Экономические и политические причины и последствия Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Причины второй мировой войны не лежат на поверхности. Процесс ее вызревания начался сразу после окончания первой мировой войны и продолжался почти двадцать лет. Перекройка государственных границ, передел колоний и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской системой договоров, таили опасность нового пожара. Это был "договор хищников и разбойников". Он создал стимулы к реваншу для реакционных кругов потерпевшей поражение Германии.

Вложенные файлы: 1 файл

история экорномики2вопрос.docx

— 62.18 Кб (Скачать файл)

Основные черты  “дирижизма”:

·  прямые административные методы вмешательства в экономику;

·  активная предпринимательская деятельность государства;

·  сильный государственный сектор;

·  прямое финансирование капиталовложений;

·  индикативное планирование.

Франции принадлежит  приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как  метода воздействия государства  на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого  плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и  восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных  фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени  концентрации производства Франция  отставала от других развитых стран. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось  создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку  государством наиболее конкурентоспособных  экспортных отраслей.

В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и  ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин  и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению  гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Одним из важных направлений  деятельности французского правительства  в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция  к возвращению капиталов в  страну из воюющих за независимость  колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:

·  усилением инфляции;

·  увеличением утечки капиталов за границу;

·  дефицитом внешнеторгового баланса страны.

Это привело к  тому, что Франция за 1973-1979 гг. свела  платежный баланс с дефицитом  в 1,5 млрд. долл.

Особое значение в развитии французской экономики  имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга  и ФРГ подписали договор о  Европейском объединении угля и  стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную  отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для  стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция  вместе со своими партнерами подписала  соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).

50-е гг. стали периодом  улучшения экономического положения  и Великобритании. В основе ускорения  темпов роста хозяйства этой  страны лежали благоприятные  экономические факторы, общие  для всех европейских стран:

·  влияние НТР;

·  гонка вооружений в условиях "холодной войны"

·  изменение мирохозяйственных связей.

В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое –  текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного  отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и  Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в "Общий рынок", но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.

В 60-70-е гг. экономика  Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии  в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали  свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный  сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под  влиянием НТР.

Трудности в стимулировании экономического роста в 60-70-е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент  был принят закон о ценах и  доходах, означавший замораживание  заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни  и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы  особенно увеличились вследствие девальвации  фунта стерлингов, проведенной в  ноябре 1967 г. И хотя после прихода  к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения  под влиянием мирового энергетического  кризиса привело к сворачиванию этого курса.

В результате низких темпов роста промышленной продукции  Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась  со второго места на четвертое  – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую  депрессию, размер ее промышленного  производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось  и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась  бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает  решение о вступлении страны в "Общий  рынок", но согласие "шестерки" было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:

·  переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;

·  существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;

·  признание более высоких цен на сельхозпродукцию;

·  отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;

·  постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.

В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с "экономическим  чудом", когда страна, восстановив  народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась  в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена  колебаниями темпов роста и привела  к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных  факторов, внутренних и внешних, создавало  благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).

таблица 19

Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ

Хронологические рамки

Содержание этапа

1

2

50-е гг.

·  Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики

·  государственная политика "приглушения конъюнктуры", направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции

·  активная социальная политика. 1953 г. – "год потребителя"


Окончание табл. 19

1

2

60-е гг.

·  Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств

·  сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями

·  кризис традиционных отраслей

·  усиление ориентации на внешний рынок

·  составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов

70-е гг.

·  Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств

·  возрастание роли мелких и средних предприятий

·  усиление государственного регулирования в рамках неолиберальной доктрины. Стимулирование экспорта долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса


Изменение условий  экономического развития ФРГ, особенно внешних, обусловленное резким изменением соотношения курса марки к  валютам других развитых стран в  конце 70-х гг., обнажило различные  структурные перекосы в западногерманской  экономике, накопленные за прошедший  период. Экономическая структура, характеризовавшаяся  чрезмерно высокой долей промышленности и низкой долей сферы услуг, относительно слабым развитием инфраструктуры, пришла в несоответствие с новыми внутренними  и внешними условиями экономического развития. В стране назрели условия  для структурного скачка. Его важнейшим  элементом становится перенос за рубеж части промышленного производства. За границу начинают перемещаться в  основном нерентабельные, а также  экологически вредные предприятия. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию  которых имеется высокий спрос.

Важное значение для укрепления роли и места ФРГ  в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными  товарами и образование в 1979 г. Европейской  валютной системы.

Получив самостоятельность  от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс "внешнеэкономической  ориентации". В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно  на закупку оборудования и сырья  для модернизации промышленности. Проникновение  в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован "Специальный  счет для промышленных инвестиций". В 1952 г. Япония вступила в Международный  валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

С середины 50-х гг. Япония вступила в период невиданно  высоких темпов экономического роста. Началось время "экономического чуда" (табл. 20).

Таблица 20

Показатели экономического развития развитых стран

в 1951-1970 гг. (в%)

 

Япония

Франция

Англия

США

ФРГ

Италия

Среднегодо-вой прирост промышлен-ной продукции

15, 2

6, 2

3

4

7, 4

7, 4

Среднегодо-вые темпы ВНП

11

5, 8

2, 8

4, 1

4, 9

5, 6


Причины японского  “экономического чуда”:

·  расширение внутреннего рынка;

·  высококачественная рабочая сила;

·  особая система наёмного труда;

·  высокоэффективное использование иностранной экономической помощи;

·  массовое обновление основного капитала;

·  беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.

В последнее время  в экономической литературе принято  выделять группу факторов, сыгравших  особую роль в экономическом развитии Японии. Среди них:

Информация о работе Экономические и политические причины и последствия Второй мировой войны