Экономические аспекты победы СССР в великой Отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. «Демократическому импульсу» войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика к.р..docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Предмет: Макроэкономика

Тема: Экономические аспекты победы СССР в великой Отечественной войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. «Демократическому импульсу» войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития. Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас - граждан сегодняшней России. Послевоенный период (1945-1953), по мнению автора, период установившегося тоталитаризма, время единоличного сталинского правления, когда экономика и политика были неразделимы. Данную работу отличают простота изложения и обилие фактов.  Тема победы советского народа в Великой Отечественной войне является одной из важных тем в истории нашей родины, т.к. она наложила отпечаток на всю историю не только России, но и всего мира. Итоги Второй мировой войны коренным образом изменили геополитическую ситуацию в мире, а уроки этой войны остаются актуальными и сегодня. Отголоски неурегулированных вопросов того времени сказываются и на современном этапе развития истории. Примером может служить вопрос территориального урегулирования между СССР и Японией, нерешенность которого препятствует нормализации отношений между странами. Сейчас, много лет спустя, все еще проводятся встречи по урегулированию вопроса о Южно-Курильских островах и заключению договора о мире и сотрудничеству наших стран. При разработке темы выявились противоречия в цифрах и выводах различных исторических источников в зависимости от времени их издания, что естественно обусловлено коренным изменением в политической, социальной и экономической жизни нашего общества.

В связи с этим целью  данной работы ставиться рассмотреть  экономические аспекты победы СССР в Великой отечественной войне.

 

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие  задачи:

1) рассмотреть состояние  экономики в довоенные годы  и укрепление обороноспособности  страны;

2) рассмотреть экономические  основы победы СССР в Великой  отечественной войне.

Предметом исследования в  данной работе является анализ влияния  экономических и социально-политических факторов на действия СССР в Великой  отечественной войне. Объект исследования выступает Советский Союз в довоенные годы и во время Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние экономики  в довоенные годы и укрепление  обороноспособности страны

Всё дальше и дальше в  историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны - самой  жестокой из всех войн, которые пережила наша страна.

О трагических событиях 22 июня 1941 г. и о том, что предшествовало им, в нашей стране написано больше книг, статей, мемуаров, исследований, чем о любых других эпизодах четырехлетнего советско-германского противостояния. Однако обилие научных трудов и публицистических сочинений не слишком приближает нас к пониманию того, что же всё-таки привело к началу войны, которая очень скоро стала Великой Отечественной для миллионов советских людей - даже для тех, кто под влиянием коммунистической пропаганды почти забыл смысл слова Отечества.

Сложившаяся к тому времени  экономика ныне определяется как  директивная. Она характеризовалась:

- фактически полным огосударствлением  средств производства, хотя формально  юридически устанавливалось наличие  двух форм социалистической собственности:  государственной и групповой (кооперативно-колхозной);

- свернутостью товарно-денежных  отношений (хотя и не их полным  отсутствием), деформированностью объективного закона стоимости (цены определяются не на основе рыночного спроса и предложения, а диктуются государством);

- предельно жестким централизмом  в управлении при минимальной  хозяйственной самостоятельности  на местах;

- административно-командным  распределением ресурсов итоговой  продукции из централизованных  фондов.

На рубеже 20-30-х годов  руководством страны был принят курс на всемерное ускорение индустриального  развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного  хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) вступил в действие 1 октября 1928 г. План был утвержден на Пятом Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Керчи, Москве и других городах). Однако очень скоро начался пересмотр плановых заданий индустрии в сторону их повышения. Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы. Руководство страны выдвинуло лозунг - в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности.

В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с  плановыми заданиями и даже превышала  их. В начале 30-х годов темпы  ее роста значительно упали: в 1933 г. они составили 5% против 23,7% в 1928-1929 гг. Ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовложений. Субсидирование промышленности велось в основном за счет внутрипромышленного накопления и перераспределения национального дохода через госбюджет в ее пользу.

Важнейшим источником ее финансирования стала «перекачка» средств из аграрного сектора в индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств правительство начало выпускать  займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало резкое углубление инфляции. И хотя было объявлено о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, «откорректированные» задания плана по выпуску большинства  видов продукции выполнить не удалось.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвержденный Семнадцатым съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей.

Задания плана - по сравнению  с предыдущей пятилеткой - выглядели  более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тысячи крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Завершение выполнения второго пятилетнего  плана было объявлено досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых  отраслях промышленности действительно  были достигнуты очень высокие результаты. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. Вместе с тем развитию легкой промышленности не уделялось должного внимания. Сюда направлялись ограниченные материальные и финансовые ресурсы, поэтому результаты выполнения второй пятилетки в этой области оказались значительно ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям). Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей. На призыв Шестнадцатой конференции ВКП(б) организовать социалистическое соревнование откликнулись тысячи рабочих заводов и фабрик. Среди квалифицированных рабочих возникло стахановское движение. Его участники показывали пример небывалого подъема производительности труда. На многих предприятиях выдвигались встречные планы производственного развития, более высокие по сравнению с установленными. Вместе с тем рабочие нередко поддавались нереальным призывам, таким, как призывы выполнить пятилетку за четыре года или догнать и перегнать капиталистические страны. Стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.

Лагеря и колонии давали около половины добываемого в  СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пятую часть общего объема капитальных  работ.

Начавшаяся 1 сентября 1939 г. Вторая мировая война вынудила Советское правительство обратить серьезное внимание на укрепление обороноспособности страны. Для решения этой проблемы Советский Союз имел все возможности. Большевистская модернизация, осуществленная под руководством И.В. Сталина, превратила СССР в мощную промышленную державу. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на второе место в мире и первое в Европе по общему объему промышленного производства. В результате индустриального рынка за короткий исторический срок (13 лет) в стране были созданы такие современные отрасли экономики, как авиационная, автомобильная, химическая, электротехническая, тракторостроение и др., которые стали основой военно-промышленного комплекса.

Укрепление обороноспособности осуществлялось по двум направлениям. Первое - наращивание военно-промышленного  комплекса. С 1939 по июнь 1941 г. доля военных расходов в советском бюджете увеличилась с 26 до 43%. Выпуск военной продукции в это время более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. К лету 1941 г. там уже находилось почти 20% всех военных заводов. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Ил-2 и др.) качественно превосходили все зарубежные аналоги. В июне 1941 г. в армии насчитывалось 1225 танков Т-34 (КБ М.И. Кошкина) и 638 тяжелых танков КВ (КБ Ж.Я. Котина). Однако для полного переоснащения танкового парка требовалось не менее 2 лет.

Накануне войны в стадии перевооружения находилась и советская  авиация. К этому времени большинство  самолетов, принесших стране мировую  славу и установивших 62 мировых  рекорда, уже утратили свое превосходство  над зарубежной техникой. Требовалось  обновить самолетный парк, создать  новое поколение боевых машин. Сталин постоянно следил за развитием авиации, встречался с летчиками и конструкторами.

Малейшие изменения в  конструкции серийных машин производились  только с разрешения Сталина и  оформлялись постановлениями ЦК ВКП (б) и СНК СССР. С начала 1941 г. авиапромышленность полностью перешла на выпуск только новых самолетов. К началу войны армия получила 2,7 тыс. новейших самолетов: штурмовики Ил-2 (КБ С.В. Ильюшина), бомбардировщики Пе -2 (КБ В.М. Петлякова), истребители ЛаГГ -3 и Як-1 (КБ С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и КБ А.С. Яковлева). Однако самолеты новых типов составляли всего 17,3% самолетного парка ВВС СССР. Лишь 10% строевых летчиков успели освоить новые машины. Таким образом, процесс перевооружения ВВС находился в самом разгаре и для его завершения требовалось не менее 1,5 лет.

Вторым направлением укрепления обороноспособности страны была реорганизация  Красной Армии, повышение ее боеспособности. Армия перешла от смешанной к  территориально-кадровой системе организаций, которая ради экономии средств была введена в 20-е гг. в кадровой системе. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Растущая армия нуждалась в большом количестве квалифицированных военных специалистов. В начале 1937 г. в армии насчитывалось 206 тыс. офицеров. Свыше 90% командного, военно-медицинского и военно-технического состава имели высшее образование. Среди политработников и хозяйственников военное или специальное образование получили от 43 до 50%. По тем временам это был хороший уровень. Однако вскоре армию захлестнула волна чистки, связанной с делом «Военного заговора».

Это вызвало огромную текучесть  командных кадров. Ежегодно получали новые назначения десятки тысяч  офицеров. Кадровая чехарда отрицательно сказывалась на уровне дисциплины и  боевой выучке войск. Образовался огромный некомплект командиров, который из года в год возрастал. В 1941 г. только в сухопутных войсках не хватало по штабам 66900 командиров, а в ВВС некомплект летно-технического состава достиг 32,3%.

Особенно сильно пострадал  высший командный состав: в 1938-1940 гг. сменились все командующие войсками военных округов. Были сняты с должностей и арестованы 27 командиров корпусов, 96 командиров дивизий, 184 командира полка.

В самый канун Великой  Отечественной войны в результате реализации пакта о ненападении  с Германией Советский Союз отодвинул  свои границы на запад на 400-500 км. В состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, Литва, Латвия и Эстония. Население Советского Союза увеличилось на 23 млн. чел. Весной 1941 г. Генштаб Красной Армии совместно со штабом округов и флотов разработал «План обороны государственной границы 1941 г.», согласно которому войска приграничных округов должны были не допустить вторжения противника на территорию СССР, упорной обороной в укрепрайонах прочно прикрыть отмобилизование, сосредоточение и развертывание главных сил Красной Армии; активными действиями авиации задержать сосредоточение и нарушить развертывание войск противника, создав тем самым условия для решительного наступления. Прикрытие западной границы СССР протяженность 4,5 тыс. км возлагалось на войска 5 военных округов. В первые эшелоны армий прикрытия намечалось включить около 60 дивизий, которые в качестве первого стратегического эшелона должны были прикрыть отмобилизование и ввод в сражение войск второго стратегического эшелона. Несмотря на заявление ТАСС от 14 июня 1941 г., опровергавшее слухи о надвигающейся войне, начиная с апреля 1941 г. принимались срочные меры по повышению боеготовности армии. Ряд этих мер был выстроен с учетом предложений Генштаба от 15 мая 1941 г., согласно которым намечалось разгромить главные силы немецко-фашистских войск, сосредоточенных для нападения на СССР (некоторые историки без достаточных оснований считают, что этот документ был «практической подготовкой по указанию Сталина упреждающего удара против Германии»).

Информация о работе Экономические аспекты победы СССР в великой Отечественной войне