Экономическая природа социальной защиты и социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.
Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2 на скачку.docx

— 72.36 Кб (Скачать файл)

Для изучения вопросов социальных рисков и социального страхования  важно определиться еще в том, что понимать под удовлетворением  социальных потребностей гражданина, которое и характеризует материальный уровень и качество жизни гражданина. Последнее находится в прямой зависимости от социального положения  гражданина. Состав социальных потребностей достаточно полно представлен в  ст. 25 Всеобщей декларации прав человека ООН, Европейской социальной хартии (ЕСХ), Конвенциях и Рекомендациях  Международной организации труда (МОТ). В частности, в ст. 25 Декларации ООН провозглашается: "Каждый человек  имеет право на такой жизненный  уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое  социальное обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право  на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления  старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим  от него обстоятельствам".

Указанные нормативные требования к социальной защите населения международных  организаций сформулированы на основе принципов общественных условий  жизни и общественного характера  любых видов деятельности. Важное значение в этом имело изучение и  длительного исторического опыта  социальной защиты граждан при наступлении  неблагоприятных или чрезвычайных событий, наносящих последним серьезный  вред (ущерб). Этот опыт оказания взаимной помощи пострадавшим физически в  процессе выполняемой работы, несчастного  случая, болезни и/или потерявшим источник дохода, начиная от коллегий Древнего Рима, немецких купеческих гильдий, страхования жизни с выплатой аннуитетов в Италии в конце XIV века до обществ взаимного страхования  жизни в Англии в последние  десятилетия XVIII века, социальных реформ О. Бисмарка в Германии в 1883 - 1889 гг. (впервые на законодательной основе), подробно описан во многих трудах авторов, исследующих и освещающих вопросы теории и практики страхования.

Этот многовековой опыт подтверждает, что общественная форма жизни  и общественный характер деятельности могут объективно достойно существовать и успешно развиваться только на принципах сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов  граждан и справедливости. Реализация этих принципов выражает действие закона существования и развития общества, отдельных его частей и индивидуумов.

Сказанное уже о содержании социального положения, удовлетворении социальных потребностей граждан и  названные принципы позволяют рассматривать  перечисленные выше риски добровольного  личного страхования и с позиций  ухудшения материального уровня и качества жизни гражданина при  наступлении страхового случая. Если в результате, например, несчастного  случая на производстве гражданин стал инвалидом, то, естественно, изменилось и его социальное положение и  уменьшилась возможность удовлетворять  материальные и духовные жизненные  потребности. В связи с этим в  соответствии с принципами солидарности и взаимопомощи возникает мотивация  действий соответствующего сообщества людей (социальной группы работающих на предприятии) оказывать необходимую, прежде всего, материальную помощь пострадавшему.

С развитием систем государственного устройства и управления общественными  процессами (в том числе на основе развития систем национального права), а также четко обозначившихся неразделимости государства, общества, его отдельных частей и граждан, их взаимодействия и взаимозависимости, добровольная мотивация по оказанию помощи пострадавшим от неблагоприятных  событий в рамках самодеятельных объединений людей (социальных групп) стала уступать все большее место  государственному регулированию и  осуществлению социальной защиты на основе принимаемых законов. Так, в  России на законодательной основе была применена, начиная с 1912 г. (закон  об обязательном страховании от несчастных случаев от 23 июня), видоизмененная германская модель социального страхования  О. Бисмарка. Созданные страховые  товарищества осуществляли социальную защиту работающих в промышленности при наступлении несчастных случаев. Страховые фонды формировались  при этом в основном за счет взносов  работодателей. Деятельность страховых  товариществ продолжалась до принятия в конце октября 1918 г. Положения  о социальном обеспечении трудящихся. С этого момента социальная защита была сосредоточена в руках государства  и с разным успехом в дальнейшем совершенствовалась и регулировалась соответствующими нормативно-правовыми  актами. В Российской республике, а  затем в СССР и РФ параллельно существовали, как известно, до начала 90-х гг. XX века законодательно регулируемые система социального обеспечения и монопольная государственная система страхования с весьма ограниченным перечнем применявшихся видов страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц. В период с конца 1990 г. по 1993 г. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения (просуществовал до конца 2000 г.), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) и соответствующие организационные и финансово-экономические механизмы формирования этих фондов и осуществления социальной защиты установленных законами (и подзаконными актами) категорий граждан. Совершенствование их на основе принципов социального страхования продолжается и в годы первого десятилетия XXI в. Это касается как обязательного пенсионного страхования и ОМС, так и социального страхования через механизм ФСС. В процессе социальных реформ конца ХХ - начала XXI вв. сформировалась и далее совершенствуется система государственного обязательного социального страхования.

 

Глава 3. Становление и  перспективы развития системы социального  страхования в Российской Федерации.

С развитием систем государственного устройства и управления общественными  процессами (в том числе на основе развития систем национального права), а также четко обозначившихся неразделимости государства, общества, его отдельных частей и граждан, их взаимодействия и взаимозависимости, добровольная мотивация по оказанию помощи пострадавшим от неблагоприятных  событий в рамках самодеятельных объединений людей (социальных групп) стала уступать все большее место  государственному регулированию и  осуществлению социальной защиты на основе принимаемых законов. Так, в  России на законодательной основе была применена, начиная с 1912 г. (закон  об обязательном страховании от несчастных случаев от 23 июня), видоизмененная германская модель социального страхования  О. Бисмарка. Созданные страховые  товарищества осуществляли социальную защиту работающих в промышленности при наступлении несчастных случаев. Страховые фонды формировались  при этом в основном за счет взносов  работодателей. Деятельность страховых  товариществ продолжалась до принятия в конце октября 1918 г. Положения  о социальном обеспечении трудящихся. С этого момента социальная защита была сосредоточена в руках государства  и с разным успехом в дальнейшем совершенствовалась и регулировалась соответствующими нормативно-правовыми  актами. В Российской республике, а  затем в СССР и РФ параллельно существовали, как известно, до начала 90-х гг. XX века законодательно регулируемые система социального обеспечения и монопольная государственная система страхования с весьма ограниченным перечнем применявшихся видов страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Трансформация общественно-экономической  системы России в начале 90-х годов  создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая  стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости  жизни, трудностями в получении  надлежащей медицинской помощи и  достаточного по объему пенсионного  обеспечения.

При этом, реформирование экономики  и социальной сферы, неблагоприятная  демографическая ситуация совпали  по времени с обострением конкуренции  на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой  экономики, что в итоге усилило  неблагоприятные последствия для  населения страны и привело к  значительным масштабам безработицы, снижению расходов на оплату труда  и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.

Противодействовать возросшим  по видам, уровню и последствиям социальным рискам прежняя социалистическая система  социальной защиты не могла, и прежде всего, по причине отсутствия развитой системы социального страхования. В СССР социальное страхование, в  силу идеологических установок и  организации экономической жизни, играло незначительную и вспомогательную  роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное  социальное обеспечение, которое в  новых условиях могло занимать не главную, а дополняющую роль к  социальному страхованию.

С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В этой связи в России с начала 90-х годов на повестке дня, среди  наиболее крупных вопросов государственной  социальной политики, встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям  функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных  и правовых механизмов социального  страхования.

Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12-15 лет разработали  законодательную базу социального  страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные  внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), федеральный  и региональные фонды обязательного  медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и Государственный фонд занятости (ГФЗ).

Данные меры позволили  сформировать значительную по объемам  ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей  и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой  была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета.

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального  страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние  формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы  для медицинской помощи.

Совершенствование их на основе принципов социального страхования  продолжается и в годы первого  десятилетия XXI в. Это касается как  обязательного пенсионного страхования  и ОМС, так и социального страхования  через механизм ФСС. В процессе социальных реформ конца ХХ - начала XXI вв. сформировалась и далее совершенствуется система  государственного обязательного социального  страхования.

В настоящее время существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:

- пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

- страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;

- медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Экономическими категориями  социального страхования, с позиции  общепризнанных мировым сообществом  его предметных и объектных страховых  отношений, выступают страховые  платежи и выплаты, которые для  основных субъектов правоотношений являются:

- для работников – частью резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случаях наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.);

- для работодателей – частью издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг);

- для общества – частью необходимого продукта;

- для государства – публичными обязательствами и внутренними долгами.

Финансовыми источниками  государственных внебюджетных фондов служат платежи работодателей, начисляемые  к объему заработной платы наемного персонала в форме единого  социального налога (ЕСН), страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. табл.1).

Таблица 1

Существующая финансовая модель распределения платежей и  страховых взносов по видам обязательного  социального страхования (в % от объема заработной платы наемного персонала)

Вид страхования

Работодатели

Работники

Государство

Всего

Пенсионное страхование

20,0

-

-

20,0

Медицинское страхование

2,8

-

-

2,8

Социальное страхование

3,2

-

-

3,2

Страхование от несчастных случаев на производстве

0,2-8,5

-

-

0,9

ИТОГО:

26,2-34,5

-

-

26,9

Информация о работе Экономическая природа социальной защиты и социального страхования