Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:41, реферат
Уже почти 20 лет мы живем в условиях непрекращающихся реформ. За это время выросло целое поколение россиян, менталитет и культура которых уже значительно отличаются от прежних поколений. Это поколение мыслит категориями рыночной экономики и товарно-денежных отношений, соотнося возможные затраты и выгоды при принятии любого решения. Поиск ренты связывают с предельно краткосрочным экономическим поведением, в основе которого лежат, как правило, неформальные нормы и правила, сочетающегося с неспособностью к созидательной деятельности. Другими словами это поиск легкой прибыли. Сегодня рентный подход преобладает практически во всех секторах российской экономики.
Теория бюрократии Вильяма Нисканена
в своем становлении прошла два
этапа. Первый связан с его статьей
1968 года и монографией «Бюрократия
и представительное правление». Второй
этап представлен статьей 1975 года под
названием «Бюрократы и политики»
и трактатом «Пересмотр», в котором
он показывает, что сохранилось от
первоначальной концепции и какие
изменения произошли в его
взгляде на бюрократию. Основой теории
является аналогия между предоставлением
частных товаров и услуг и
предоставлением
Важную позицию в теории Нисканена занимает определение бюро. Оно рассматривается как организация, обладающая следующими признаками:
1. Владельцы и наемные работники не приобретают никакой доли в разности между доходами и расходами в качестве личной прибыли.
2. Доля текущих доходов
Таким образом, бюро - это неприбыльная организация, финансируемая, по крайней мере, частично, путем периодических ассигнований или дотаций. Термин «бюрократ» Нисканен использует для описания высокопоставленного сотрудника бюро, и в данном случае этот термин не имеет часто присущего ему негативного значения Вильям Нисканен.
Теория поведения бюро основана на взаимосвязи между бюрократами и политиками. Нисканен признает существование в ней значительной «агентской проблемы». Иначе говоря, стимулы бюрократов не приводят к поведению, полностью соответствующему интересам политиков. Вильям Нисканен выделяет семь составляющих, которые образуют фундамент, основу теории поведения бюро Вильям Нисканен.
1. Первая составляющая теории
заключается в том, что
2. Большинство бюро имеет
3. Большинство бюро являются
монопольными поставщиками
4. Отношения двусторонней
5. Как и в любой двусторонней
монополии, между
6. Роль спонсора в этой
7. И, наконец, ни члены
Нисканен полагает, что вышеперечисленные
характеристики должны быть ключевыми
составляющими теории поведения
бюро. Кроме того, первоначальная концепция
включала еще три аспекта поведения
бюрократов и их политических спонсоров.
Во-первых, предполагалось, что бюрократы
будут действовать с целью
максимизировать ожидаемый
Исходная модель В. Нисканена строилась на том, что окружающая бюро среда определяется его отношениями со следующими тремя группами:
1. Коллективными организациями,
которые снабжают бюро
2. Поставщиками труда и
3. Потребителями тех услуг,
Но как уже отмечалось выше, ключевую роль играют отношения бюро со спонсором.
Главный вопрос, поставленный Нисканеном, состоял в следующем: что максимизируют бюрократы, если они вообще максимизируют что-либо? Ответ экономиста на этот вопрос заключается в том, что бюрократ, как и любой человек, максимизирует собственную полезность. Нисканен строит свою теорию поведения бюро по аналогии с теорией фирмы. Если фирма максимизирует прибыль, то в понятие полезности бюрократа входят: жалованье, служебные привилегии, общественная репутация, власть. Предположение о максимизации бюджета не обязательно основывается на персональной мотивации бюрократов. Как отмечал автор теории, некоторые бюрократы либо из предрасположенности, либо по причине идеологического внушения пытаются служить тому, что, согласно их представлению, является общественным интересом. Однако бюрократ не является ни всеведущим, ни всевластным. Поэтому он не в состоянии получить все информацию об индивидуальных предпочтениях, которая была бы необходимой для предугадывания общественного интереса.
В то же время следует показать
очень важное отличие в работе
фирм и бюро. В конкурентной отрасли,
где действуют фирмы, часто достаточно
одного максимизатора, чтобы заставить
другие фирмы стать такими же. В
противоположность этому, в бюрократической
среде достаточно одного субъекта,
служащего своим личным интересам
или собственным представлениям
об общественном благе, чтобы препятствовать
всем прочим служить их образу общественного
интереса. Независимо от личной мотивации
какому-либо бюрократу невозможно действовать
в общественных интересах по причине
ограниченности его информации или
конфликтующих интересов
Еще один вопрос, который ставил Вильям Нисканен в своих работах, заключался в том, что же ограничивает размеры бюро? Ограничение, которое создает лимит численности сотрудников бюро, заключается в том, что бюро должно поставлять продукцию, ожидаемую спонсором от утвержденного им бюджета. Бюро, постоянно обещающее больше, чем оно в состоянии поставить, будет наказано уменьшением бюджета. То же бюро, что способно работать лучше, чем ожидалось, вероятно, будет вознаграждено большими бюджетами. Но поскольку выпуск большинства бюро не может быть определен точно, то будут иметь место значительные колебания вокруг ожидаемого выпуска. Поэтому Нисканен делает следующее заключение: «Бюрократы максимизируют общий бюджет своего бюро в период пребывания в должности при том ограничении, что бюджет должен быть равен или больше минимальных общих затрат на обеспечение выпуска, ожидаемого спонсором бюро».
Выше были перечислены семь составляющих теории бюрократии, которые были сформулированы Вильямом Нисканеном в конце 60-х - начале 70-х годов и не были подвергнуты пересмотру в дальнейшем. Однако в то же время ряд элементов его концепции был подвергнут ревизии со стороны автора, что явилось следствием обсуждения его работ.
В первую очередь это относится
к формулировке цели бюро. Допущение
о максимизации бюрократами бюджетов
своих бюро казалось Нисканену вероятным
и соответствующим его
Когда в 1994 году Нисканен подводил итоги
экономического анализа поведения
бюрократии, он отметил, что это было
не лучшее допущение, на котором следовало
бы строить теорию поведения бюро.
«Даже во время написания книги
(«Бюрократия и
Исследователи Жан-Люк Миге и Жерар
Беланже, комментируя работы Нисканена,
предложили подход, который разрешал
это несоответствие. Они выдвинули
допущение, согласно которому бюрократы
действуют с целью максимизации
дискреционного бюджета их бюро. Этот
бюджет определяется как разность между
общим бюджетом и минимальными затратами
на ожидаемый политическими
Последний вопрос, который Нисканен поставил в своих трудах, заключался в выяснении причин, объясняющих, почему власти выбирают бюро на роль поставщиков большей части финансируемых ими услуг. Первоначально автор полагал, что это объясняется трудностью заключения контракта с частными поставщиками услуг и контроля за их работой. Однако, очевидно, что договариваться с бюро и следить за его работой не менее трудно. Нисканен видит ответ в том, что поставка государственных услуг с помощью бюро генерирует чистый излишек, который бюро делят с членами правительства.
Нисканен отмечает, что бюро будут
являться неэффективными поставщиками
государственных услуг, если соизмерять
их деятельность с соблюдением интересов
всего населения, а не рассматривать
ее с точки зрения представителей
законодательной власти. В этом автор
солидарен с мнением ряда экономистов,
полагающих, что большинство проблем,
часто приписываемых бюро, более
прочно коренятся в структуре
и правилах принятия решений законодательной
властью, а бюро только является предпочитаемыми
ею агентами. Поведение всех бюро должно
оцениваться в контексте
В 1994 году, завершая свою работу над теорией, Вильям Нисканен подвел итоги своих исследований и обозначил ряд вопросов, которые еще ждут решения. Он считает, что основополагающая структура теории бюрократии, обозначенная еще в 1971 году, продолжает оставаться наиболее пригодным подходом к пониманию поведения бюро. Первоначально допущение о том, что бюрократы действуют с целью максимизации своего бюджета, должно быть полностью отброшено в пользу допущения, что они действуют с целью максимизации своего дискреционного бюджета. Затем Нисканен указывает перспективы дальнейших исследований. Он полагает, что большая часть последующих анализов должна сосредоточиться на характеристиках политического окружения, в котором работает бюро Вильям Нисканен.
Список литературы