Экономическая власть фирмы на рынке. Проблемы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: дать определение рыночной власти, проанализировать методы ее измерения и выявить причины и тенденции возникновения рыночной власти в России.
Задачами контольной работы являются: изучить формы рыночной власти, определить источники и причины ее измерения, рассмотреть методы измерения рыночной власти, рассмотреть причины возникновения в России рыночной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

 Пример 12.1. Оценим степень монополизаций  рынка в двух случаях: когда  доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной  продукции, а остальные 20% распределяются  между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех  фирм осуществляет по 25% продаж  на рынке.

 Индекс  рыночной концентрации составит: в первом случае Н= 802+ 6,672 +6,672 + 6,672 = 6533;

 во  втором случае Н= 252? 4 == 2500.

 В  первом случае степень монополизации  рынка выше.

3. Поведение  фирм на рынке. Если фирмы на  рынке будут придерживаться стратегии  жесткой конкуренции, снижать цены  для охвата большей доли рынка  и вытеснения конкурентов, цены ,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

 Например, для открытия коммерческого банка  в России помимо установленного  минимального размера уставного  фонда требуется специальное  разрешение Центрального банка  РФ, получить которое достаточно  сложно. Не менее сложно и «добыть»  относительно дешевый кредит. Введенные  новые импортные пошлины на  спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные  возможности иностранных товаров  и укрепляют позиции отечественных  производителей.

 Вместе  с тем получение высоких прибылей  является мощным стимулом, привлекающим  новые фирмы в монополизированную  отрасль. И если отрасль не  является естественной монополией (а большинство российских монополий  таковыми не являются), то фирма-монополист  в любой момент может ожидать  появления неожиданного конкурента.

 Чем  выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть  в отрасль, например, путем расширения  производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок  с продукцией, способной эффективно  заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса  потребителей. В таких условиях  монополист будет вынужден снижать  цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение  на рынке.

 Законодательные  барьеры для вхождения в отрасль  также не вечны. На поддержку  государственных чиновников, выражающих  их интересы, монополисты тратят  значительные средства, которые  включаются в издержки, увеличивая  их. Поэтому в условиях развитого  рыночного хозяйства положение  фирм-монополистов не является  таким уж «безоблачным», как это  кажется на первый взгляд.

Модель простой монополии построена исходя из допущения , что все единица продукции , продаваемые на протяжении определённого периода времени , реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации , когда возможна перепродажа продукции. Например , весьма маловероятно , чтобы книжный магазин , расположенный на территории университетского городка ( типичная монополия ) , стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене , а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и попытается так сделать , то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию , рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых , покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых , продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям , спрос которых обладает высокой не эластичностью , будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен - более низкая.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Чистая  монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.

2. Причиной  монополии является : (а) эффект масштаба ; (б) законодательные препятствия  для вступления новых фирм  в отрасль , патенты и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.

3. Кривая  спроса на продукцию фирмы - монополиста  наклонная и совпадает с кривой  рыночного спроса. Издержки и  рыночный спрос являются ограничителями , которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

4. Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность , тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.

5. Монополия  снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства  разных стран препятствуют возникновению  и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования  является естественные монополии. В отраслях естественные монополии  многие предприятия являются  государственной собственностью.

6. В реальной  жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция , встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию

7. При  монополистической конкуренции  множество мелких фирм производит  разнообразную дифференцированную  продукцию , вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём выпуска , максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.

8. Олигополистические  отрасли характеризуются наличием  нескольких крупных фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено , а эффект масштаба делает неэффективным существования большого количества производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник). - М.: ”Соминтек", 2002.

2. Д.Линдсей, Э.Долан. Рынок: микроэкономическая модель.- С.-Пб., 2002.

3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», 2001.

4. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс. - М., 2002.

5. Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2004 г.

6. Самуэльсон П. Экономикс. – М.: ФЕНИКС, 2003.

7. Томас Ди Лоренцо. Миф о естественных монополий. – М.: ЛОГОС, 2000.

8. Хэл Р. Вернон Макроэкономика, современный подход. – 2003.

9. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М., Наука, 2000.

10. Эдвин Дж. Долан Макроэкономика. – М.: ИНФРА, 2000.

 


Информация о работе Экономическая власть фирмы на рынке. Проблемы измерения