Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Для предприятий любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)
1.2. Техническое развитие предприятия
1.3. Организационный прогресс на предприятии
1.4. Оценка эффективности инноваций
2. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии
2.2. Экономическая эффективность мероприятий по технике и технологии
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
3.1. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития
3.2. Основные системные проблемы развития автомобилестроения
3.3. Описание основных альтернативных сценариев развития автомобилестроения России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные системные проблемы развития автомобилестроения

 

К числу  системных проблем в автомобильной  промышленности России следует отнести:

    • слабый продуктовый набор и низкие инвестиции в производство;
    • низкий объем производства и малые производственные мощности, технологическое отставание отрасли;
    • практическое отсутствие современной автокомпонентной промышленности. Низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих из-за малого присутствия международных автопроизводителей. Низкое качество российских поставщиков комплектующих при малом масштабе производства по моделям;
    • отсутствие последовательной тарифной и таможенной политики
    • отсутствие особой политики стимулирования НИОКР и низкий объем её финансирования;
    • несовершенство нормативного правового регулирования;
    • низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприятий;
    • низкие кадровый потенциал и производительность труда.

Особенно  наглядно это видно на примере  производства легковых автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Описание основных альтернативных сценариев развития автомобилестроения России

 

В рамках Стратегии рассматриваются и  моделируются четыре основных возможных  сценария развития автомобильной отрасли  в России. Альтернативные сценарии основаны на прогнозах развития автомобильного рынка до 2020 года по четырем ключевым сегментам рынка автотранспортных средств: легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей  и автобусов. Определение сценариев  основано на двух ключевых показателях  автомобильного рынка: доле импорта  на внутреннем рынке и соотношении  экспорта автотранспортных средств к внутреннему рынку. Данные показатели предполагают четыре возможных варианта существования и развития автомобильных рынков.

Высокая доля импорта и высокая  доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, которые с одной стороны, не имеют значительных барьеров для импортных автомобилей и, с другой стороны, являются важными глобальными центрами производства автомобилей. Примерами таких рынков являются страны восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и т.д.) и Испания.

Высокая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, где национальные производители неконкурентны на мировом уровне и локализация полноценного производства невыгодна для международных производителей. В текущем положении находятся рынки легковых и грузовых автомобилей России.

Низкая доля импорта и высокая  доля экспорта. Такие показатели характерны на рынках, где существует высокий уровень защиты внутреннего рынка, но где национальные автопроизводители высоко конкурентны на мировом уровне. Примерами таких рынков являются Южная Корея и Япония.

Низкая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели характерны для стран, где национальные или локализованные международные производители слабо конкурентные на мировом уровне, и где правительство активно реализует политику локализации производства для потребления на внутреннем рынке. Примерами таких рынков являются Бразилия и Китай. Эти характеристики имеют рынки легких коммерческих автомобилей и автобусов в России.

Исходя  из представленных четырех вариантов  развития автомобильных рынков, возможна реализация четырех основных сценариев  развития автомобильной отрасли  России:

Сценарий  «Инерционный»,  условно именуемый  «Текущий вектор»,  предполагает продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных изменений. В данном сценарии роль государства заключается в продолжении стимулирования проведения отдельных НИОКР, поддержание текущего уровня тарифов на ввоз готовых автомобилей, повышение степени локализации производства, субсидирования и иной поддержке производителей автокомпонентов. Сценарий приведет к дальнейшему повышению доли импорта на российском рынке и снижению доли экспорта продукции российского производства с последующей деградацией национальной автомобильной промышленности.

Сценарий  «Умеренно инновационный», условно именуемый  «Партнерство», предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке. Ключевыми элементами реструктуризации будут являться: активное привлечение иностранных партнеров, организация многочисленных СП.

В данном сценарии акцент деятельности государства  направлен на: поощрение сотрудничества российских и зарубежных компаний и  развитие государственно-частного партнерства  в НИОКР; финансирование части затрат НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на покупку лицензий и разработку НИОКР; поощрение создания СП с зарубежными  производителями; ограничение доли иностранных партнеров в СП на уровне 50%; стимулирование более высокого уровня локализации и увеличения мощностей по производству автомобилей; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной компенсацией части процентной ставки; поощрение создания СП и консолидации производителей автокомпонентов; разработку нормативных требований по средней степени локализации автомобилей и ключевых автокомпонентов – не менее 50% через 3-5 лет после начала производства; использование механизма переработки для внутреннего потребления.

Данный  сценарий приведет к значительному  понижению доли прямого импорта  при сохранении или возможном  росте текущей доли экспорта.

Сценарий  «Инновационно-активный», условно именуемый «Крупный экспортер», предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на внутреннем рынке.

В данном сценарии деятельность государства  будет направлена на: финансирование большей части затрат на НИОКР  национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на разработку НИОКР; субсидирование российских разработок и закупки иностранной  ИС (либо покупку инжиниринговых компаний); создание центра НИОКР с целью  унификации компонентной базы по HCV и  автобусам; активное размещение государственных  заказов; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной компенсацией части процентной ставки; разработку и проведение комплексной программы поддержки экспорта; инвестиции и предоставление экспортных субсидии на произведенные в России компоненты; разработку и реализацию директивных требований по локализации ключевых автокомпонентов.

Данный  сценарий может привести к значительному  понижению доли импорта, а также  к значительному повышению доли экспорта.

Сценарий  «Инновационно-пассивный», условно именуемый «Закрытый рынок», который предполагает установление заградительных мер защиты от импорта внутреннего рынка со значительным государственным участием в развитии автомобильной отрасли. Данный сценарий может привести к практически полному отсутствию доли импорта, а также к практически полному отсутствию доли экспорта. Однако такой сценарий не реализуем в существующих политических реалиях, в связи с чем, он был исключен из рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

Совершенно очевидно, что в современных  условиях формирования рыночных отношений  необходимы революционные качественные изменения, переход к принципиально  новым технологиям, к технике  последующих поколений.

В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров  и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий  формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия  все больше становится его инновационная  активность. 

Предприятия, которые формируют  стратегическое поведение на основе инновационного подхода, главной целью  стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров  и услуг, имеют возможность завоевать  лидерские позиции на рынке, сохранить  высокие темпы развития, сократить  уровень издержек, добиться высоких  показателей прибыли. 

Анализ стратегического поведения  инновационного продукта на рынке показывает, что промышленным предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения  последних достижений в этих областях в производственный процесс и  своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии ее производства. Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции, специализированные газеты и журналы, сеть научной информации, профессиональные совещания, деловые  отчеты, личный опыт и другие каналы.

Автомобильная индустрия, являющаяся одной из важнейших  отраслей промышленного производства, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения  должны быть связаны с формированием  инновационной составляющей, развитием  импортозамещения и ростом производительности труда. Инновационные сценарии развития отрасли предполагают разработку и принятие Стратегии развития автомобильной промышленности России, призванную решить проблему обеспечения автотранспортного комплекса страны конкурентоспособной продукцией отечественного производства, соответствующей современным требованиям безопасности, экологии и энергоэффективности на долгосрочную перспективу. Конечной целью всех этих инициатив является создание устойчивой национальной автоиндустрии. Важнейшим элементом Стратегии является направленность на создание нового поколения инновационных автотранспортных средств и автомобильных компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Волков. О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций М, 2010
  2. Горфинкель В.Я Экономика Предприятия, Учебник. М, 2010
  3. Данные из статьи (http://www.toyota-club.net/files/reglament/10-05-10_strateg.htm)
  4. Проект Федерального Закона РФ Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации 2009.
  5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. М, 2009
  6. Экономика организации (предприятия): Учебник/Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: 2010..
  7. Экономика предприятия Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина М, 2010..

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологий