Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:16, реферат
Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ...................................
ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ..............................
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................
В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.
ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Самая простая, начальная
форма международной
В этом случае отменяются
торговые ограничения для стран
- участниц интеграционной группировки,
и прежде всего, снижаются или
отменяются вообще таможенные пошлины.
В результате создается преференциальная
зона, характеризующаяся наличием в
ней условий для свободной
от тарифных и количественных ограничений
международной торговли товарами и
услугами. Соглашения о зонах свободной
торговли соответствуют современной
международной
Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги.
Часто на особом
месте оказывается
Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли.
При этом в соглашениях
о зонах свободной торговли могут
быть предусмотрены особые случаи,
в которых договаривающиеся стороны
могут расширить на определенный
срок при взаимно согласованных
обстоятельствах сферу
Участие в зонах
свободной торговли может осложнить
положение стран-
Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз.
Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.
В рамках таможенного
союза, представляющего собой более
совершенную, чем зоны свободной
торговли, интеграционную структуру, страны-участницы
проводят скоординированную
Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта.
В случае установления
уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного
для стран - участниц таможенного
союза последние ориентируются
на рынки третьих стран и, следовательно,
принимают меры для усиления конкуренции
между внутренними и внешними
производителями, чтобы создать
стимулы для отечественных
При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капиталов и людей.
В этом случае в
интеграционный процесс включаются
факторы производства и до некоторой
степени координация
Опыт Европейского
союза (ЕС), реализовавшего этап общего
рынка, показывает, что проведение политики
в рамках этого этапа должно осуществляться
при условии обязательного
Указанные три
формы международной
Наиболее сложная
форма международной
На определенном
этапе формирования экономического
и валютного союза
Дальнейшее развитие
и совершенствование форм международной
экономической интеграции, возможно,
приведет к превращению интеграционного
объединения в политический союз,
т.е. к превращению интеграционного
объединения в конфедеративное
государство со всеми вытекающими
последствиями, в том числе превращением
наднациональных органов
К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов.
Абсолютное большинство
из них не могут реализовать преимущества
международной экономической
Одновременно
следует отметить, что существует
несколько прогрессирующих
Движущей силой
международной экономической
Фирмы используют
преимущества интеграции в следующей
последовательности: расширение рынков
сбыта создает предпосылки для
оживления международной
Одновременно происходит санация фирменной структуры - в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия.
В условиях международной
экономической интеграции на уровне
участников внешнеторговых сделок учитываются
следующие экономические
На макроуровне
принимается в расчет, что внутрирегиональная
торговля становится эффективнее; появляются
новые возможности для
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Ома уменьшает негативное воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.
Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран - участниц интеграционного объединения.
В этой связи
появляется необходимость повышения
уровня регулирования
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
• разделение труда,
которое невозможно было полностью
изменить за короткий промежуток времени.
Во многих случаях это было и нецелесообразно,
поскольку сложившееся
• длительное совместное
проживание в пределах одного государства
многих народов. Оно создало плотную
«ткань отношений» в разнообразных
областях и формах (из-за смешанного
населения, смешанных браков, элементов
общего культурного пространства, отсутствия
языкового барьера, заинтересованности
в свободном перемещении людей
и т.п.). Конфликтность межнациональных
и межконфессиональных
• технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Однако интеграционные
процессы наталкивались на противоположные
тенденции, определявшиеся прежде всего
стремлением правящих кругов в бывших
советских республиках упрочить
недавно полученный суверенитет, укрепить
свою государственность. Это рассматривалось
ими как безусловный приоритет,
и соображения экономической
целесообразности отступали на второй
план, если интеграционные меры воспринимались
как ограничение суверенитета. Но
всякая интеграция, даже самая умеренная,
предполагает передачу каких-то прав единым
органам интеграционного