Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:26, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: дать определение рыночной власти, проанализировать методы ее измерения и выявить причины и тенденции возникновения рыночной власти в России.
Задачами контольной работы являются: изучить формы рыночной власти, определить источники и причины ее измерения, рассмотреть методы измерения рыночной власти, рассмотреть причины возникновения в России рыночной власти.
Пример 12.1. Оценим степень монополизаций рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.
Индекс
рыночной концентрации
во втором случае Н= 252? 4 == 2500.
В
первом случае степень
3. Поведение
фирм на рынке. Если фирмы на
рынке будут придерживаться
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.
Например,
для открытия коммерческого
Вместе
с тем получение высоких
Чем
выше прибыль предприятия-
Законодательные
барьеры для вхождения в
Модель простой монополии построена исходя из допущения , что все единица продукции , продаваемые на протяжении определённого периода времени , реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации , когда возможна перепродажа продукции. Например , весьма маловероятно , чтобы книжный магазин , расположенный на территории университетского городка ( типичная монополия ) , стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене , а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и попытается так сделать , то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию , рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых , покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых , продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям , спрос которых обладает высокой не эластичностью , будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен - более низкая.
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Чистая монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.
2. Причиной монополии является : (а) эффект масштаба ; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль , патенты и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.
3. Кривая
спроса на продукцию фирмы - монополиста
наклонная и совпадает с
4. Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность , тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.
5. Монополия
снижает экономическую
6. В реальной жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция , встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию
7. При
монополистической конкуренции
множество мелких фирм
8. Олигополистические
отрасли характеризуются
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник). - М.: ”Соминтек", 2002.
2. Д.Линдсей, Э.Долан. Рынок: микроэкономическая модель.- С.-Пб., 2002.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», 2001.
4. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс. - М., 2002.
5. Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2004 г.
6. Самуэльсон П. Экономикс. – М.: ФЕНИКС, 2003.
7. Томас Ди Лоренцо. Миф о естественных монополий. – М.: ЛОГОС, 2000.
8. Хэл Р. Вернон Макроэкономика, современный подход. – 2003.
9. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М., Наука, 2000.
10. Эдвин Дж. Долан Макроэкономика. – М.: ИНФРА, 2000.
Информация о работе Экономическая власть фирмы на рынке. Проблемы измерения