Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 15:33, курсовая работа
Цель – исследование потребностей как движущей силы экономики и их взаимосвязи с общественным производством.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
1) представить потребности, их виды и сущность, а также, изучить их формирование.
2) пояснить, что такое общественное производство, и определить его взаимосвязь с потребностями.
3) рассмотреть влияние потребностей на экономику на примере двух экономических систем.
Введение………………………………………………………………........….....…..3
Глава 1. Потребности как движущая сила экономики
1.1 Потребности и их взаимосвязь с экономикой…………..........................6
1.2 Общественное производство и потребности..........................................18
Глава 2. Экономическая система и потребности
2.1 Формирование экономических потребностей в разных экономических системах............................................................................................................23
2.2 Развитие общественных потребностей в современных условиях........28
2.3 Взаимосвязь общественного производства и потребностей.................33
Заключение.................................................................................................................43
Список использованных источников.....................................................................
В экономической теории и практике различают экономическую и социальную эффективность производства.
Экономическая – достижение производством наивысших результатов при наименьших затратах. (Стимулом достижения данной эффективности у хозяйствующих субъектов, как мы помним, является извлечение максимальной прибыли.)
Социальная – это степень соответствия результатов производства социальным потребностям общества, интересам отдельного человека. Социальная эффективность общественного производства показывает, насколько его развитие отвечает достижению своей главной цели — служить потребителю, удовлетворять личные нужды каждого человека.
Между экономической и социальной эффективностью производства существует тесная взаимосвязь. Экономическая эффективность является материальной основой решения социальных проблем. В свою очередь, социальное развитие общества (рост благосостояния народа, его образовательного и культурного уровня, сознательного отношения работников к труду и др.) существенно влияет на повышение эффективности общественного производства.[2, с. 155]
Потребности и общественное производство находятся в противоречивой зависимости взаимовлияния и взаимообусловленности. Потребности порождают стимулы к производству. Производство удовлетворяет существующие потребности и порождает новые. Такой неразрывный круг является движущим фактором в развитии экономической системы.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОТРЕБНОСТИ
2.1 Формирование экономических потребностей в разных экономических системах
Современный экономический прогресс определяется тем, насколько ценна личность, индивидуальность. Социальный климат в стране зависит от взаимной связи человек-общество, и проявления внимания к повседневным потребностям человека и роли экономического интереса личности как мощного фактора экономического развития. [3, с. 96]
Правдивость данного убеждения можно рассмотреть на различии двух экономических систем: командная и рыночная.
Командно-административная экономика характеризуется жесткой субординацией экономических интересов на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. Советская модель хозяйствования служит уникальным примером игнорирования экономических интересов и потребностей отдельной личности. [2, с. 63]
Главная черта этой модели – не просто управление всей социально-экономической и политической жизнью страны из центра, а прямое подчинение всех организационных структур, а также контроль всех сфер жизни человека. Тоталитарное государство разрушает все взаимосвязи в интересах общества: между производством, распределением, обменом и потреблением; между производителем и потребителем.
Раньше Россия была одной из лидирующих стран с развитой экономикой. Однако важно сделать важное замечание, что это происходило не за счет естественного развития рыночной экономики, ориентирующейся на платежеспособный спрос, доходы от всех факторов производства и механизм конкуренции, порождающий научно-технический прогресс, а за счет искусственно созданной командно-административной системы, мобилизационной модели экономики, отменивших свободу личности, частной собственности и демократические институты. Этот экономический рост был кратковременным и некачественным, задаваемый сверху административными механизмами, и по сути, за счет ущемления прав и свобод личности, погоняемой строгим режимом, приказами и указаниями сверху в условиях практически нерыночной экономики и недемократичности общества.[5,с.89] Экономический механизм СССР мог функционировать только при том, что все субъекты экономики находились под постоянным жестким прессингом со стороны властей. В отсутствие рынков и стимулов высокого уровня, создаваемых рынками, единственным механизмом принудительного исполнения оставался постоянный страх, в котором держали всех субъектов экономической деятельности. Одновременно насаждалась идеология, отрицающая частные стимулы к труду и требования полного подчинения личности воле гос-ва. Все это и позволяло плановой экономике показывать достаточно высокие результаты в индустриализации и экономическом росте. [11,с. 68]
Каким бы ни был этот видимый успех, с точки зрения количественных объемов производства, его структура и качества не могут быть на уровне, который обеспечивает нормальный рыночный механизм со здоровой конкуренцией. [5,с.45]
Вскоре, начиная с 80-х гг прошлого века, советская экономика все больше замедляла темпы роста, давала явные сбои по многим направлениям, прежде всего по эффективности производства и научно-техническому прогрессу.[5,с.54] Совершенно очевидно, что такое управление на государственном уровне не могло привести к эффективному учету общественных интересов, а значит, не могло способствовать эффективному экономическому управлению.[10,с. 78] К концу правления Л. Брежнева советская экономика практически не работала, и в 1991г находилась уже в критическом состоянии и распадалась на глазах. Было принято решение о внедрении рыночные механизмы зрелого капитализма. Появление на развалинах СССР новой страны – РФ сопровождалось падением как производства, так и места страны в Европе и мире. После Горбачевской перестройки начался процесс системной трансформации, т.е. строительство капитализма на базе масштабной приватизации, свободы торговли и ценообразования, формирования рыночной инфраструктуры, конкурентных механизмов, предпринимательского слоя, слоя частных собственников. Это были необходимые меры по выходу их той ловушки, в которую попала наша страна в годы строительства социализма и которая завела нас в исторический тупик. [5,с.90]
В период трансформации (1992-1999 гг) поначалу не только продолжился, но и резко углубился спал производства. И уже начиная, с 1999г, появляется довольно быстрый экономический рост. Россия, потеряв свое прежнее место в Европе, выходит на новую дорогу- дорогу строительства зрелой рыночной экономики и демократического общества.[5,с.87]
Рыночная экономика — одна из вершин общественной цивилизации, гениальное изобретение человечества, которое не имеет альтернативы в обозримой исторической перспективе. Поэтому экономика, которая отвергала необходимость развития товарного производства и рыночных отношений, отрицала и достижение мировой цивилизации, чем обрекала себя на саморазрушение, как это и случилось с командно-административной экономикой в бывших социалистических странах. [2, с. 165]
Рыночная экономика оказалась более устойчивой к выживанию и способной к обновлению именно в силу тесной взаимосвязи, взаимообусловленности экономических интересов предпринимателей и потребностей обществ, суть которых в том, что полного их единства нет и быть не может. [3, с. 96] Вся история развития рыночной экономики подтверждает верность этого заключения; производительность труда растет довольно устойчиво, более того, можно говорить о тенденции к ускорению темпов экономического роста и технологического процесса. Степень инновационности экономики в целом неуклонно растет. Новейшей стратегией развития становится не сколько объемное увеличение производства, сколько создание качественно новых товаров, удовлетворяющих качественно новые, ранее не существовавшие потребности. Эта новая форма и сфера борьбы предпринимателей за «доллар покупателя», передел рынка в пользу новых товаров, удовлетворяющих новые потребности. В силу быстроты заполнения спроса на «старые» товары, удовлетворяющие «старые» потребности, центр производства избыточной прибыли перемещается в сферу создания качественно новых товаров и услуг, удовлетворяющих качественно новые потребности. А поскольку придумать новые потребности и создать технические способы производства для удовлетворения этих потребностей без современной науки становится все сложнее, роль науки в появлении новшеств возрастает. Именно рыночный механизм способствует постоянному условию поддержания капиталистического производства в развивающейся форме. Инновации становятся в растущей степени решающим условием всякого экономического развития стран, претендующих на место в первой мировой десятке, на лидерство в мире. [6, с.57]
Наилучшие результаты развития социально-экономической жизни общества достигаются при реализации принципа взаимовыгодности и взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Функционирование рыночной экономики (как преимущественно самоуправляющейся) предполагает удовлетворение интересов каждым из субъектов посредством их взаимодействия. Данная цель достигается через реализацию экономического интереса другого хозяйствующего субъекта и удовлетворение его системы экономических потребностей. Следует признать, что главным мотивом экономической деятельности является стремление к достижению своей выгоды. Стремление действовать в своих экономических интересах, интересах частной собственности и рыночных отношений – результат эволюционного развития человеческого общества, наиболее всего отвечающий социально-экономическому прогрессу общества в целом.[3,с.105] Рыночная конкуренция вынуждает товаропроизводителей снижать издержки производства и цены на производимые товары, повышать качество продукции, улучшать обслуживание потребителей и т.п. Все это отвечает социально-экономическим интересам общества в целом. [3, с. 97]
Стимулирующая роль экономических интересов и выработанных на их основе мотивов и стимулов трудовой деятельности определяется социально-экономической средой, уровнем социально-экономического развития страны. Мотивация может быть реализована лишь в естественной для себя среде: рыночной экономике с ее конкурентным механизмом. [3, с. 102]
2.2Развитие общественных потребностей в современных условиях
Понятие "формирование потребностей" населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.
В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором – выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.
При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы. Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.
Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т.п.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет. Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические.
Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.
Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
Средства формирования потребностей – рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей в зависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей. Например, нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.
Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе, так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа – молодежная – предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших возрастов – предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все, исходя из потребностей той части общества, с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.