Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:49, курсовая работа
Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.
Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕНТЫ………......6
1.1 Понятие и сущность экономической категории рента…………....6
1.2 Виды экономической ренты………………………………………..12
Сущность теории ренты и налогообложение……………………………..19
2.1 Проблема рентных отношений…………………………………….19
2.2 Состояние рентных отношений в России…………………………22
Проблемы экономической ренты и пути их решения……………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..33
Начав реформы, правительство России взяло на вооружение тезис, что рынок сам установит справедливый паритет цен. Оно не позаботилось об обеспечении равных стартовых возможностей для эволюционного становления рыночных отношений во всех сырьевых отраслях. Однако стихийное сближение цен внутреннего и мирового рынка с помощью эквивалентного выравнивания цен на все товары через цены на энергоносители и топливо привело к неоправданному росту цен в других сырьевых отраслях (рыболовство, лесозаготовки, сельское хозяйство), снижению их конкурентоспособности и свертыванию объемов производства. Получение явных финансовых преимуществ одних за счет других сократило внутренние ресурсы для перестройки экономики на принципах устойчивого развития. Такие принципы формирования цен вошли в противоречие и с задачами охраны природы, поскольку цены на товары сегодня не включают полновесную экологическую компоненту.
Одной из важнейших задач защиты национальных интересов и восстановления российской экономики должно стать исключение межотраслевого диспаритета цен на природное сырье внутри страны.
По этому поводу имеет смысл напомнить, что экономисты классической школы для определения рентных доходов в качестве универсального измерителя принимали цены на зерно. Риккардо вел исчисление ренты с ориентацией на цены хлебного рынка. Вопрос о едином измерителе для расчета природно-ресурсной ренты в теории возникал и возникает с завидным постоянством. Представляется, что в решении этой проблемы в мире, где не устранена угроза смерти от голода, нельзя равнодушно созерцать то, как судьбу голодных людей и живой природы решают нефтяные короли.
Так почему бы сырьевым
странам с разнообразным
2.2 Проблема рентных отношений в РФ
Спецификой Российской Федерации является наличие на ее территории регионов, богатых природными ресурсами федеральной и мировой значимости («сырьевых регионов»). Все эти регионы имеют, как правило, большую протяженность и расположены в северной части страны. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственной значимости добываемых в них ресурсов и сложных условий их добычи и эксплуатации, а также условий жизни населения ставят неординарную задачу государственного регулирования развития сырьевых территорий и формирования адекватной системы недропользования с учетом особенностей федеративного государственного устройства России. А также существует проблема государственной поддержки коренных народов Севера, на территории компактного проживания которых организуется крупномасштабная добыча природных ресурсов.
Наличие в России крупных месторождений полезных ископаемых, с одной стороны, «спровоцировало» кризисные явления в экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов» и сформировав «уродливую» отраслевую структуру экономики, с другой - позволило все-таки выстоять в исключительно сложных кризисных условиях.
Новые российские сырьевые компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики - сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствие с Конституцией Российской Федерации и с федеральным законодательством в контроле за недрами действовало правило «двойного ключа», когда при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых решение должно быть одобрено как Министерством природных ресурсов Российской Федерации, так и руководством соответствующего субъекта Федерации. Рекомендации Комиссии Д. Козака и очередная редакция нового закона о недрах фактически ликвидируют эту практику и предполагается, что в ближайшее время весь контроль за лицензированием и налогообложением ценных полезных ископаемых целиком перейдет в руки федерального Центра. В ведении регионов останутся лишь природные ресурсы местного значения (песок, щебень и т.д.). Вместо совместного с федеральным Центром пользования и контроля за природными ресурсами, регионам делегируется лишь процедурное право «согласования» фактически принятых решений.
Тем самым регионы и их население фактически исключаются не только из участия в реальном процессе совместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путей и направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развития данных регионов».
Существует
еще одна важная проблема в сфере
управления недропользованием, связанная
с изъятием сверхприбылей у крупных
компаний, эксплуатирующих топливно-
Крупные ресурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны, действительно, учет рентной составляющей в цене на продукцию топливно-энергетических и других сырьевых отраслей нуждается в серьезном совершенствовании, с другой, целесообразно увеличить долю рентных доходов, остающихся на территории. Исходя из практики федеративных государств, рентный доход должен делиться между федеральным Центром, субъектами Федерации и компаниями - недропользователями, причем, как правило, почти в равной пропорции.
Проблема разработки теоретико-методологических основ и прикладных аспектов формирования в условиях рыночной экономики рентной политики относится не только к очень сложных, многоаспектных и межотраслевых проблем, но и к недостаточно исследованных. За годы осуществления в нашей стране социально-экономических преобразований и рыночных реформ рентная проблематика продолжает оставаться вне поля зрения ученых и экономистов-теоретиков, несмотря на ее актуальность.
Модернизация экономики, которая основана, исходя из оценки современных тенденций и реальных возможностей, станет невозможной без внедрения научно обоснованной системы рентных отношений и приведения этой важной составляющей государственной политики в соответствии с требованиями рынка и устойчивого развития экономики. На основе рентных отношений, как установлено исследованиями, создаваться благоприятные условия для рационального использования экономического капитала, природных ресурсов, инновационного потенциала, более выгодного вложения средств в различные виды деятельности, и через получение определенной отдачи, для поддержания необходимого уровня социально-экономического роста. Это будет достигаться прежде всего благодаря рациональной организации производства, повышения эффективности распределения и перераспределения рентных доходов, улучшение использования инновационных возможностей и адаптации отраслей экономики к системе международного разделения труда.
Природоресурсная и экономическая рентная составляющая народнохозяйственной прибыли за действующих финансово-экономических механизмов значительной степени теряется для государства. Существенная часть дохода от эксплуатации природных ресурсов и экономического потенциала в современных условиях не поступает в государственный и местные бюджеты. Прежде она фактически присваивается непроизводственными субъектами предпринимательской деятельности (различными посредническими или финансовыми структурами). Неразвитость экономического механизма формирования и реализации рентного дохода вращается в итоге огромными цифрами бюджетных недооплат. Около 80% ежегодных финансовых потоков, которые формируются в результате использования природно-ресурсного потенциала России фактически не контролируются государством и обходят бюджеты, не будучи охваченными соответствующими платежами.
В целом созданная в России система рентного регулирования в сфере природопользования и экологического налогообложения не обеспечили устойчивого прогресса в мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов, а также целевого направления средств на осуществление природоохранной деятельности. Они оказались малоэффективными и как механизм стимулирования этой деятельности. Современный механизм платежей и сборов за использование природных ресурсов, построенных на рентной основе, не адекватно отражает реальные экологические потери общества и не создает достаточной базы природоохранной деятельности. Это негативно влияет на экономику, деформируя процессы ее структурной перестройки, поскольку участники инвестиционной деятельности в таких экономических условиях склонны выбирать энерго и ресурсоемкие проекты. В связи одной из важнейших задач рентной политики является совершенствование механизмов и нормативной базы платности на основе объективных рентных оценок и обеспечения более адекватного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природно-ресурсного потенциала.
Модернизация экономики по природно-ресурсной сфере, на основе совершенствования рентных отношений требует прежде всего утверждения национальной идеологии и разработки концептуальных основ стратегии, которые позволили бы сбалансировать социальные, экономические и экологические факторы, определить и обеспечить оптимальные векторы дальнейшего роста, сконцентрировать национальные усилия для экономического прорыва на базе не догоняющей, что происходило в условиях планово-регулируемой экономики, а опережающей конкурентоспособной экономики.
Нужна новая, более совершенная модель рентной политики, применение которой способствовало бы выходу отраслевых структур экономики из кризисного состояния и дальнейшего развития. Такая модель, по нашему убеждению, должна базироваться на научно обоснованных рыночных рычагах хозяйствования, государственно-регулирующих механизмах налогообложения, нормативно-правовых основах, соответствующем институциональном обеспечении и инновационных процессах, происходящих в рентоносных отраслях экономики.
Рентная природно-ресурсная политика не может эффективно работать и без соответствующего институционального обеспечения отраслей экономики, без учета тенденций развития природно-ресурсной сферы и инновационных процессов, происходящих в рентоносных отраслях экономики.
Рентная политика - составляющая государственной экономической политики, которая основана на определенной научной базе, системе принципов и направлений деятельности. Это по сути соответствующая им совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления в сфере регулирования производства, распределения, потребления, накопления, экспорта и импорта экономического продукта с целью эффективного поиска (обнаружения), аккумуляции, взыскания и использования доходов рентного характера и повышения общественного блага. Рентная политика предполагает использование особого инструментария, а также системного законодательного обеспечения. Как составляющая экономической политики, она, в свою очередь, содержит институциональную, налоговую, ценовую (бюджетно-финансовую в целом), внешнеэкономической (таможенную) и другие составляющие.
Формирования народнохозяйственного комплекса, характеризуется поиском новых путей ускорения социально-экономического развития страны, важное значение приобретает максимальное использование природно-ресурсной, экономической и инновационной ренты как национального достояния в интересах всего общества. С этим связано создание более эффективной налоговой системы и реальных источников доходов бюджета, опираясь на которые можно достичь дальнейшего экономического роста. Природно-ресурсный экономический потенциал рассматривается наряду с инновационным и научно-техническим как один из важнейших составляющих этого процесса.
Природно-ресурсная рента - категория рентного дохода, которая возникает в результате хозяйственной деятельности, связанной с использованием в общественном производстве как средств производства природных ресурсов, количество которых ограничено и которые характеризуются исчерпаемостью или восстановимостью.
Этот рентный доход распределяется между владельцем природного ресурса - государством (его органами) или любым субъектом, на праве собственности которого в форме владения находится природный ресурс, и пользователем этого ресурса - субъектом хозяйствования, в соответствии с законодательством является собственником продукции, произведенной в процессе пользования природными ресурсами.
Экологический и социально-экономического роста и актуальность задач по более эффективной рентной политики привлекло в последнее время внимание многих ученых и ответственных работников правительственных учреждений к решению проблемы ренты и рентных отношений в России. Государство, по их мнению, теряет контроль над рентой, а это лишает народное хозяйство важного ресурса для развития, приводит к существенным финансовым потерям непосредственных товаропроизводителей. Основой такой ситуации является слабость государственного регулирования, деформация и неполнота рыночных механизмов, монополизм непроизводственных структур и т.п., что порождает масштабное перераспределение и необоснованное присвоение ренты.