Экономическая политика государства и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы полностью и всесторонне изучить экономическую политику государства и экономический рост. Задачи поставленной цели:
1) рассмотреть экономическую политику ее принципы, цели, инструменты;
2) ознакомится с существующими видами экономической политики;
3) изучить экономический рост, его понятие, показатели, типы и факторы;
4) рассмотреть государственное регулирование экономического роста;
5) ознакомится с глобальными проблемами роста экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая политика государства………………………………………...5
1.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты…………….......5
1.2. Виды экономической политики……………………………………………..7
2. Теоретические аспекты экономического роста……………………………..16
2.1 Экономический рост понятие, показатели, типы и факторы……………..16
2.2 Государственное регулирование экономического роста………………….21
3.Особенности современного экономического роста в России………………25
3.1. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации………25
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике Зиновьевой Ю.С. 2курс, 2 группа.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

Таким образом, интенсивный тип экономического роста осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. С развитием и освоением достижений научно – технического прогресса интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют.

Поэтому лучше говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста. Одной из важнейших проблем экономического роста является нахождение оптимального соотношения между потреблением и накоплением. Рост сбережений означает переключение средств с приобретения предметов потребления на инвестиционные блага. Равенство сбережений и инвестиций – одно из непременных условий устойчивого экономического роста. Если сбережения превышают инвестиции, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, увеличивается безработица. Если  же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это ведет к «перегреву» экономики, подстегивает инвестиционный рост цен [4].

В чистом виде ни экстенсивный, ни интенсивный тип экономического роста обычно не встречается. Фактически имеет место и тот, и другой тип роста. Поэтому - в зависимости  от темпов роста эффективности производства - говорят о преобладании того или  другого из них. Как правило, общественное производство развивается быстрее  в условиях преобладания интенсивного экономического роста, то есть повышения  эффективности использования ресурсов. При преобладании же экстенсивного  характера экономического роста  скорость развития общества замедляется.

 

 

 

2.2 Государственное регулирование экономического роста

 

Сущность государственного регулирования экономики заключается  в целенаправленной деятельности государства  в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы  различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение  важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [15].

К основным функциям государства  в современной рыночной экономике  относятся:

  1. создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
  2. организация денежного обращения;
  3. поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
  4. управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
  5. стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
  6. обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества.

Если сгруппировать все  функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное  регулирование: это обеспечение  функционирования рыночной системы  и усиление, развитие самой экономической  системы. В то время как при  конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и  не преследоваться (например, командная  экономика), укрепление экономических  позиций государства на мировом  рынке рассматривается всеми  правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту [17].

Воздействие государства  на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной  политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия  в условиях экономического подъема [13].

Инструменты кредитно - денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика «дешевых денег», когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих денег»: повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений [14].

В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить  или отменить налог на прибыли  корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального валового национального продукта, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

При   всей   многочисленности  и   сложности    возможных   методов стимулирования экономического  роста и  благоприятного  изменения структуры экономики  большинство  экономистов едины в  том, что  это  является весьма непростой задачей, -  капиталоемкость и склонность   к   сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

 

3.1 Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации

Конец XX в. привел к кардинальному переосмыслению путей  общественного развития. Концепция экономического роста, базирующаяся на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы  казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности на природную среду.

В настоящее время большинство стран  приходит к выводу о том, что проблемы роста надо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим, все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качества экономического роста [21].

В практическом плане это  означает переориентацию государственной  экономической политики с задач стимулирования высоких темпов роста объемов производства на создание благоприятных условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики.

Для России проблемы эффективности  и качества экономического роста  имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития в стране оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, включающего в свой состав промежуточный продукт и не учитывающего итоги деятельности отраслей нематериального производства.

Высокая неэффективность экономики, порожденная огосударствлением собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма, мягкостью бюджетных ограничений, привела к специфическому феномену такому как невосприимчивость предприятий к НТП (научно- технического прогресса) [25].

Эта невосприимчивость усиливалась  замкнутым характером экономики, неразвитостью  рыночных отношений, подавлением предпринимательской  инициативы. Термин «мягкие бюджетные  ограничения», означает, что существование  и развитие предприятий  однозначно не связаны со способностью покрывать свои расходы за счет доходов от реализации продукции. Это обусловлено наличием у предприятий внешних источников финансовых средств, независимых от эффективности их деятельности (безвозмездные дотации, субвенции, кредиты, которые не обязательно возвращать в срок и т. д.), и системой распределения доходов, не увязанной с предельной производительностью труда и капитала.

Макроэкономические результаты такого развития выразились в низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой затратоемкости производства и значительном отставании уровня жизни населения от индустриально развитых стран с рыночной экономикой [23].

Поэтому к числу  важнейших, глобальных проблем роста экономики Российской Федерации относятся: повышение восприимчивости предприятий к достижениям научно – технического прогресса и сокращение срока их распространения в различных отраслях экономики. Эти проблемы решаются в процессе перехода от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу экономического роста.

Интенсификация производства позволяет преодолеть ограничения, накладываемые на экономический рост со стороны факторов предложения, и получать больший объем продукции при тех же объемах вовлекаемых в хозяйственный оборот производственных ресурсов. Органической составной частью проблем, связанных с повышением эффективности и качества экономического роста, является увеличение инвестиций в человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Эта категория включает в себя не только врожденные способности, но также образование и приобретенную квалификацию. Инвестиции в человеческий капитал со временем окупаются, давая отдачу как индивидууму, так и обществу в целом.

Индивидуум получает отдачу в виде более высокой заработной платы или способности выполнять  работу, приносящую удовлетворение, а общество - в виде дополнительного объема продуктов и услуг более высокого качества.

В условиях рыночной экономики  рост объемов производства, как уже  отмечалось, сталкивается с ограничениями не только со стороны производственных ресурсов, но и со стороны спроса и распределения [22].

В командно - административной экономике, для которой был присущ тотальный дефицит, ограничений со стороны спроса предприятия не испытывали. После либерализации цен и внешней торговли произошли существенные изменения не только в объеме, но и в структуре совокупного спроса. В частности, значительная его часть переключилась на более качественную импортную продукцию. В этих условиях многие предприятия впервые столкнулись с проблемой сбыта, неплатежеспособности и банкротства. Решение проблем сбыта в развивающейся экономике связано с качественной переориентацией производственной и инвестиционной деятельности предприятий, суть которой состоит в том, что предприятия, стремясь получать устойчивый доход в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры, ориентируют свою деятельность не на сбыт того, что освоено производством, а на производство продукции, пользующейся спросом.

На уровне микроэкономики эта переориентация получила свою детализацию в концепциях чистого и социально-этического маркетинга, на макроуровне - в концепции инновационного типа экономического роста [20].

Инновационным называется экономический  рост, базирующийся на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно- технической и организационно-экономической деятельности. В содержательном плане этот тип экономического роста близок рассмотренному ранее преимущественно интенсивному типу роста, поскольку оба они базируются на качественном совершенствовании факторов производства. Отличительной особенностью инновационного типа роста является четкая ориентация на снятие барьеров, накладываемых факторами спроса и распределения. Возможность снятия таких барьеров решающим образом зависит от способности экономики увеличивать потребительскую удовлетворенность результатами роста.

Информация о работе Экономическая политика государства и экономический рост