Экономическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Многочисленные опыты реформирования показали неэффективность шаблонных экономических моделей, не учитывающих принадлежность страны к определенному типу цивилизованного развития, особенности духовного склада населения, традиционной системы ценностей. Хозяйственная культура - это не просто экономика как механизм выживания людей (узкое понимание хозяйства), а целостный образ жизни со своим менталитетом, ценностями, складывающийся и развивающийся на протяжении столетий, это своего рода генетический код, позволяющий спустя многие поколения, в новой исторической ситуации сталкиваться с уходящим вглубь веков традициями и стереотипами массового сознания.

Содержание

Введение……………………………………………………
1.Содержание экономической культуры……………………
2.Структура экономической культуры……………………
3.Тенденции развития экономической культуры………
Заключение…………………………
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

экономика 1.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, поступательное развитие экономической культуры связано  с внесением в жизнь людей  инноваций, соответствующих требованиям  этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление  нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

Как уже отмечалось, прогрессивные  тенденции в развитии экономической  культуры обеспечиваются, с одной  стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных предшествующими поколениями, с другой, - поиском новых демократических механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Долгое время в теории и практике экономического развития нашей страны господствовал специфический подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее, мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед нашим  обществом очень остро и обсуждается  учеными и практиками в связи  с необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства, демократизации хозяйственной жизни  в целом.

Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и  эффективного регулятора качества и  количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых  форм эксплуатации.

Демократия произрастает не на почве  лозунгов, а на реальной почве экономических  законов. Только через свободу производителя  на рынке осуществляется демократия в экономической сфере. Преемственность  в развитии демократических механизмов - вещь нормальная и положительная. Нет ничего зазорного и в использовании  элементов буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой  французской революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим  образом интерпретирован отношениями  рынка: свобода есть свобода частных  индивидов, свобода конкуренции  обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена, стоимостная  основа купли-продажи, а братство - это союз «братьев-врагов», конкурирующих капиталистов.

Мировой опыт показывает, что для  успешного функционирования рынка  и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние  экономической культуры «описывалось»  в строгих рамках восхваления  социализма. Однако по мере выявления  основной тенденции всех экономических  показателей к снижению (темпов роста  производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность  экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить  нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно  новых черт экономической культуры современного общества.

 

Заключение

 

Каждое государство и нация  имеют свои исторические, хозяйственные  и культурные традиции. Их нельзя считать  «старомодными» или «отсталыми», понимать как «консервативность» или «реакционность», если они отличаются от некоего эталона, принятого когда-то и кем-то за идеал  государственно-хозяйственного устройства. Выработанные традиции отражают ход  истории и представляют собой  множество факторов, которые проявляются  в ходе исторического развития и  оказывают на него значительное влияние.

При пренебрежении традицией, при  непонимании специфики своей  страны безразлично, как будет копироваться опыт другой страны: это не принесет успеха. Следовательно, необходимо переосмысление и обобщение национальной традиционной культуры. Именно поэтому экономические  теории должны быть к конкретной стране, привязаны к определенной нации, должны учитывать и отражать специфику  культуры, традиций, духовного склада наций, места в мировом хозяйстве, особенности данного этапа исторического  развития. Это возможно при точном выявлении собственных основ  развития, хозяйственного состояния  государства, его исторического  опыта, его традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Радаев В.В. Экономическая социология // Российский экономический журнал (цикл из 16 статей). 1994. № 8-11; 1995. № 1-4, 7-8, 10-11; 1996. № 1-2, 4-6.

2. Вопросы экономики. 1994. № 7; 1996. № 1, 7, 10, 12; 1998. № 10. (Серия статей В.В. Радаева).

3. Беккер Г. Экономический анализ  и человеческое поведение // Тезис. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 24-40.

4. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

5. Веселов Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб.: Изд-во С. - Пе-тер-бургского ун-та, 1995.

6. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991. С. 18-29.

 

 


Информация о работе Экономическая культура