Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:16, реферат

Краткое описание

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ...................................
ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ..............................
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного  характера. Международные экономические  интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них  входят страны с самым разным уровнем  развития и социально-экономическим  строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки  – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ

Самая простая, начальная  форма международной экономической  интеграции - зоны свободной торговли.

В этом случае отменяются торговые ограничения для стран - участниц интеграционной группировки, и прежде всего, снижаются или  отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в  ней условий для свободной  от тарифных и количественных ограничений  международной торговли товарами и  услугами. Соглашения о зонах свободной  торговли соответствуют современной  международной внешнеэкономической  практике и концепции Всемирной  торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги.

Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства  проводят политику с определенной долей  протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцирование  по позициям.

Соглашения о  зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства  партнеров не повышать в одностороннем  порядке таможенные пошлины и  не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного  моратория на ограничение и ухудшение  условий внешней торговли.

При этом в соглашениях  о зонах свободной торговли могут  быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны  могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных  обстоятельствах сферу распространения  защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В  правовом аспекте международные  соглашения о зонах свободной  торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутренним законодательным  актам стран - участниц соглашения.

Участие в зонах  свободной торговли может осложнить  положение стран-производителей, так  как либерализация импорта создает  благоприятные условия для соперников из числа стран - участниц соглашения, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.

Формой более  тесного сотрудничества является таможенный союз.

Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного  объединения установление единого  таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении  третьих стран. В ряде случаев  таможенный союз дополняется платежным  союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.

В рамках таможенного  союза, представляющего собой более  совершенную, чем зоны свободной  торговли, интеграционную структуру, страны-участницы  проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области  таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного  удовлетворения импортного спроса стран - участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает  более привлекательные условия  для иностранных инвесторов, что  также положительно сказывается  на экономическом развитии стран-участниц.

Если устанавливаемый  на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного  тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы  ограничивают внешние источники  снабжения с целью развития внутрисоюзных  ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых  материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость  от импорта.

В случае установления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного  для стран - участниц таможенного  союза последние ориентируются  на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции  между внутренними и внешними производителями, чтобы создать  стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной  продукции.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы  общего рынка. Она знаменуется подписанием  договора, охватывающего «четыре  свободы» пересечения государственных  границ - для товаров, услуг, капиталов  и людей.

В этом случае в  интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторой  степени координация внешнеэкономической  политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется  системе мероприятий, предотвращающих  нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт Европейского союза (ЕС), реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных  регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также  обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода  выбора форм и методов их выполнения.

Указанные три  формы международной экономической  интеграции охватывают главным образом  сферу обмена, создавая формально  странам-участницам равные условия  для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Наиболее сложная  форма международной экономической  интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический  и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке  дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает  введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом - совета глав государств, совета министров, центрального банка.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается  проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия  проводятся при активном участии  единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен. Европейский союз поставил перед собой задачу перейти к  осуществлению этого этапа в 1999 г.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной  экономической интеграции, возможно, приведет к превращению интеграционного  объединения в политический союз, т.е. к превращению интеграционного  объединения в конфедеративное  государство со всеми вытекающими  последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управлении с еще большими полномочиями и  властью. Прообразом политического  союза может служить Швейцарская  конфедерация кантонов.

К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических  союзов.

Абсолютное большинство  из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени  развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной  недифференцированное™ национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.

Одновременно  следует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах - Европейский  союз (ЕС) и Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся - Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН). Благодаря этим реально  и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что  в ближайшем будущем мирохозяйственные  связи будут представлять собой  совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической  интеграции.

Движущей силой  международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через  сотрудничество и кооперирование с  иностранными компаниями в рамках региона  без таможенных и других ограничений.

Фирмы используют преимущества интеграции в следующей  последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для  оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению  в экономке. Последнее создает  стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к  росту прибылей.

Одновременно  происходит санация фирменной структуры - в результате расширения рынка  сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном  рынке, разоряются и поглощаются  более сильными. С ликвидацией  границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка  могут приспособиться только сильные  динамичные предприятия.

В условиях международной  экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются  следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.

На макроуровне  принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования  оптимального месторасположения предприятий  на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и  сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать  расходы на НИОКР.

Правовая база региональной экономической группировки  обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Ома уменьшает  негативное воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства  и формально отвечает интересам  как сильных, так и слабых ее участников.

Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному  пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в  каждой стране и необходимости координации  и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам  стран - участниц интеграционного объединения.

В этой связи  появляется необходимость повышения  уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения  суверенитета каждого государства  и создания наднациональных органов  управления, в функции которых  входит разработка, координация и  контроль отдельных сфер экономик стран - участниц интеграционных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными  факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью  изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени  соответствовало природно-климатическим  и историческим условиям развития;

• длительное совместное проживание в пределах одного государства  многих народов. Оно создало плотную  «ткань отношений» в разнообразных  областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов  общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей  и т.п.). Конфликтность межнациональных  и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом  была невысокой. Отсюда желание широких  масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

• технологическая  взаимозависимость, единые технические  нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные  тенденции, определявшиеся прежде всего  стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось  ими как безусловный приоритет, и соображения экономической  целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с  неодобрением встречавший любые  интеграционные процессы на постсоветском  пространстве и рассматривавший  их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто  начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ  от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Информация о работе Экономическая интеграция