Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 07:56, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
- выделить индикаторы экономического состояния страны;
- выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
- рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Введение
1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
2. Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
Заключение
Список использованных источников
Данные, позволяющие оценить глобальную безопасность, приведены в табл. 2.1 и 2.2 (значения, отмеченные *, относятся к 2005 г., отмеченные ** - к 2006 г., остальные - к 2007 г.).
Анализ информации, приведенной в табл. 2.1 и 2.2, позволяет сделать ряд фундаментальных выводов.
Вывод первый. При самых
высоких показателях в
Таблица 2.1
Сопоставление России с ведущими странами, % [13, с.20]
Россия/ |
Россия/ |
Россия/ |
Россия/ мир |
||
США |
ЕС |
Япония |
в целом |
||
Территория |
174,0 |
683,6 |
4525,3 |
3,0 |
|
Население |
47,1 |
45,1 |
111,2 |
2,2 |
|
ВВП |
9,3 |
10,6 |
29,4 |
2,4 |
|
ВВП по ППС |
15,1 |
20,3 |
48,7 |
3,2 |
|
Добыча нефти |
145,1 |
12,2 |
|||
Запасы нефти (доказанные) |
270,1 |
9925,0 |
6,4 |
||
Добыча газа |
111,3 |
693,0 |
20,7 |
||
Запасы газа (доказанные) |
747,0 |
19756,1 |
25,2 |
||
Лесные ресурсы* |
186,0 |
651,5 |
1894,1 |
20,1 |
|
Вырубка леса* |
33,3 |
73,3 |
805,9 |
5,8 |
|
Производство леса и лесопродуктов* |
10,4 |
18,3 |
69,1 |
3,1 |
|
Экспорт товаров и услуг** |
23,4 |
7,7 |
31,6 |
2,3 |
|
Импорт товаров и услуг** |
9,3 |
4,9 |
28,8 |
1,4 |
|
Золотовалютные резервы |
676,1 |
93,5 |
49,1 |
8,8 |
|
Доходы консолидированного бюджета |
12,0 |
9,1 |
|||
Расходы консолидированного бюджета |
9,3 |
7,7 |
|||
Активы банковской системы |
7,0 |
2,3 |
11,6 |
||
Инвестиции в основной капитал |
11,8 |
14,0 |
24,7 |
||
Таблица 2.2
Основные показатели экономического развития России и ведущих стран
Россия |
США |
ЕС |
Япония |
Мир |
||
ВВП, млрд долл. |
1289,6 |
13 843,8 |
12 114,0 |
4383,8 |
54 395,4 |
|
ВВП на 1 км территории, тыс. долл. |
75,4 |
1408,8 |
4843,0 |
11602,3 |
95,4 |
|
ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл.* |
122,1 |
1408,8 |
4115,1 |
И 353,7 |
114,1 |
|
ВВП на душу населения, тыс. долл.* |
9,1 |
45,8 |
38,5 |
34,3 |
8,4 |
|
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.* |
14,7 |
45,8 |
32,7 |
33,6 |
10,0 |
|
Доходы консолидированного бюджета/ВВП, % |
39,1 |
30,4 |
45,6 |
|||
Расходы консолидированного бюджета/ВВП, % |
33,3 |
33,5 |
46,2 |
|||
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, % |
5,8 |
-3,0 |
-0,6 |
«2,7 |
||
Активы банковской системы/ВВП, % |
59,0 |
79,0 |
271,0 |
149,9 |
||
Инвестиции в основной капитал/ ВВП, % |
19,5 |
15,3 |
14,8 |
23,2 |
||
Справочно: курс единиц национальной валюты по отношению к долл., в среднем за год |
26,5 |
1 |
1,47 |
117,8 |
||
Кроме того, низки позиции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что обширная территория и огромные природные ресурсы могли бы давать гораздо большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.
Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.
Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что по финансовым индикаторам вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, может быть, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются (табл. 2.3, 2.4).
Таблица 2.3
Сопоставление фактических
показателей экономической
Показатели |
Пороговые значения |
2007 г. |
|
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз |
3,5 |
3,26 |
|
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп и 10% населения, раз |
89 |
16,8 |
|
Уровень монетизации (М2 % к ВВП на конец года) |
50 |
40 |
|
Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. |
40 |
476,4 |
|
Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов |
25 |
36 |
Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных причин мирового финансового кризиса стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.
Таблица 2.4
Сопоставление фактических и прогнозных показателей экономической безопасности с пороговыми значениями за период 2007-2011 гг.
Показатели |
Пороговые значения |
2007 |
2008 |
2009 (прогноз) |
2010 (прогноз) |
2011 (прогноз) |
|
Объем ВВП, млрд руб. |
6000 |
38533 |
47742 |
52277 |
56355 |
60094 |
|
Фактически и прогнозные данные |
32987 |
44056 |
51475 |
59146 |
67619 |
||
Сбор зерна, млн т |
70 |
81,8 |
85,0 |
100,0 |
|||
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП |
25 |
20 |
20,6 |
22,8 |
24,8 |
26,1 |
|
Расходы на национальную оборону, % к ВВП |
3 |
2,5 |
3,3 |
2,5 |
2,4 |
2,2 |
|
Отгруженная инновационная продукция, % ко всему объему отгруженной промышленной продукции |
15 |
5,5 |
6,5-6,7 |
||||
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % ко всему населению |
7 |
13,4 |
12,4 |
11,2 |
10,4 |
10,0 |
|
Уровень безработицы по методологии МОТ, % вЭАН |
5 |
6,3 |
6,3 |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
|
Уровень инфляции, % (декабрь текущего года к декабрю прошлого года) |
125 |
111,9 |
110,5-111,8 |
107-108,5- |
105,5-107 |
105-106,8 |
|
Обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, % к расходам федерального бюджета |
20 |
2,4 |
2,4 |
22 |
2,3 |
2,7 |
|
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП |
3 |
Бюджет профицитен |
|||||
5,4 |
5,6 |
3,7 |
2,4 |
2,3 |
В связи с этим необходима новая архитектоника мирового финансового рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, - разработка системы индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.
Гармонизация - это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.
Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового производства внутри страны. При этом обязательно должны быть обеспечены достаточно высокие темпы роста в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при поддержании достигнутых его масштабов.
Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных передовых технологий.
В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций - машиностроение - остался на низком уровне.
Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста по отдельным видам продуктов достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента.
Анализируя причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение темпов развития экономики конкурентов».
Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов - инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик.
Для России характерная
проблема продовольственной
Другой важной проблемой экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, проведенного учеными Академии госслужбы совместно с рядом других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у нас некому будет осуществлять.
По мнению специалистов, выход здесь может быть только один - кардинальное(в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.
Б. Гусев высказывает убеждение, что инновационным процессом должны заняться профессиональные инженеры. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1 %, тогда как в развитых странах Запада она достигает 20-25%. Причина известна: уже несколько лет в России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств. «Для того чтобы преодолеть отставание, исполнительная власть, прежде всего Минобрнауки России, должна думать о подготовке кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством», - подчеркивает Б. Гусев.
Одна из причин нашего экономического отставания - отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны, считает академик А. Абалкин. Ведь еще в 1999 г. в правительстве было принято решение о разработке долгосрочной концепции развития страны. Но первый ее вариант научная общественность отвергла как несовершенный. С тех пор самое большое, что делалось, был прогноз на три года. Но при таком подходе эффект от инвестиций в новые технологии нельзя точно установить, он проявляется лишь на четвертый год и даже позже. В результате получается затратная перспектива.
Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.