Экономическая дипломатия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

В настоящий момент мир охватил экономический кризис, и роль внешнеэкономической деятельности государств возросла. Поэтому автор данной работы считает актуальным рассмотреть специфику экономической дипломатии, ее методы и институты.
Сегодняшний мировой кризис активизировал сотрудничество различных акторов международных отношений, и Россия играет важную роль в определении дальнейших событий на мировой арене. Именно усилия экономической дипломатии нашей страны сыграют ключевую роль в том, какой наша страна выйдет из кризиса. Автор считает важным проанализировать экономическую дипломатию России, ее основные сферы и направления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 3
2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 10
4. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 16
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ 22
1. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ 22
2. CФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ 28
3. ОСНОВНЫЕ АЗИМУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

13989.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

   Во всех этих  группах, как бы ни распределялась  власть, есть некая постоянная  величина, определяющая место ведомства иностранных дел. Оно держится в стороне до тех пор, пока решаются экономические вопросы, но как только речь заходит о другой проблеме, например, возникает угроза столкновения, грозящая перерасти в политический конфликт, ведомство иностранных дел выдвигается на передний план.

   Зарубежные учреждения.

   Как известно, в иностранных государствах дипломатия всегда осуществляется посольствами. Если посольство имеет экономический отдел, то его возглавляет сотрудник, который имеет ранг экономического посланника.  Круг задач экономического отдела весьма обширен, в него входят вопросы сельского хозяйства и промышленности, занятости, борьбы с торговлей наркотиками, отмыванием денег и другие. Как правило, работающие там сотрудники являются профессиональными дипломатами, но среди них часто встречаются сотрудники, командируемые экономическими министерствами с отрывом от их постоянной работы. В американских  и канадских посольствах финансовые советники приходят из казначейства. Финансовые советники в посольствах Германии и Италии направляются центральным банком12. В других же странах это редкость, разве что на пост заместителя. В принципе, должности финансовых советников весьма немногочисленны.

   Постоянные представительства при международных организациях организованы иначе с точки зрения того, что к службе в них привлекаются лица, занятые в более разнообразных областях деятельности. Это в особенности касается постоянных представительств при Европейском союзе и при Организации Объединенных Нации. Представительства при международных организациях являются как бы миниатюрной копией с административной структуры столиц и подчиняются ведомству иностранных дел.

    Также еще  одним звеном организации экономической  дипломатии является поддержка предприятий. Наиболее важными для экономической дипломатии формами  господдержки являются:  1) стимулирование экспорта; 2)содействие привлечение прямых иностранных инвестиций.

     Можно привести  примеры некоторых механизмов обеспечения данных форм господдержки с помощью экономической дипломатии:

1) лоббирование участия  национальных компаний в зарубежных тендерах, проектах, контрактах. Такое лоббирование осуществляется различными способами – письменные обращения высокопоставленным иностранным чиновникам, встречи послов с местной администрацией, организация зарубежных визитов официальных лиц для защиты интересов отечественных компаний.

2) важную роль в  привлечении иностранных инвестиций  играет, так называемая,  «имиджевая»  экономическая дипломатия, целью  которой является улучшение инвестиционной  репутации страны и создание  ее положительного образа в  глазах бизнес-сообщества. Ярким примером «имиджевой» дипломатии является Япония13. В рамках японской имиджевой политики большое внимание уделяется спонсированию участия высокопоставленных представителей зарубежных политических и деловых кругов на конференциях; проведению PR-кампаний в СМИ; организация приглашений посетить Японию зарубежным политологам, журналистам.

    Что касается институционального закрепления господдержки национальных предприятий за рубежом, то в немногих случаях она проводится ведомством иностранных дел, чаще через систему организаций, подведомственных другим организациям, и иногда через службы, не принадлежащие к центральным министерствам.

   Не всегда поддержкой  отечественных предприятий за  рубежом занимаются дипломаты ВИДа. Но можно назвать три страны, в которых существует данный подход: Великобритания, Канада и Нидерланды. В Великобритании существует Объединенное Управление по Экспорту, которое находится в ведении министерства иностранных дел и министерства торговли и промышленности, а за границей развитием отечественного экспорта занимаются сотрудники Министерства иностранных дел. Таким образом, Великобритания остановила свой выбор на централизованной организации по поддержке предприятий.

   Чаще поддержка  предприятий поручается структурам, зависящим от другого министерства и обладающим собственными особенностями, даже если эти структуры и находятся в рамках посольств. Это относится к Франции, Испании и США. В Испании торговый отдел посольств управляется экономическим и торговым советником и подчиняется государственному учреждению Испанскому институту внешней торговли.

   И, наконец, еще одна группа стран поручает поддержку предприятий организациям, не принадлежащим к числу дипломатических. Это относится, например, к Германии. Она поручает текущее и коммерческое обслуживание предприятий сети торговых палат за границей, получающих субсидии для выполнения этой задачи, а также информационным миссиям в Федеральном Управлении информации о внешней торговли, также получающим средства и имеющим своих корреспондентов заграницей. Эти комплексы организаций обладают юридической независимостью и никак не связаны с посольствами, которые, в свою очередь, не вмешиваются в их детальность.

 

      Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая дипломатия является специфическим видом дипломатии, которая сочетает в себе черты и механизмы традиционной дипломатии и обладает своими особенностями. Основной задачей экономической дипломатии является осуществление и продвижение внешнеэкономических интересов государства на различных уровнях (многостороннем, плюрилатеральном, двустороннем) и в различных форматах. Экономическая дипломатия не исчерпывается деятельностью ведомств иностранных дел и не все сотрудники, имеющие в посольствах дипломатический статус, относятся к числу профессиональных дипломатов.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экономическая дипломатия России

1. Механизмы координации экономической дипломатии в России

   Как уже отмечалось, эффективная дипломатия требует наличия трех основных элементов: 1)национальной внешнеэкономической стратегии; 2) институтов и механизмов отстаивания национальных интересов; 3) достаточных финансовых ресурсов.

   Необходимо проанализировать  состояние этих элементов в  Российской Федерации.

  1. Среди основных документов, содержащих задачи, направления и приоритеты внешнеэкономической деятельности России, могут быть названы следующие:
    • «Концепция внешней политики Российской Федерации» (12 июля 2008 г.)
    • «Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020» (ноябрь 2008 г.)
  • «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (10 января 2000 г.)
  • «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020» (12 мая 2009 г.)
  • Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов российской Федерации».
  • Документы, затрагивающие отдельные направления внешнеэкономической деятельности: «Концепция приграничного сотрудничества» (13 февраля 2001г.), «Концепция формирования Единого Экономического Пространства»  Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (19 сентября 2003 г.), «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» (22 мая 2003 г.), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (2007 г.)

   Необходимо отметить, что наиболее полным документом, отражающим внешнеэкономические цели России является Концепция внешнеэкономической стратегии Российской федерации до 2020г. Согласно документу, основной упор на торговое сотрудничество России будет сделано со странами ЕврАзЭС, к 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2-4,4, следующий приоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих в ЕврАзЭС или СНГ, Кроме того, планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, в том числе рассматривая Китай в качестве перспективного рынка для экспорта из России машинотехнической продукции. Упор на расширение торговли также будет сделан при сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности, экспортных планов "Газпрома", Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров. В документе также отмечается, что, несмотря на отсрочку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), большинство договоренностей РФ с зарубежными партнерами, заключенных ранее, сохранится в силе.

   2) Институты экономической дипломатии России складывались постепенно. Во времена СССР экономическая дипломатия была безусловной прерогативой Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли. В 90-е года повышение уровня внешней открытости национальной экономики привел к появлению наряду с МИД и Министерством внешних экономических связей новых субъектов экономической дипломатии: другие ведомства и министерства, госкорпорации, организации общественных и деловых кругов14.

   Проанализируем  подробнее систему институтов  экономической дипломатии России.

   Общую направленность внешней политики, в том числе и внешнеэкономическую, определяет Президент Российской Федерации.

   Центральное место в системе учреждений занимает Министерство иностранных дел. МИД разрабатывает основополагающие документы страны, о которых упоминалось выше. Оно обладает организационным и кадровым потенциалом для осуществления экономической дипломатии. В МИДе функционируют департаменты экономического сотрудничества, международных организаций, внешнеполитического планирования, страновые и региональные департаменты. Также при Министерстве иностранных дел Российской Федерации действуют Совет глав субъектов Российской Федерации и Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.

   Следующим важным институтом внешнеэкономической деятельности России является Министерство экономического развития и торговли. В состав данного министерства входят следующие департаменты: внешнеэкономических отношений, экономического сотрудничества со странами СНГ, торговых переговоров, государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела.

  Как уже говорилось, помимо  МИДа и Минэкономразвития, выработкой  и реализацией внешнеэкономической  дипломатии активно занимаются  и другие министерства и ведомства.  Так, департаменты международного сотрудничества были созданы в Министерстве промышленности и энергетики, Министерстве сельского хозяйств, Министерстве природных ресурсов и других.

   Также в России существуют межведомственные комиссии по вопросам внешнеэкономической  деятельности: Правительственная комиссии по вопросам экономической интеграции, Комиссия Правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами при Президенте РФ.

      Важными субъектами  экономической дипломатии являются деловые круги и неправительственные организации. Что касается господдержки предприятий то, как уже упоминалось, существуют две основным формы экономической дипломатии в данной сфере. Во-первых, это мероприятия направленные на поддержку экспорта, во-вторых, на привлечение инвестиций. Россия пока не обладает институтом содействия экспорту. Тем не менее, 14 октября 2003 г была принята «Концепция развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в РФ», а также существует отдельная статья в бюджете на поддержку экспорта.  В сфере привлечения инвестиций с сентября 1994 г. в России действует Консультативный совет по иностранным инвестициям. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику Российской Федерации15.

   Что касается  деятельности деловых кругов в сфере продвижения внешнеэкономических интересов России, то существуют, например, такие организации бизнеса, как «Круглый стол» промышленников России и ЕС, отделение Международной торговой палаты в России и Европейский деловой клуб в Москве. Эти организации ведут активный диалог с иностранными бизнес-кругами, что помогает продвигать и реализовывать  экономическую политику России на международной арене.

   В рамках углубления взаимодействия с отечественным бизнесом в 2008 году подписаны соглашения о сотрудничестве МИД России с ГК «Роснанотехнологии» и ОАО «ГМК «Норильский никель»16.

   Также при МИДе России активно работает созданный в 2006 г. Деловой совет. Основной задачей Совета является укрепление связи официальной власти с отечественным бизнес-сообществом. Так, 30 апреля настоящего года, прошло заседание Делового совета, где главной темой обсуждения было влияние протекционистской экономической политики ЕС на интересы российских экспортеров, где выступал министр иностранных дел, а также с докладами выступили представители российских деловых кругов.

   Важной формой взаимодействия бизнеса и российской дипломатии является сопровождение государственных и политических визитов за рубеж «командами» бизнесменов, имеющих свои интересы в данной стране. Таким образом, например, был решен вопрос о строительстве газопроводов «Голубой поток» по дну Черного моря в Турцию.

   Как и во многих странах, экономическая дипломатия России ведет активный диалог с неправительственными организациями.

    Постоянным  партнером российской дипломатии  являются институты экономического  и международного направления Российской академии наук. МИД взаимодействует с ними в межведомственных комиссиях, в ходе парламентских слушаний. Ряд их разработок был использован при подготовке позиционных документов страны (Института Европы РАН – «Стратегии развития отношений РФ с ЕС», Института Дальнего Востока РАН – «Концепция участия России в форуме Азиатско-тихоокеанского сотрудничества»).

Информация о работе Экономическая дипломатия России