Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, курсовая работа
Целью курсовой работы послужила характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений.
В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:
рассмотрена сущность экономической политики и экономической стратегии как категорий экономической науки;
исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
охарактеризована роль государства в реализации задач экономического роста в России;
выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.
ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Экономическая политика государства и ее виды
1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления
2.Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития
2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе
2.2.Роль государства в реализации задач экономического роста в России
2.3.Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики
3.Направления повышения эффективности экономической политики И СТРАТЕГИИ РОССИИ
3.1. Перспективы экономической политики России
3.2.Стратегия экономического роста России в условиях мировой конъюнктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государству в развитых странах принадлежит главная роль в финансировании фундаментальных исследований. В США частные компании тратят на фундаментальные исследования в несколько раз меньше средств, чем на прикладные исследования, и, конечно меньше, чем на конструкторские и технологические разработки прототипов новой техники. С учетом государственных ассигнований расходы на фундаментальные исследования приблизились в США по своим масштабам к общим расходам страны на прикладные разработки.
Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области научных и технических знании. От финансирования фундаментальных исследований зависят уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность применять новейшие достижения науки и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления фундаментальных исследований в передовых странах являются университеты.
Государство в США участвует также в финансировании прикладных исследований и разработок на долевой основе, когда это касается техники двойного (военного и гражданского) назначения. Особенно велика роль государства в финансировании работ в области информационно-коммуникационной и авиакосмической техники, а также техники создания новых конструкционных материалов и формирования из них деталей устройств.
Темпы экономического развития зависят от произведения двух показателей: высоты накопленного потенциала (определяемого превосходством в отношении эффективности образцов новейшей техники над средним уровнем техники, используемой в народном хозяйстве) и скорости распространения передовой техники в народном хозяйстве, что связано с нормой (долей в ВВП) вложений в основной капитал. Например, если годовой прирост добавленной стоимости составляет 30% прироста основного капитала, а норма вложений в основной капитал равна 25% ВВП, то темп прироста ВВП за год составит 7,5% (0,3Ч0,25Ч100). Примерно такой темп необходим для удвоения за 10 лет. Из двух переменных первая более подвижна во времени и пространстве, но от нее в первую очередь зависит величина второй составляющей экономического роста.
Норма вложений в основной капитал на порядок больше вложений в научные исследования и разработки в передовых странах. Обновление и рост основного капитала обеспечиваются в рыночной экономике в основном за счет частных инвестиций. Государство может дополнять усилия предпринимателей в части формирования основных фондов преимущественно в отношении инфраструктуры. Инфраструктура служит дольше и окупается медленнее, чем вложения в парк машин и оборудования. Поэтому пассивная часть основных фондов, несмотря на ее значение для повышения эффективности народного хозяйства, недофинансируется частным капиталом, так же как это имеет место в отношении фундаментальных исследований. Отдача от частных инвестиций увеличивается, если государство принимает активное участие в финансировании развития инфраструктуры.
Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль идет в авангарде освоения передовой техники, и ее продукция обеспечивает техническое перевооружение всех остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает вопрос об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Регулирование инвестиций в передовых странах осуществляется с помощью доходной части государственного бюджета, за счет совершенствования налоговой системы, с тем, чтобы обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний и не ослаблять стимулы к предпринимательской деятельности. Капитал идет туда, где прибыль больше. В США норма прибыли на основной капитал после вычета налогов в обрабатывающей промышленности выше, чем в добывающей промышленности и торговле. В конце 1990-х годов в США указанная норма равнялась в обрабатывающей промышленности 15%, в добывающей 13% и в торговле 10% 18.
В России совсем недавно, согласно данным Торгово-промышленной палаты, норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в 2 раза ниже, чем в нефтяной промышленности19. К настоящему времени в условиях повышения иен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной промышленности повысилась. По данным Минфина России, в результате в России отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным.
Задача экономической политики России в части формирования инвестиционного климата должна состоять в том, чтобы норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов была в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо по возможности наиболее полно изымать с помощью прямых и косвенных налогов природную ренту, т.е. сверхприбыли компаний, работающих в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам России.
Ведущие экспортеры нефти стремятся не столько интенсивно наращивать добычу нефти, сколько как можно дольше продлить возможный срок эксплуатации своих природных богатств. Их эксперты предполагают увеличение мировой добычи нефти в течение первой четверти XXI века примерно на 1,7% в год. Это означает повышение годового уровня добычи с 4 млрд. до 6 млрд. тонн. Среднегодовой темп прироста мирового ВВП в эти же годы может составить от 4,5 до 5,0%, или от 3,0 до 3,5% в расчете на душу населения20.
Для стран-импортеров углеводородов очевидна необходимость внедрения энергосберегающих технологий и освоения альтернативных источников энергоснабжения, из которых наибольшая роль в обозреваемой перспективе может быть отведена наращиванию мощностей атомных электростанций. Развитые страны, особенно ведущие страны Западной Европы, стремятся поддерживать высокие внутренние цены на наиболее популярные виды жидкого топлива. Задача состоит в том, чтобы стимулировать экономию их расходования и одновременно расширить возможности для пополнения государственного бюджета. Например, в цене автомобильного бензина в странах Европейского союза до 3/4 приходится на налоги и сборы21.
В целом для современной налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы, особенно на прибыль предприятий, и перенесение тяжести пополнения государственного бюджета на налогообложение ресурсов. Имеются в виду налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета является налог на добавленную стоимость.
Низкий налог на прибыль делает капиталовложения более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой техники. Выраженная в деньгах экономия труда, капитала, материалов и энергии тем больше, чем дороже сберегаемые ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках монополистов, обеспечивает конкурентную среду, а следовательно, стимулирует повышение конкурентоспособности.
Что касается налога на добавленную стоимость, то он взимается при реализации продукции и является налогом не на производителя, а на потребителя. Развитые страны предпочитают сохранять его ставку на высокой отметке или даже повышать, когда необходимо сократить дефицитное сальдо государственного бюджета. Этот налог является встроенным стабилизатором для сглаживания колебаний спроса в рамках среднесрочного цикла. Сбор этого налога сокращается в фазе спада и увеличивается в период процветания. Он также служит сдерживанию спроса на импортные товары.
По мнению В.Клинова, «благосостояние российского народа может строиться не на низких внутренних ценах на сырье и энергию, а на высоких трудовых доходах, являющихся основой и достойного пенсионного обеспечения»22. Для создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных мест не в отдельных регионах, а повсеместно, нужно стимулировать развитие обрабатывающей промышленности и строительства, перераспределив налоговую нагрузку таким образом, чтобы прибыль после вычета налогов была в обрабатывающей промышленности и строительстве больше, чем в отраслях, чьи сверхприбыли основываются на природной ренте.
Снижение налога на прибыль вплоть до нулевой ставки должно предоставляться по роду деятельности (по принадлежности к обрабатывающей промышленности и строительству), а не по каким-либо другим основаниям, например отдельным категориям предпринимателей. Система налогообложения должна быть максимально проста, ибо, чем больше оснований для льгот, тем больше возможностей для выстраивания схем для легального уклонения от налогов и для коррупции. Льготный режим для обрабатывающей промышленности должен быть установлен на длительный период, обеспечивающий всестороннее развитие этого народнохозяйственного комплекса. В качестве первого шага необходимо освобождение от налогов прибыли, расходуемой на научные исследования, на переподготовку кадров и вложения в основной капитал внутри страны.
Что касается наукоемких отраслей, машиностроения и химической индустрии, то их конкурентоспособность не может быть обеспечена без развития всего комплекса обрабатывающей промышленности. Все составляющие комплекса связаны межотраслевыми поставками. С одной стороны, машиностроение является потребителем продукции различных отраслей обрабатывающей промышленности. С другой стороны, для машинотехнических изделий производственного назначения обрабатывающая промышленности в целом представляет собой крупнейший рынок сбыта. Дополнительная поддержка со стороны государства наукоемким отраслям может быть оказана в форме финансирования прикладных исследований и разработок образцов новой техники, а также подготовки инженерно-технических кадров и кредитования лизинговых операций.
Снижение налогов и финансирование научных исследований и разработок, системы образования и профессионального обучения – это те формы поддержки отечественной промышленности, которые не противоречат нормам Всемирной торговой организации (далее: ВТО). В то же время эффект от прямого субсидирования производства экспортной продукции может быть в соответствии с правилами ВТО нейтрализован компенсационными таможенными пошлинами в странах-импортерах. Не исключено также применение антидемпинговых мер, которые означают для субсидируемых производств более тяжелые последствия, нежели компенсационные пошлины. В этой связи создание особых зон, в которых предусматривается льготный режим налогообложения, обычно имеет целью форсирование экспорта, что не является первостепенной задачей для России, имеющей активное сальдо торгового баланса. Создание особых зон, по мнению ряда экономистов, не решает, а, наоборот, усугубляет проблему неравномерного развития регионов. Больший шанс получить право на образование привилегированных зон имеют продвинутые, а не отсталые в экономическом отношении регионы. Зоны не решают проблемы занятости населения в тех регионах, где эта проблема стоит наиболее остро.
Россия
не должна упустить шанс использовать
благоприятную
2.3.
Актуальные проблемы
стратегического развития
российской экономики
В дискуссиях о перспективах экономического роста в России в качестве локомотивных отраслей экономисты-эксперты часто называют топливно-энергетический комплекс, самолетостроение, космические исследования, жилищное строительство и т.д. В подобных утверждениях, как отмечает академик РАН, директор Института рынка Российской Академии наук Н.Петраков, «много справедливого, но есть и существенный изъян – в них отсутствует системность, общий концептуальный подход к решению задачи»23. При этом, как считает Н.Петраков, «теоретически любая отрасль может рассматриваться как точка потенциального роста. Проблема лишь в том, как в течение 3-5 лет раскрутить российскую экономику в целом. А для этого следует обратиться к источникам развития России как неординарной державы»24.
Нерешенной
для экономики проблемой
Как полагает Ф. Клоцвог, «если пойти на поводу монополистов и, вступая в ВТО, перевести национальную экономику на мировые цены, то можно окончательно похоронить надежды на возрождение народного хозяйства. Не будем затрагивать модную тему цены барреля сырой нефти, а возьмем бензин. В Европе литр этого топлива стоит около 1 долл., у нас – около 10 руб. Установив же цену на уровне 30-32 руб. за литр, мы разорим огромное число товаропроизводителей, которые не вынесут такой нагрузки, вызовем скачок розничных цен, что, в конечном счете, приведет к обесценению того же рубля. Доллар станет продаваться не за 31-32 руб., а за 50, и правительство вынуждено будет сделать еще один виток повышения цен на горючее»25.
Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ