Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 07:56, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
- выделить индикаторы экономического состояния страны;
- выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
- рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Введение
1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
2. Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
Заключение
Список использованных источников
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
- экономического роста
(динамика и структура
- характеризующие природно-
- характеризующие динамичность
и адаптивность хозяйственного
механизма, а также его
- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
- предельно допустимый уровень
снижения экономической
- предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
- предельно допустимый уровень
снижения затрат на
Общую схему обеспечения
Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
Критерий экономической
Система показателей-индикаторов, получивших
количественное выражение, позволяет
заблаговременно
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
- экономического роста (
- характеризующие природно-
- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
- предельно допустимый уровень
снижения экономической
- предельно допустимое снижение
уровня и качества жизни
- предельно допустимый
уровень снижения затрат на
поддержание и воспроизводство
природно-экологического
Общую схему обеспечения экономической безопасности можно представить в следующем виде:
Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
Оценка безопасности
на основе сопоставления фактического
и прогнозного состояний
Концепция и стратегия
обеспечения экономической
Организационно-управленческий блок.
Во главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.
Угрозы и вызовы могут быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и развития. В отличие от показателей индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к внутренним и внешним факторам. Далее идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.
Следующий шаг - формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления - стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).
Стратегия безопасности
- основа долгосрочной стратегии социально-
2. Проблема
обеспечения экономической
Для выявления проблем обеспечения безопасности прежде всего необходимо выделить уровни, на которых рассматриваются эти проблемы.
Первый уровень - глобальная экономическая безопасность - характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Иногда его называют международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.
Второй уровень - региональная безопасность - включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.
Конечно, существующая ныне в России система округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов и выделение указанных поясов.
Третий уровень - внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.
Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы.