Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, курсовая работа
Целью курсовой работы послужила характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений.
В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:
рассмотрена сущность экономической политики и экономической стратегии как категорий экономической науки;
исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
охарактеризована роль государства в реализации задач экономического роста в России;
выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.
ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Экономическая политика государства и ее виды
1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления
2.Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития
2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе
2.2.Роль государства в реализации задач экономического роста в России
2.3.Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики
3.Направления повышения эффективности экономической политики И СТРАТЕГИИ РОССИИ
3.1. Перспективы экономической политики России
3.2.Стратегия экономического роста России в условиях мировой конъюнктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 7.
Федеральный бюджет (% ВВП)12
2003 | 2004 | 2005 | Закон о бюджете на 2006 г. | |
Доходы | 19,6 | 20,4 | 23,6 | 20,7 |
Расходы | 17,9 | 16,1 | 16,2 | 17,5 |
В том числе: | ||||
Общегосударственные вопросы (за исключением обслуживания гос.долга) | 2,62 | |||
Национальная оборона | 2,73 | |||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,22 | |||
Национальная экономика | 1,39 | |||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,16 | |||
Охрана окружающей среды | 0,03 | |||
Образование | 0,83 | |||
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,21 | |||
Здравоохранение и спорт | 0,61 | |||
Социальная политика | 0,84 | |||
Межбюджетные трансферты | 5,87 |
Дополнительные
доходы, которые не будут немедленно
переведены в Стабилизационный фонд,
могут стать предметом
Приоритеты
экономической политики. Основными
направлениями экономической
Таблица 8.
Финансирование национальных проектов из федерального и местных бюджетов (млрд. рублей)13
2006 | 2007 | Всего | |
Здоровье | 88,4 | 120,5 | 208,9 |
Образование | 25,3 | 31,2 | 56,5 |
Доступное жилье | 35,4 | 46,2 | 81,6 |
Гарантии правительства | 26,5 | 33,5 | 60,0 |
Сельское хозяйство | 16,2 | 18,7 | 34,9 |
Всего (без гарантий) | 165,3 | 216,6 | 382 |
Свыше половины всех расходов по реализации национальных проектов приходится на сектор здравоохранения; главным образом, средства пойдут на повышение заработной платы медицинского персонала, модернизацию оборудования и создание новых лечебных учреждений. Основная часть средств, выделенных на национальный проект в сфере образования, будет направлена на повышение заработной платы, в том числе – на стимулирование учителей-новаторов и одаренных учащихся (гранты). Значительная часть средств в рамках проекта в жилищном секторе пойдет на оказание помощи семьям в приобретении жилья посредством жилищных сертификатов, льготных ипотечных кредитов или гарантий. Программа в сельском хозяйстве предусматривает, главным образом, предоставление разнообразных субсидий, в частности – предоставление льготного кредита.
Национальные
проекты должны способствовать росту
благосостояния российских граждан и
малоимущих слоев (особенно проект в сфере
здравоохранения) (см. Раздел 3 в докладе).
Несмотря на ценность образовательных
и медицинских услуг, предоставляемых
населению, многие работники здравоохранения
и образования относятся к самым низкооплачиваемым
категориям специалистов в Российской
Федерации, и их семьи традиционно входят
в число малоимущих. Кроме того, Россия
обязана воспользоваться возможностью
объединить увеличение социальных расходов
в этих секторах с проведением необходимых
структурных реформ, которые в дальнейшем
обеспечили бы их бόльшую эффективность
и устойчивость. В правительстве обсуждается
возможность реализации ряда пилотных
проектов на региональном уровне для решения
этих задач, что было бы весьма полезным
дополнением к мерам, направленным на
решение социальных задач.
2.2.
Роль государства в
реализации задач экономического
роста в России
В 1990-е годы Россия начала переход от централизованного директивного планирования и административного управления экономикой к рыночной системе хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих.
Наибольших успехов в области создания передовой экономики, опирающейся на достижения науки и техники и обеспечивающей высокий уровень жизни, достигли страны с рыночной системой хозяйства, овладевшие экономическими методами государственного регулирования народного хозяйства.
Россия
быстро развивала передовые
После 1929 г. и до конца 1980-х годов, т.е. на протяжении 60 лет, страна развивалась в системе централизованного планирования. Были утрачены навыки работы в условиях рыночного хозяйства, многие предприятия оказались неконкурентоспособными и не выдержали испытания перехода к рыночным отношениям.
Как показывают прогнозные исследования отечественных экономистов, сложившаяся в первом десятилетии XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может продолжаться в течение первой четверти этого века, так как мир втягивается в восходящую волну большого (Кондратьевского) цикла первой половины XXI века. Большой цикл обычно продолжается в течение полувека, возможны отклонения в длительности на несколько лет в ту или другую сторону15.
Цикл делится на две примерно равные части: восходящую волну темпов мирового экономического развития и нисходящую волну, характеризующуюся снижением темпов. Во второй половине XX века восходящая волна пришлась на третью четверть столетия, а нисходящая – на четвертую четверть.
Вхождение в новый большой цикл первой половины XXI века идет неравномерно. Первыми в него вступили, как и положено лидеру научно-технического прогресса, США. Переход к новому циклу Западной Европы и Японии возможен во второй половине первого десятилетия XXI века, что вполне укладывается в наблюдавшиеся и раньше отклонения от средней продолжительности цикла и его отдельных фаз в мире и отдельных странах. Важной особенностью восходящей волны цикла первой половины XXI века является то, что наиболее высокими темпами растет экономика стран среднего уровня развития, но крупнейших в мире по численности населения (Китая, Индии). В отличие от передовых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, развивающиеся страны Азии переживают период индустриализации. Этот период отличается большими затратами сырья и энергии на единицу продукции. Достаточно сказать, что Китай в настоящее время производит стального проката больше, чем США и Япония вместе взятые, и, тем не менее, является крупнейшим в мире импортером этого и многих других металлов. Соответственно эта страна предъявляет всевозрастающий спрос на сырье и энергоносители, выйдя на первое место в мире по потреблению угля и на второе место - по нефти и электроэнергии.
Как считают Киселев Б.Н. и Ляпина С.Ю., успех экономической политики во многом определяется правильной постановкой стратегических задач. По их мнению, «задача удвоения ВВП в России поставлена недостаточно корректно, что объясняется относительно небольшим опытом управления рыночным хозяйством в нашей стране. Обильный приток валютных поступлений от экспорта углеводородов и металлов, к сожалению, не стимулирует поиск оптимальных путей развития и продолжение реформ»16.
С мнением этих авторов солидарен и член-корреспондент РАН, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству С.Ю.Глазьев. Он считает, что «главный недостаток заявленной цели в области экономического роста состоит в том, что упущена социальная составляющая. Очевидно, что при удвоении ВВП, если он будет осуществлен в основном за счет развития нефтяной и газовой промышленности, не будут преодолены диспропорции в распределении доходов между богатыми и бедными слоями населения, равно как между процветающими и деградирующими регионами страны. Кроме того, не следует называть конкретные сроки для выполнения той или иной задачи без четкого представления о ресурсах, которые при этом необходимы»17.
Для реализации эффективной экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы.
Для этого весьма полезно обратиться к опыту стран, имеющих наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства. Так, например, США в 1930-х годах решали острейшую проблему преодоления «Великой депрессии», а во время второй мировой войны – задачу мобилизации ресурсов экономики, в которой господствовали частные компании, для обеспечения победы над врагом стран антигитлеровской коалиции. Они оказались первыми, кто осознал необходимость систематического воздействия государства с помощью рыночных методов на развитие народного хозяйства, и послужили в этом отношении образцом для остальных капиталистических стран.
В 1946 г. Конгресс США принял закон, в котором была сформулирована стратегия экономического развития, состоящая из трех неразрывно связанных между собой целей: максимизации занятости, производства и покупательной способности.
Заметим, что на первом месте стоит социальная задача обеспечения полной занятости, ибо для основной части населения основным доходом является трудовой, к тому же он распределяется более равномерно, нежели доходы от имущества (капитала). Полная занятость трудоспособного населения – основа социального благополучия страны и ее безопасности. Важно, чтобы производства, обеспечивающие занятость, были конкурентоспособны. Отсюда требование максимизации выпуска продукции. Последнее требование – максимизации покупательной способности – сопряжено с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.
При
разработке стратегии экономического
и научно-технического развития одну
из ведущих ролей играет повышение
эффективности народного
Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ