Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Введение
Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.
Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
Заключение
Список используемой литературы
Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социального
В основе такой модели лежит
принцип, согласно которому размеры
страховых взносов зависят от
доли ответственности за страховые
риски. В организационном построении
модели учтены интересы всех участников
системы социально-трудовых отношений,
соответственно представленных в системе
социального страхования. При принятии
решений предусмотрены
Функционирование системы социального страхования, независимо от того, какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования, в качестве которых выступают или могут выступать:
- страховые взносы страхователей - работодателей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы страхуемых - трудозанятых граждан;
- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);
- прибыль, возникающая в результате коммерческого управления средствами социального страхования;
- средства госбюджета;
- инвестиции в страховую деятельность;
- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;
- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.
И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования - государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.
Бюджет предполагает финансирование
всей системы социального
В фонды социального страхования
перечисляется определенный процент
страховых взносов, устанавливаемый
субъектами по согласованию. Для обеспечения
координации деятельности всей системы
социального страхования, а также
для проведения различных мероприятий
республиканского уровня, выполнения
программ социального страхования
фонды перечисляют в
Средства социального
страхования, отчуждаемые на законном
основании, становятся собственностью
застрахованных и не подлежат изъятию.
Они не могут быть использованы вне
системы социального
Средствами социального
страхования управляют
Для большей устойчивости
в системе рыночных отношений
фондам и страховым кассам предоставляется
право коммерческого управления
средствами социального страхования,
но при условии направления
Одним из важных является вопрос
об участии средств госбюджета в
системе социального
С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.
Вариант 1. Утраченный заработок
возмещается в размере 80% от среднего
заработка или совокупного
Отказ от средств госбюджета,
а также отсутствие достаточных
средств на первых порах, пока не произойдет
становление системы
Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% - минимальное страховое возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от означенной суммы и 25% - из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).
Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа работающего.
Возмещение ущерба производится
страховыми кассами предприятия. Средства
предприятия и застрахованных у
предприятия не изымаются, а переходят
в статью расхода по социальному
обеспечению в системе
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного шара и др.
Включение средств застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения.
Во-первых, работник включается
в систему социального
Во-вторых, если работник не
принимает финансового участия
в системе социального
При перечислении определенного
процента средств социального
Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения утраченных средств при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд. При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой фонд.
В целом приведенная схема
финансового управления средствами
системы обязательного
Заключение
Потребность в социальном
страховании возникает на определенном
историческом этапе экономического
и социального развития общества.
Анализ истории развития социального
страхования в России показал, что
его формы и задачи меняются в
соответствии с социально-политической
и экономической ситуацией в
обществе. Это относится в равной
степени и к нынешнему
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.
“Еще совсем недавно многие
ученые утверждали, что именно разгосударствление
системы социального
Информация о работе Экономическая природа социальной защиты и социального страхования