Экономическая характеристика экспортного потенциала России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:14, реферат

Краткое описание

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства. Нынешняя специализация России в международном разделении труда на поставках топлива и сырья — вполне объективное явление. Оно отражает исторически сложившуюся производственную структуру отечественной экономики с преобладанием базисных сырьевых и низкотехнологичных производств, ее реальные возможности выхода на внешние рынки на современном этапе развития. При этом содержание экспорта приняло ярко выраженный монокультурный характер: его динамика практически определяется возможностями и условиями сбыта трех товаров — нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Содержание

Содержание
I. Экономическая характеристика экспортного потенциала России
1. Содержание и сущность экспортного потенциала России
2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала
3. Нормативно-правовое регулирование экспорта
II. Особенности формирования и развития экспортного потенциала России
1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала
2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале
III. Источники информации

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экспорт.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития экспортоориентированных отраслей промышленности

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность  национальной экономики производить  продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение.

Объектом данного исследования выступает процесс формирования и использования отечественного экспортного потенциала в условиях трансформирования внешнеэкономической политики России.

Предметом исследования является система  экономических отношений в области  формирования и реализации внешнеэкономической  политики России в форме экспортной экспансии.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные  публикации российских ученых и зарубежных авторов в области международных  экономических отношений и международной  торговли; положения в рамках соглашений ГАТТ/ВТО; данные международной статистики и Госкомстата РФ; исследования международных организаций и НИИ РАН, аналитических материалы Минэкономразвития РФ, программные документы Правительства России в области развития экспорта.

Содержание

  1. Экономическая характеристика экспортного потенциала России
    1. Содержание и сущность экспортного потенциала России
    2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала
    3. Нормативно-правовое регулирование экспорта
  2. Особенности формирования и развития экспортного потенциала России
    1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала
    2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале
  3. Источники информации

 

Экономическая характеристика экспортного потенциала России


Содержание и сущность экспортного потенциала России

Экспортный потенциал  является составной частью экономического потенциала, который также включает в себя производственный, научно-технический, трудовой, инвестиционный, информационный потенциалы.

Экспортный потенциал — это способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Он, является составной, органической частью национальной экономики, развивается  по тем же законам и в тех же условиях, как и весь народнохозяйственный комплекс страны. Экспортный потенциал может дать не только дополнительные ресурсы, которые при их целенаправленном и эффективном использовании могли бы стимулировать экономический рост. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это — главное, что будет определять траекторию количественного и качественного роста внешней торговли в перспективе, масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей.

Серьезные сдвиги в мировом  экспорте, произошедшие в последние десятилетия прошлого века, диктуют необходимость уточнить вышеприведенное определение экспортного потенциала применительно к современным условиям. Под влиянием бурного развития научно-технического прогресса, в первую очередь информационно-коммуникационных технологий, составной частью мирового и национального экспорта, наряду с товарным компонентом, стали коммерческие услуги. Совокупный стоимостной объем экспорта стал подразделяться на его товарную и нетоварную части. Экспортный потенциал можно было бы определить, как способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т.д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных не достижениях науки и научно-технического прогресса. Россия располагает набором как сравнительных национальных преимуществ, так и новых, технологических преимуществ, представленных накопленным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, хотя и серьезно ослабленным за прошедшие годы рыночных преобразований.

Экспортный потенциал  и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства. Нынешняя специализация России в международном разделении труда на поставках топлива и сырья — вполне объективное явление. Оно отражает исторически сложившуюся производственную структуру отечественной экономики с преобладанием базисных сырьевых и низкотехнологичных производств, ее реальные возможности выхода на внешние рынки на современном этапе развития. При этом содержание экспорта приняло ярко выраженный монокультурный характер: его динамика практически определяется возможностями и условиями сбыта трех товаров — нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Место и роль государства в формировании экспортного потенциала России

Одним из важнейших направлений  экономической политики Российской Федерации на современном этапе  является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции  с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Необходимость укрепления экспортного  потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест. Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте, а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России.

Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции  в развитии экспортного потенциала и его практической реализации государственная  поддержка осуществляется методами тарифного и нетарифного регулирования, льготного налогообложения и кредитования, государственного страхования экспортных операций и другими средствами государственного регулирования.

Особый интерес вызывает деятельность экспортных кредитных  агентств (ЭКА). Сфера деятельности ЭКА охватывает предоставление страховок или гарантий по займам финансовых учреждений покупателям в странах-импортерах; страховок или гарантий против неплатежей по кредитам, выданным экспортером покупателю в стране-импортере; прямых займов или кредитов импортерам. Государственные гарантии предоставляются для обеспечения платежных обязательств правительств иностранных государств и импортеров под гарантии иностранных правительств. По определению это означает, что часть гарантийного покрытия может превратиться во внешний долг иностранного государства перед Россией.

Другой распространенный в мире способ поддержки экспорта связан с деятельностью агентств по продвижению экспорта (АПЭ). Цель АПЭ — помощь экспортерам в  поисках рынков сбыта для производимой продукции, а также предоставление информации о том, какие продукты востребованы на различных экспортных рынках. Теми видами поддержки экспорта, которые относятся к кругу деятельности АПЭ, в России занимается Министерство экономического развития.

В настоящее время в  Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества. К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся: высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций; невыгодные условия кредитования экспортных операций. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (ЗАО «Росэксимбанк»), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции.

Другим методом государственной  поддержки экспорта является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Во всех странах-экспортерах действует механизм, позволяющий национальным экспортерам использовать в производстве товары, закупленные на внутреннем рынке без уплаты или с возмещением внутренних налогов с оборота, что обеспечивает ценовую конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировых рынках. Существует два основных механизма освобождения экспортеров от бремени НДС — система налогового кредитования экспортеров по НДС и система возмещения уплаченного НДС.

Особого внимания требует  вопрос нетарифного регулирования  экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование.

Квотирование – регулирование  внешнеэкономической деятельности путем ограничения вывоза отечественной продукции определенным количеством или суммой на установленный период времени. Квоты делятся на: глобальные и индивидуальные. Глобальное квотирование – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который экспортируют вне зависимости от страны экспортера. Такой вид квотирования используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров. Индивидуальное квотирование – устанавливается в рамках глобальной квоты; существует разделение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т.е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения(товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности.

Другой альтернативой  реализации государственной поддержки экспорта является метод тарифного регулирования. При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.

Расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что  имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта. Российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене.

Нормативно-правовое регулирование  экспорта

Нормативно-правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным.

Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.

Содержание данного Закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.

Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования  в РФ являются ЦБ РФ и Правительство  РФ.

ЦБ РФ определяет и устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

В ФЗ РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

Информация о работе Экономическая характеристика экспортного потенциала России