Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:49, курсовая работа
Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.
Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕНТЫ………......6
1.1 Понятие и сущность экономической категории рента…………....6
1.2 Виды экономической ренты………………………………………..12
Сущность теории ренты и налогообложение……………………………..19
2.1 Проблема рентных отношений…………………………………….19
2.2 Состояние рентных отношений в России…………………………22
Проблемы экономической ренты и пути их решения……………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..33
Рентная политика и присущие ей специфические механизмы регулирования требуют взвешенности и последовательности, а затем должны опираться на научно разработанные подходы. Сегодня Россия рискует допустить роковую ошибку, не использовав рентный доход от природных ресурсов, прежде всего энергетических, земельных и инновационных, для необходимого вложения средств в создание современных высоких технологий и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого экономического развития в нынешнем тысячелетии. Других финансовых возможностей, чем предупреждения неэффективного использования природных богатств, в государстве просто нет.
Природные богатства России - это не только огромный экономический потенциал, но и угроза национальной безопасности в связи с посягательством на их присвоения. Около 5-7% общего объема составляет человеческий потенциал - накопленные вложения в человека в процессе его трудовой деятельности. Интеллектуальный капитал оценивается в 400 млрд. долларов. На физический капитал или накопленные блага приходится 7-10%. И наконец, примерно 83-88% - приходится это часть природно-ресурсных богатств. Денежного эквивалента богатства на каждого из нас приходится около 2 млн. долларов. Кому-то это может показаться ерундой, но такова реальность. Львиная доля этих денег находится в теневой экономике.
При условии, что Россия вполне использовала дополнительный источник финансовых средств от природной и экономической ренты, ее экономика могла в социальном развитии пойти путем передовых стран Европы и мира, где определенный процент национального дохода перечислялась бы на социальные нужды, на персональные счета граждан. Сейчас в России господствует монопольная власть тех, кто контролирует использование земли и природных ресурсов, что сдерживает общественное развитие. Существует только один путь нейтрализации власти естественных монополий - это «обобществления» ренты.
Единственное чем можно помочь тяжелому состоянию экономики, это переход к новой системе финансирования, согласно которой основным объектом налогообложения станет рентный доход от использования природных ресурсов, части доходов рентного характера, не связанных с предпринимательской деятельностью, от размещения предприятий, строительства, переработки ресурсов, транзитных перевозок, экспортно-импортных операций, инновационного развития национального хозяйства, а не налоги на потребление и сбережения населения.
В России, как государству с переходной экономикой, приобрела проблема противоречия между правом собственности на рентный ресурс (источник возникновения ренты) и правом его использования. Такая ситуация сложилась во многих постсоциалистических странах, когда при слабости институциональных регуляторов рыночных отношений, которые уже достигли определенного уровня развития и отсутствия налаженных институтов на природные ресурсы и налогообложения, возник реальный дисбаланс между отношениями монополии собственности на природные ресурсы и монополией присвоение ренты. В частности, это проявилось в том, что в важнейших отраслях (земле-, водо-, лесопользования, нефтедобычи, газовая промышленность и др.) природные ресурсы предприниматели стали использовать как владельцы, не будучи ими в институциональном смысле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату - ренту.
Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой первой формы.
Вторая форма дифференциальной ренты проистекает из различной производительности последовательных вложений капитала на одном и том же участке ввиду ограниченности фактора земли.
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты - монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.
Земля является предметом не только аренды, но и купли - продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли - это капитализированная рента.
Крестьяне, являющиеся
собственниками своего участка, в качестве
хозяйствующих субъектов
Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Целью введения рентных платежей не должно быть аккумулирование в бюджете дополнительных средств, они должны выступать в роли эффективного экономического инструмента развития ТЭК России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ