Экономическая власть фирмы на рынке. Проблемы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: дать определение рыночной власти, проанализировать методы ее измерения и выявить причины и тенденции возникновения рыночной власти в России.
Задачами контольной работы являются: изучить формы рыночной власти, определить источники и причины ее измерения, рассмотреть методы измерения рыночной власти, рассмотреть причины возникновения в России рыночной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Студентки  3  курса  очной  формы обучения,

обучающейся по специальности/направлению подготовки      экономика

Специализация/профиль/магистерская  

программа   _ЭБА_

Бяшина М.Ю

 

 

Научный руководитель: Молова И.В

 

         _____________    «___» ______20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Цель данной контрольной работы: дать определение рыночной власти, проанализировать методы ее измерения и выявить причины и тенденции возникновения рыночной власти в России.

Задачами контольной работы являются: изучить формы рыночной власти, определить источники и причины ее измерения, рассмотреть методы измерения рыночной власти, рассмотреть причины возникновения в России рыночной власти.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

 

1.1.Источники  и причины рыночной власти 

 

Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.

Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены.

Рыночная власть усиливается по мере ослабления добросовестной конкуренции (рис. 1) [3, c. 358].

Рисунок 1 – Влияние характера конкуренции на усиление рыночной власти

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти.

 Основными  источниками и причинами рыночной  власти вступают:

1) Эффект  масштаба производства. Эффективное  и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.

 Такой  капитал достаточно сложно получить  новому производителю, а без него  невозможно приобрести технологии  и оборудование, сопоставимое с  действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

2) Естественная  монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба  производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим  отраслям государством предоставляется  исключительные привилегии, к ним  относятся, например, отрасли общественного  пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт  и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.

3) Административные  барьеры: лицензии и патенты. Вступление  в отрасль может быть ограниченно  государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие  алкогольные напитки и государственная  монополия на их продажу. Выдача  патентов на изобретение дает  право изобретателю исключительное  право контролировать продукт  или технологию от незаконного  захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов  труда и капитала на его  разработку. Патенты обеспечивают  также изобретателя монопольным  положением на время действия  патента. Так патентный контроль  сыграл серьезную роль в становлении  таких крупнейших корпораций  как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс». Монополистическая власть, полученная благодаря патентам, может усиливаться, так как прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.

4) Право  собственности на важнейшие сырьевые  ресурсы. В данном случае институт  собственности используется монополией  как средство барьера вхождения  в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над  основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» контролировал свеклосахарные хозяйства, «Де Бирс компани оф Эфрика» являясь собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли.

 Наряду  с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в  отрасль потенциального конкурента, и служащими источниками и  причинами рыночной власти, возможны  и другие: таможенные ограничения  и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов  и, наконец, недобросовестная конкуренция.

 Однако  чистая монополия встречается  достаточно редко. Как правило, либо  монопольная власть делится между  несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество  небольших фирм, каждая из которых  производит отличающуюся от других  продукцию (монополистическая конкуренция).

 В  этих случаях рыночная власть  зависит от следующих факторов:

1. Эластичность  рыночного спроса.

 Спрос  на продукцию отдельной фирмы  не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее  количество фирм представлено  на рынке, тем более эластичен  будет спрос на продукцию каждой  из них. Наличие конкурентов не  позволяет отдельной фирме значительно  поднимать цену без опасения  потерять часть своего рынка  сбыта.

2. Количество  фирм на рынке.

 Однако  только этот показатель не  дает представления о том, насколько  рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.

3. Поведение  фирм на рынке.

 Если  фирмы будут придерживаться стратегии  жесткой конкуренции, снижать цены  для захвата большей доли рынка  и вытеснения конкурентов, то  в итоге цены могут снизиться  почти до конкурентного уровня  и установится равенство цены  и предельных издержек. Монопольная  власть и со- ответственно доходы фирм уменьшается. Однако получение высоких до- ходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирмы предпочтут явный или тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию.

 

1.2. Факторы измерения рыночной  власти

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, а значит и меньше рыночная власть фирмы.

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. При чистой монополии эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством, а во многих странах естественные  монополии являются государственной собственностью.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов [9, c. 346]:

1. Эластичность  рыночного спроса. Спрос на продукцию  отдельной фирмы не может быть  менее эластичным, чем рыночный  спрос. Чем большее количество  фирм представлено на рынке, тем  более эластичен будет спрос  на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет  отдельной фирме значительно  поднимать цену без опасения  потерять часть своего рынка  сбыта.Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество  фирм на рынке. Однако само  по себе количество фирм еще  не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

3. Поведение  фирм на рынке. Если фирмы на  рынке будут придерживаться стратегии  жесткой конкуренции, снижать цены  для охвата большей доли рынка  и вытеснения конкурентов, цены ,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

 

2. ОЦЕНКА  МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЦЕНОВАЯ  ДИСКРИМИНАЦИЯ

 

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

 Однако  чистая монополия встречается  достаточно редко, как правило, либо  монопольная власть делится между  несколькими крупными фирмами, либо  на рынке действует множество  небольших фирм, каждая из которых  производит отличающуюся от других  продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенных конкуренций каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов [6, c. 136].

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

 Поэтому  оценка эластичности спроса на  продукцию фирмы является той  информацией, которая должна быть  известна руководству фирмы. Данные  об эластичности должны быть  получены путем анализа сбытовой  деятельности фирмы, объема продаж  при различных ценах, проведения  маркетинговых исследований, оценки  деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество  фирм на рынке. Однако само  по себе количество фирм еще  не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка.

H=p12 + p22 + …….+ p12 +….+ pn2 (12.2)

 где  Н— показатель концентрации; p1 ,p2,…….,pi …. pn — процентная доля фирм на рынке.

Информация о работе Экономическая власть фирмы на рынке. Проблемы измерения