Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы реализации на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные цели и задачи;
-- проанализировать эффективность реализации экономической политики в Республике Беларусь и наметить пути ее совершенствования и развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1. Теории экономической политики………………………………………...5
1.1. Теория экономических порядков………………………………………………6
1.2. Типология экономической политики государства……………………………6
1.3. Концепция Тинбергена………………………………………………………..10
1.4. Критика Лукаса………………………………………………………………...12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства……………………………………………………………………………..16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_politika_gosydarstva_-_kyrsovaya.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. 6 Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

 

2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь

 

В качестве ключевых направлений деятельности по активизации социально-экономического развития страны в будущем году определены:

• сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения;

• обеспечение финансового оздоровления экономики, урегулирование на этой основе неплатежей, пополнение оборотных средств; сокращение бартера и кредиторско-дебиторской задолженности, усиление стимулирующих мер в области ресурсосбережения, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;

• формирование условий для развития экономически эффективных производств и на этой основе повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего финансирования и привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение отраслевой и технологической структуры капитальных вложений, сокращение незавершенного строительства;

• стабилизация социальной сферы; осуществление комплекса неотложных мер по повышению уровня доходов, прежде всего за счет роста заработной платы, а также всех видов социальных выплат;

• сокращение неэффективных бюджетных расходов; осуществление государственных закупок и распределение бюджетных средств преимущественно на основе проведения тендеров и аукционов;

• активное использование программно-целевого принципа в решении народнохозяйственных задач;

• сокращение дефицита торгового баланса на основе развития механизма защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных товаропроизводителей посредством реализации программ импортозамещения, наращивания экспорта продукции из местных ресурсов, национальной программы развития экспорта;

 

2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси

 

Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу является поддержание высоких темпов роста основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП). Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.

Для эффективного достижения названной цели важно видеть средства и механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, использовании методов административного принуждения производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим возможностям.

С учетом этого в последнее время идет процесс постепенного уменьшения эмиссионной поддержки экономики, направленный на финансовую стабилизацию, снижение темпов девальвации и инфляции, придание нового качества экономическому росту, основанного на финансовых стимулах производства, в условиях ужесточения бюджетных ограничений7.

Представление о том, что либерализация быстро приведет к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. В стране отсутствовали рыночные формальные и неформальные институты. В решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа главная роль отводится государству. Стратегическая цель государства в переходный период - содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса.

Иными словами, государство призвано формировать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской личности, а не для чрезмерной опеки, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

К числу важнейших функций государства по регулированию социально-экономических процессов следует отнести: создание благоприятных макроэкономических предпосылок и условий для хозяйственной деятельности (сбалансированность бюджета, низкая инфляция, устойчивость национальной валюты и др.); обеспечение социальной стабильности и защиты населения; формирование условий инвестиционной деятельности; поддержку инновационной сферы и научных исследований; обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны; контроль за рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

Значительные споры в экономической литературе вызвала проблема роли государства в отраслевых структурных сдвигах и использования для этого определенных мер государственной поддержки отдельных отраслей и производств. Сегодня даже достаточно либеральные экономисты считают необходимым участие государства в регулировании структурных процессов, хотя и ограниченными рыночными методами. Позиция экономистов -сторонников активной роли государства сводится к необходимости защиты и обеспечения развития экономики в целом, а не соблюдения локальных интересов и ориентации на конъюнктурные изменения.

Не отрицая в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня с использованием административных рычагов оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.

Возврат к прямым административным методам государственного регулирования экономики в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля за деятельностью чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции и в интересах страны в целом, а в угрозу индивидуальным и групповым корыстным намерениям. Последнее во многом обусловлено низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и предопределяет в целом недостаточную компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики.

В связи с этим первостепенной задачей является формирование системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления и сосредоточивающей их на преимущественно политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Главной задачей государства поэтому является создание институциональных основ эволюции на базе развития и поддержки предпринимательства, реформирования отношений собственности, реструктуризации предприятий, улучшения налоговой системы, формирования фондового рынка и др.

Институциональная среда и более совершенная макроэкономическая политика должны способствовать разрешению сложной проблемы, связанной со старением основного капитала. Сегодня активная его часть изношена более чем на 70%, и процесс этот продолжается.

В то же время Беларусь направляет на инвестиции около 17-18% своего валового внутреннего продукта. Казалось бы, это достаточная величина для нормального воспроизводства основного капитала (во многих развитых странах, в том числе в США, этот показатель меньше). Однако для республики, которой в наследство от бывшего СССР достались огромные по объему фонды, данной доли инвестиций для поддержания и нормального воспроизводства явно недостаточно в силу относительно малого ВВП.

Поэтому для решения этой проблемы целесообразно использовать два подхода. Во-первых, необходимо избавиться от производственных мощностей, не способных выпускать конкурентную продукцию. По экспертным оценкам, в настоящее время производственные мощности

Беларуси загружены на 50-60%, однако те из них, которые способны производить конкурентоспособную продукцию, загружены на 80-90%. Именно они и должны воспроизводиться наиболее интенсивно. Во-вторых, целесообразно увеличить долю инвестиций в ВВП до 22-25%, прежде всего за счет привлечения иностранных инвестиций. Это позволит поддерживать ежегодный темп роста ВВП со стороны предложения на уровне 5-8% и, следовательно, с позиции решения проблемы старения основных средств ускоренно расширять инвестиции без увеличения их доли в ВВП. Сочетание этих двух подходов представляется наиболее целесообразным для экономики Беларуси.

Привлечение инвестиций в экономику страны предполагает рост валовых сбережений домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений, их использование в возрастающей доле на валовое накопление и инвестиции в основной капитал при постепенном снижении доли финансовых операций (накопление валютных резервов, вывоз капитала, чистое погашение государственного долга и пр.).

С учетом ориентации экономики на рост нормы накопления рост конечного потребления должен быть несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить ориентацию на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора - человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.

Следует отметить, что наибольший вклад в динамику ВВП со стороны спроса вносит потребление домашних хозяйств. Однако в последние два года рост платежеспособного спроса населения в значительной мере покрывается импортом, что объясняет снижение ВВП за счет этого фактора. В целом, хотя экспортный спрос в реальном выражении возрастал, влияние внешней составляющей на динамику ВВП в последние годы было в основном отрицательным, вследствие чего представляется весьма актуальной проблема импортозамещения.

С учетом сложившегося соотношения экспорта, импорта и валового национального располагаемого дохода, а также зависимости производства от импортируемого сырья, материалов и комплектующих в результате развития импортозамещения в перспективном периоде прирост ВВП целесообразно на 40-50 % инициировать внешним спросом и на 50-60% - внутренним. Доля прироста за счет изменения внутреннего спроса может быть несколько меньшей в случае значительного привлечения в экономику страны зарубежных инвестиций, ориентированных на наиболее передовые иностранные технологии. Удовлетворение внутреннего спроса на инвестиционные товары предполагается обеспечивать преимущественно за счет их импорта. С учетом последнего в Беларуси вполне допустимо отрицательное сальдо внешней торговли товаров и услуг. Это, однако, не означает роста внешнего государственного долга, который будет покрываться иностранными инвестициями.

Информация о работе Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы реализации на примере Республики Беларусь