Экономическая дипломатия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

В настоящий момент мир охватил экономический кризис, и роль внешнеэкономической деятельности государств возросла. Поэтому автор данной работы считает актуальным рассмотреть специфику экономической дипломатии, ее методы и институты.
Сегодняшний мировой кризис активизировал сотрудничество различных акторов международных отношений, и Россия играет важную роль в определении дальнейших событий на мировой арене. Именно усилия экономической дипломатии нашей страны сыграют ключевую роль в том, какой наша страна выйдет из кризиса. Автор считает важным проанализировать экономическую дипломатию России, ее основные сферы и направления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 3
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 3
2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ 6
3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 10
4. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ. 16
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ 22
1. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ 22
2. CФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ 28
3. ОСНОВНЫЕ АЗИМУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

13989.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

   Экономическая  дипломатия имеет также устойчивые  связи с органами массовой информации. Так через электронные средства связи, брифинги, бюллетени в распоряжение СМИ передается базовая внешнеэкономическая информация. Также журналисты приглашаются сопровождать российские экономические делегации за рубежом, для них готовятся интервью. Сами СМИ могут использоваться как рупоры озвучивания и разъяснения хозяйственной политики страны.

   Важным звеном  в системе обеспечения экономической  дипломатии, является представительство  экономических интересов страны  за рубежом. Представительство  и защиту интересов России  в экономической сфере в иностранных  государствах осуществляют торговые представительства страны. Деятельность торгпредств осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах» от 27 июня 2005 г17. Данный документ провел некоторую реорганизацию аппарата торгпредства. В соответствии с данным постановлением институт торгпредства является важнейшим звеном в реализации внешнеэкономической политики РФ за границей, главным адвокатом и промоутером интересов российского бизнеса на рынке страны пребывания. Также данный документ сократил число торгпредств РФ, а также ликвидировал аппараты торговых советников посольств, преобразовав их в отдельных случаях в торгпредства. Всего в итоге реорганизации Россия имеет 58 коммерческих представительств за рубежом.

   3) Что касается финансирования внешнеэкономической деятельности России, то согласно Концепции внешней политики, «для финансирования внешнеполитических мероприятий должны шире использоваться возможности федерального бюджета, а также привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе»18

 

   Таким образом,  экономическая дипломатия России  формируется и проводится в  достаточно разнообразной системе  институтов. Российская экономическая  дипломатия в институциональном смысле слова не ограничивается действиями исключительно министерства иностранных дел.  

2. Cферы деятельности экономической дипломатии России

   Согласно Концепции  внешней политики России, главные  внешнеполитические усилия в  экономической сфере, должны быть направлены на «обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире».

    Для обеспечения  конкурентоспособности страны экономическая  дипломатия осуществляется по  трем направлениям:

   1. Мобилизационная дипломатия. Определяет масштабы и условия получения внешних ресурсов (инвестиций) и выплаты долгов19.

    Основную деятельность в направлении инвестиционной дипломатии России осуществляет Министерство иностранных дел, существует, как уже упоминалось, Консультативный совет по иностранным инвестициям. В июне 1992 г. Россия вступила в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), входящее в группу Всемирного банка.

   Усилия экономической  дипломатии России по итогам 2008 г. способствовали сохранению, несмотря на углубляющийся мировой экономический кризис, благоприятного российского инвестиционного климата. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 октября 2008 г. накопленный объем иностранных капиталовложений достиг 251,3 млрд.долл. А величина российских инвестиций за рубежом составила 91,3 млрд.долл. и впервые за последние годы превысила приток иностранных инвестиций.

  В 2008 году Россия оставалась крупнейшим рынком для капиталовложений Международной финансовой корпорации (МФК) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Большой интерес для нас по-прежнему представляет сотрудничество с МФК и МАГИ на рынках третьих стран.

   Результатами  экономической дипломатии также  является укрепление нормативно-правовой  базы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве. Так в 2008 г. было заключено 42 двусторонних соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Одним из последних таких соглашений является соглашение с КНР (1 апреля 2009).

   Что касается долговой дипломатии России, то в августе 2006 г. наша страна полностью погасила задолженность по обязательствам СССР. И совокупный валютный долг РФ в настоящее время составляет около $370 млрд. А новая долговая политика России на 2007-2009 предусматривает активное участие России в финансировании программ, инициированных МВФ, в оказании помощи беднейшим странам. А в 2008 г. велись переговоры об участии Всемирного банка в российской программе «снижение долгового бремени в обмен на развитие», предусматривающей конвертацию долга ряда африканских стран России в проекты помощи.

   2. Адаптационная дипломатия. Данная дипломатия обеспечивает участие нашей страны в решение глобальных и региональных проблем. Адаптационная дипломатия осуществляется на четырех уровнях: высшем (глобальном) уровне,  многостороннем, регионально-интеграционном и двустороннем уровнях.

   Глобальный уровень  – это встречи в верхах, регулярно  проходящие формате ООН, «Большой  восьмерки», «Группы двадцати», тематических  саммитов.

   Россия отводит ООН центральную и координирующую роль в мировой политики, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности государств. Наша страна принимает активное участие в работе Экономического и Социального Совета ООН. В рамках этого Совета Россия участвует в программе «Цели развития тысячелетия» и вовлечена в работу Форума по сотрудничеству в области развития.

   В период современного кризиса Россия принимала активное участие в последних саммитах «Группы двадцати» в ноябре 2008 г. и апреле 2009 г.

   Россия взаимодействует с международными организациями, что является направлением российской многосторонней дипломатии. Так, например, Россия принимала активное участие в дискуссиях на конференции ЮНКТАД в апреле 2008 года в Аккре и подготовке её итоговых документов.

   Наиболее значимым для России направлением многосторонней дипломатии является переговорный процесс по присоединению страны к ВТО и ОЭСР. В мае 2008 г. началось обсуждение четвертой версии Доклада Рабочей группы - итогового документа, фиксирующего обязательства России. Также в 2008 г. проходил переговорный процесс по вступлению России в ОЭСР на основе, утвержденной в ноябре 2007 г., «дорожной карты». А в июне 2008 г. в Париже прошло заседание Совета ОЭСР на уровне министров, на которое Россия впервые была приглашена в качестве страны-кандидата на вступление20.

   Деятельность  российской дипломатии на регионально-интеграционном  и двустороннем уровнях будет  раскрыта в следующем параграфе.

   3. Активная, наступательная дипломатия. Данная дипломатия призвана обеспечить продвижение национальных интересов нашей страны в мировой хозяйственной системе. Для России, как страны, обладающей богатейшими природными ресурсами, исключительно важным направлением ее экономической дипломатии является энергетическая дипломатия.

   Важная роль отводится развитию энергодиалога Россия-ЕС, поддержанию контактов с крупными странами-потребителями энергоресурсов - США, Китаем, Индией и Японией. МИД России осуществляет координацию работы по проблематике Договора к Энергетической Хартии, нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС в его энергетической части. Наращивается взаимодействие с производителями энергетических ресурсов - Саудовской Аравией, Катаром, Венесуэлой, Алжиром, Ливией и другими. Особый акцент делается на упрочении взаимодействия с ключевыми многосторонними структурами, действующими на энергетическом направлении - Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международным энергетическим агентством (МЭА), Международным энергетическим форумом (МЭФ). Представители МИД России приняли участие в очередной и внеочередной конференциях ОПЕК.

   При непосредственном участии МИД России проводится работа по упрочению взаимодействия государств-производителей газа. Так, в декабре 2008 г. в Москве прошла Седьмая министерская встреча Форума стран-экпортеров газа (ФСЭГ). Российская дипломатия осуществляла продвижение Министерство нескольких ключевых для энергосектора России проектов - газопроводов «Северный поток», «Южный поток», нефтепроводов Бургас-Александруполис, Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Балтийская трубопроводная система (БТС) и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

   В области транспорта большое внимание экономической дипломатии уделяется реализации транзитного потенциала России в качестве «моста» между Европой и Азией, основываясь на многостороннем Соглашении о международном транспортном коридоре «Север-Юг». (вставить ссылку что с МИДа)

 

   Таким образом,  можно сделать вывод, что наша страна ведет активную и многоплановую экономическую дипломатию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные азимуты экономической дипломатии России.

  Согласно Концепции внешней политики РФ «Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ».

  Одним из приоритетных направлений на пространстве СНГ является экономическое сотрудничество. Так, 14 ноября 2008 г. на заседании Совета глав правительств СНГ была принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, также было учреждено постоянно действующее совещание на уровне министров финансов стран СНГ по согласованию мер по преодолению последствий глобального финансового кризиса21. 2008 г. был объявлен главами государств «Годом транспорта» в Содружестве – в рамках этого решения была принята «Стратегия приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта» на период до 2020 года; 2009 г. было решено  объявить «Годом энергетики» и 2010 – «Годом науки и инноваций».

   Также важнейшей задачей российской дипломатии является укрепление «ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции»22.

   В 2008 году в Сообществе была сформирована договорно-правовая база таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России, была сформирована Комиссия таможенного союза. 4 февраля 2009 г. прошло первое заседание Комиссии таможенного союза, где определились цели Комиссии на 2009 г.: завершить формирование Единого таможенного тарифа по всей номенклатуре товаров, ввозимых на территории государств, разработать Таможенный кодекс таможенного союза и Статут Суда таможенного союза. Также 4 февраля прошло внеочередное собрание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в связи с мировым экономическим кризисом, где было принято решение об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 млрд. долл. Последнее очередное заседание Интеграционного Комитета ЕврАзЭС прошло 22 апреля 2009 г., где были рассмотрены вопросы, связанные с формированием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, проекты Договора о зоне свободной торговли ЕврАзЭС и другие.

   Значительное  внимание экономической дипломатии России уделяется  развитию двусторонним отношениям с государсвами-учатниками СНГ.

   Постоянным экономическим  партнером России является Белоруссия. Беларусь по объему торговли с Россией опередила в январе-феврале 2009 г. подавляющее большинство стран Евросоюза, а также такие экономически развитые государства, как США, Канада, Япония, Южная Корея и другие, а среди стран СНГ Беларусь занимает 1-е место по объему товарооборота с Россией. Перспективным является дальнейшая интеграция в рамках данного союза, Россия и Белоруссия планируют ввести единую валюту, предположительно российский рубль, но по данному вопросу у сторон есть ряд разногласий: белорусская сторона настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения. И найти компромиссное решение, отстоять интересы России в данных вопросах является задачей экономической дипломатии.

   Российско-украинские отношения переживает непростой период в своем развитии. Негативное воздействие оказала на них позиция Украины в грузино-югоосетинском конфликте, затем январский газовый конфликт. А на начало апреля 2009 в Москве было запланировано проведение очередного заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии, но оно было отложено из-за брюссельской декларации, заключенной между ЕС и Украиной о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), в которой были проигнорированы российские интересы. В итоге заседание Комитета было проведено 29 апреля, где был подписан ряд межправительственных документов, среди которых Соглашение о взаимном учреждении отделений Торгового представительства Российской Федерации в Украине и отделений Торгово-экономической миссии в составе Посольства Украины в Российской Федерации. Но главным результатом встречи В.В. Путина и Ю.В. Тимошенко стала передача проектов межправительственного соглашения о сотрудничестве двух стран в газовой сфере, где содержатся предложения обеих стран по участию России в модернизации украинской ГТС. Таким образом, происходит потепление в отношениях двух стран, что является необходимым в период мирового экономического кризиса.

   Также важными в экономическом плане партнерами России на пространстве СНГ являются: Молдова - товарооборот в 2008 г. вырос на 40%, на февральской встрече глав правительств была подчеркнута необходимость развития инвестиционного сотрудничества, а развитие инвестиционного потенциала России является приоритетной задачей российской дипломатии, также был затронут вопрос о рассмотрении новой среднесрочной программы экономического сотрудничества России и Молдовы на период до 2020 года, Азербайджан – находится на пятом месте по уровню товарооборота с Россией среди стран СНГ, на встрече президентов двух стран 17 апреля 2009 г. обсуждались вопросы энергетического сотрудничества, в частности возможность закупки «Газпромом» всего природного газа со второй стадии проекта «Шах Дениз»23, и другие сферы экономического сотрудничества, Армения – товарооборот миллиард долл., при тесном сотрудничестве бизнес-кругов и глав обеих стран осуществляется совместное строительство АЭС в Армении, Казахстан и Туркменистан – имеют совместное соглашение с Россией о сотрудничестве в строительстве прикаспийского газопровода24, соглашение было ратифицировано Россией в декабре 2008 г., а в конце апреля 2009 Казахстан ратифицировал данное соглашение. С Киргизией и Таджикистаном Россия осуществляет совместные проекты по строительству ГЭС. Россия и Узбекистан в январе настоящего года договорились о строительстве новой газотранспортной системы, параллельно газопроводу "Средняя Азия – Центр».

Информация о работе Экономическая дипломатия России