Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:33, контрольная работа
Многочисленные опыты реформирования показали неэффективность шаблонных экономических моделей, не учитывающих принадлежность страны к определенному типу цивилизованного развития, особенности духовного склада населения, традиционной системы ценностей. Хозяйственная культура - это не просто экономика как механизм выживания людей (узкое понимание хозяйства), а целостный образ жизни со своим менталитетом, ценностями, складывающийся и развивающийся на протяжении столетий, это своего рода генетический код, позволяющий спустя многие поколения, в новой исторической ситуации сталкиваться с уходящим вглубь веков традициями и стереотипами массового сознания.
Введение……………………………………………………
1.Содержание экономической культуры……………………
2.Структура экономической культуры……………………
3.Тенденции развития экономической культуры………
Заключение…………………………
Список используемой литературы………………
Тема 9 «Экономическая культура»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Содержание экономической культуры……………………...……………4
2.Структура экономической культуры……………………………..………7
3.Тенденции развития экономической культуры……………...…………..9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………..…………….14
Введение
Сегодня практически для всех очевидно, что человеческое общество крайне сложный организм, все части которого постоянно находятся в многосторонней взаимосвязи. Одними из самых важных составляющих этого организма являются экономика и культура. Еще в античности люди поняли, что сами по себе, в изоляции друг от друга они развиваться не могут.
Прошедший XX век можно назвать
веком торжества экономического
мышления. Однако обострение глобальных
проблем современности в
Многочисленные опыты
1.Содержание экономической культуры
Традиционно культура являлась предметом
исследования философии, социологии, искусствоведения,
истории, литературоведения и др.
дисциплин, а экономическая сфера
культуры практически не изучалась.
Выделение экономики как
На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.
Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.
На начальных этапах исследования
экономической культуры ее можно
определить через наиболее общую
экономическую категорию «
Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».
Современное общество, ориентируясь
на управление экономикой как машиной
через различного рода нормы расходов,
технико-экономические
С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.
В экономическую культуру должны быть
включены не только производственные
отношения, но и вся совокупность
общественных отношений, оказывающих
воздействие на технологический
способ производства, материальное производство,
на человека как его главного агента.
Таким образом, в широком смысле
экономическая культура - это совокупность
материальных и духовных социально
выработанных средств деятельности,
с помощью которых
2.Структура экономической культуры
Структурный анализ экономической
культуры диктуется самой структурой
экономической деятельности, последовательной
сменяемостью фаз общественного
воспроизводства: собственно производство,
обмен, распределение и потребление.
Следовательно, правомерно говорить о
культуре производства, культуре обмена,
культуре распределения и культуре
потребления. В структуре экономической
культуры необходимо выделить главный
структурообразующий фактор. Таким
фактором является трудовая деятельность
человека. Она характерна для всего
многообразия форм, видов материального
и духовного производства. В силу
важности для поддержания основных
жизненных процессов труд выделяется
в качестве основы для развития других
элементов и компонентов
Но какую деятельность можно считать творческой? Современная психологическая наука выделяет несколько уровней творческих способностей людей.
Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.
Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.
Третий уровень - конструктивно-инновационная
деятельность, суть которой состоит
в закономерном появлении нового.
Этот уровень способностей в производстве
проявляется в труде
Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.
Культура труда включает в себя
навыки владения орудиями труда, сознательное
управление процессом создания материальных
и духовных благ, свободное применение
своих способностей, использование
в трудовой деятельности достижений
науки и техники. Культура производства
состоит из следующих основных элементов.
Во-первых, это культура условий
труда, имеющая комплекс компонентов
экономического, научно-технического,
организационного, социального и
правового характера. Во-вторых, культура
трудового процесса, которая находит
выражение скорее в деятельности
отдельно взятого работника. В-третьих,
культура производства, которая определяется
социально-психологическим
3.Тенденции развития экономической культуры
Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.
Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?
В обыденном понимании «культура»
ассоциируется у нас с неким
стереотипом: культурный - значит прогрессивный,
положительный, носитель блага. С позиции
научного уровня подобные оценки являются
недостаточными и не всегда верными.
Если признать культуру целостной системой,
то возникает необходимость
К примеру, нельзя оценивать законы
функционирования капиталистической
системы хозяйствования как плохие
или как хорошие. Между тем, этой
системе присущи кризисы и
подъемы, противостояние и борьба классов,
в ней соседствуют такие
Объективный характер поступательного развития культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно сложившихся интересов.
В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.
Прогрессирующий процесс развития
экономической культуры обусловлен,
прежде всего, диалектической преемственностью
способов и форм деятельности поколений.
Вообще, преемственность является одним
из важнейших принципов развития,
ибо вся история человеческой
мысли и деятельности есть усвоение,
переработка ценного и