Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные цели и задачи;
-- проанализировать эффективность реализации экономической политики в Республике Беларусь и наметить пути ее совершенствования и развития.
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики………………………………………...5
1.1. Теория экономических порядков………………………………………………6
1.2. Типология экономической политики государства……………………………6
1.3. Концепция Тинбергена………………………………………………………..10
1.4. Критика Лукаса………………………………………………………………...12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства……………………………………………………………………………..16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...39
Для достижения высоких темпов роста производства и доходов населения принципиальным элементом макроэкономической политики является ее ориентация на развитие предприятий с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, финишных производств. Наоборот, в добывающих отраслях, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.
Обеспечить высокие темпы роста ВВП в долгосрочной перспективе способны адекватные налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая политики, которые должны содействовать финансовому оздоровлению предприятий реального сектора экономики, создавать нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, а также благоприятные стимулирующие условия ускорения воспроизводственных процессов.
Денежно-кредитную политику целесообразно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политике чревато стагнацией производства.
С учетом изложенного подхода представляется целесообразным к 2010 г. -8-10-процентного, а в 2015 -уровня, не превышающего 5%. Это позволит достаточно, хотя и сдержанно поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и осуществить эффективные структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкурентоспособных производств8.
Политику обменного курса в этот период необходимо ориентировать, во-первых, на поддерживание баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, на достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных товаропроизводителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную сбалансированность текущего и финансового счетов платежного баланса.
С учетом более высоких темпов роста ВВП в Беларуси по сравнению с мировыми, а также ожидаемого значительного повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее время - менее 20%).
Расширение денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также исходя из предложения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики.
Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение либерализации цен. Уже сегодня на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого-либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно-коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.
Главным результатом реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро, 50% скидки на готовые (обмен).
Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54
http://ruslanlyudmila.narod.
http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех готовых работ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика и др. экономические и гуманитарные дисциплины для студентов БГЭУ (ФЭУТ, ВШТ, ВШУБ, ФМ) и коммерческих ВУЗов. Работы ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ на высоком научном и практическом уровне поможет написать и даст квалифицированные пояснения КАНДИДАТ НАУК. Оформление на ЭВМ по ГОСТам. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД. Работы и шпоры можно посмотреть и скачать здесь http://minskreferat.narod.ru/
1 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С.36
2 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С.40.
3 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие – М., 1999. С. 41.
4 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995. С. 138.
5 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992. С. 87.
6 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992. С- 35.
7 Пинигин В.В. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 3-й междунар. Науч. конф., Минск, 10-11 окт. 2002 г. – Минск, 2002. С. 140.
8 Пинигин В.В. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 3-й междунар. Науч. конф., Минск, 10-11 окт. 2002 г. – Минск, 2002. С. 146.