Экономическая система и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование потребностей как движущей силы экономики и их взаимосвязи с общественным производством.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
1) представить потребности, их виды и сущность, а также, изучить их формирование.
2) пояснить, что такое общественное производство, и определить его взаимосвязь с потребностями.
3) рассмотреть влияние потребностей на экономику на примере двух экономических систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………........….....…..3
Глава 1. Потребности как движущая сила экономики
1.1 Потребности и их взаимосвязь с экономикой…………..........................6
1.2 Общественное производство и потребности..........................................18
Глава 2. Экономическая система и потребности
2.1 Формирование экономических потребностей в разных экономических системах............................................................................................................23
2.2 Развитие общественных потребностей в современных условиях........28
2.3 Взаимосвязь общественного производства и потребностей.................33
Заключение.................................................................................................................43
Список использованных источников.....................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая овчиникова3.doc

— 519.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые виды потребностей, в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса.

Уже не раз было применено слово "спрос" вместо слова "потребности". Близость этих понятий очевидна: предположим, потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие "потребность" гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей – конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например, газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации). Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом. К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами Интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д. Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды. Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям, начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

 

 

2.3 Взаимосвязь общественного  производства и потребностей

 

Между производством и потребностями складываются прямые (исходные) и обратные (производные и ответные) связи. Это образует механизм их взаимодействия. Как приводится в движение данный механизм?

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует осуществлению определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности.

В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность. Мясо должно быть определенным образом приготовленное и потреблено с помощью столовых приборов.

Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности – влечение и способности к потреблению.

В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Потребности всегда включают появление новых целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие намерениям людей. Что бы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добывания и приспособления к использованию. Эти блага называются хозяйственными.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: идет от простейших форм до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей. Производство – основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление – конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством – появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Рисунок 8-Кругооборот экономических благ с учетом потребностей

 

На рисунке 8 изображено движение полезных продуктов труда в их натуральном виде, предназначенном для непосредственного потребления. Это вполне соответствует натуральному хозяйству, в котором люди создают для себя все необходимые блага. Такое хозяйство господствовало в первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах.

По мере развития и усложнения хозяйственной деятельности все более очевидным становился следующий факт. Разнообразные экономические потребности не поддаются точному количественному измерению и сопоставлению. Ведь если брать все человеческие запросы в их естественном выражении (потребность в питании, одежде и т.д.), то они являются качественно разнородными. А потому количественно не сопоставимыми.

Только с появлением денег стало возможным сводить большую часть потребностей, особенно потребностей в материальных благах, к единому измерению. Общей их мерой стал покупательский спрос – потребность, выраженная в деньгах, или платежеспособная потребность. С помощью денег стало возможным достаточно точно обнаружить количественные взаимосвязи между производством и платежеспособными потребностями.

На практике для установления прямой и обратной связи между производством и потребностями сейчас используются два рода хозяйственных показателей: натуральные и денежные (покупательский спрос). Между тем их нельзя отождествлять. Допустим, у человека есть нужда в одежде, но нет денег, купить желаемую вещь.

При изучении изменения спроса покупателей на любой товар определенное значение имеет учет их предпочтений при выборе полезных благ. Потребительские предпочтения, или вкусы людей, формируются в значительной мере под влиянием условий жизни общества, обычаев, образования, культуры, моды и рекламы. В связи с этим некоторые экономисты пытаются выявить предельную полезность благ, ощущаемую каждым человеком. Под предельной полезностью они подразумевают дополнительную полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги.

Используя показатель покупательского спроса, можно выявить современные варианты соотношений между производством и потребностями.

В хозяйственной жизни разных стран складывается три основных варианта количественных соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.

Первый вариант характеризует упадок производства и потребностей. Он возникает в тех странах, где снижение выпуска продукции ведет к свертыванию потребления, а тем самым к количественному и качественному уменьшению потребностей. Происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Такие отрицательные изменения в экономике можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Это ведет к исключительно острому проявлению противоречия между элементарными нуждами людей и невозможностью их удовлетворить за счет внутреннего производства страны, попавшей в бедственное положение. Такую ситуацию сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Второй вариант – застойный. При нем выпуск сравнительно ограниченного выбора продуктов растет крайне медленно. Потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее "производство – распределение – обмен – потребление - потребности" напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же часто закрепляется сложившимися в народе зачастую примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах Азии и Африки.

Третий вариант – поступательный рост. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все этот можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Несмотря на некоторую неравномерность такого движения, в последние десятилетия оно происходит в ведущих промышленно развитых странах. Примечательно, что Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 30 стран – США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция и др., - среднегодовые темпы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили около 3%.

Первый и второй варианты показывают, что во многих странах повышению потребностей сильно противодействует, ряд факторов, парализующих социально-экономический прогресс. К ним, частности, относятся:

  • низкий уровень материальной и духовной культуры общества, который ограничивает круг человеческих нужд: он изменяется медленнее других факторов;
  • незначительные по размерам денежные доходы большой части общества при высоком уровне цен, что препятствует удовлетворению даже самых элементарных человеческих запросов;
  • численность населения страны, которая увеличивается во многих случаях более высокими темпами, чем расширяются материальные условия существования людей.

Отсюда можем сделать следующие заключение, что в современной мировой экономике не наблюдается всеобщий рост производства, потребления и возвышение потребностей населения всех стран.

C 1 января 2013 года вступила в  силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2013 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Информация о работе Экономическая система и потребности