления деятельности – источники получения экономической эффективности. Определены следующие направления:
- совершенствование системы контроля выполнения производственных процессов и выпуска продукции;
- повышение
ответственности руководителей
и исполнителей и улучшение
взаимодействия между
- повышение
конкурентоспособности
Комплексный подход приобретает особую ценность ввиду возможности не только управлять процессом экономического эффекта, но и проводить полное исследование функционирования самой системы управления качеством, и соответственно, принимать решения по ее совершенствованию.
Предполагаемая методика оценки эффективности системы управления качеством базируется на модели формирования экономического эффекта и методах его расчета. Верхний уровень модели состоит из трех блоков, соответствующих трем направлениям - источникам образования экономического эффекта.
Первый
блок охватывает все аспекты деятельности
предприятия, связанные с совершенствованием
системы контроля производственных
процессов и продукции. Выполнение
требований стандарта ИСО 9001 при
совершенствовании системы
- сокращение
потерь от брака в процессе
производства и выпуска
- снижение
издержек на гарантийное
- снижение
расходов потребителей
Выполнение
требований ИСО 9001 при совершенствовании
системы взаимодействия между подразделениями
и распределения