Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 12:41, контрольная работа
Причины второй мировой войны не лежат на поверхности. Процесс ее вызревания начался сразу после окончания первой мировой войны и продолжался почти двадцать лет. Перекройка государственных границ, передел колоний и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской системой договоров, таили опасность нового пожара. Это был "договор хищников и разбойников". Он создал стимулы к реваншу для реакционных кругов потерпевшей поражение Германии.
Основные черты “дирижизма”:
· прямые административные методы вмешательства в экономику;
· активная предпринимательская деятельность государства;
· сильный государственный сектор;
· прямое финансирование капиталовложений;
· индикативное планирование.
Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.
В результате наиболее
быстрыми темпами развивались
Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:
· усилением инфляции;
· увеличением утечки капиталов за границу;
· дефицитом внешнеторгового баланса страны.
Это привело к тому, что Франция за 1973-1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.
Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).
50-е гг. стали периодом
улучшения экономического
· влияние НТР;
· гонка вооружений в условиях "холодной войны"
· изменение мирохозяйственных связей.
В 50-е гг. в отраслевой
структуре промышленности Великобритании
первое место занимало машиностроение,
второе – металлургия и
В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.
Трудности в стимулировании
экономического роста в 60-70-е гг.
привели к дальнейшему
В результате низких
темпов роста промышленной продукции
Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась
со второго места на четвертое
– после США, ФРГ и Японии. В
1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую
депрессию, размер ее промышленного
производства не превышал одного процента.
Неблагоприятное положение
· переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;
· существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;
· признание более высоких цен на сельхозпродукцию;
· отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;
· постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.
В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с "экономическим чудом", когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).
таблица 19
Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ
Хронологические рамки |
Содержание этапа |
1 |
2 |
50-е гг. |
· Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики · государственная политика "приглушения конъюнктуры", направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции · активная социальная политика. 1953 г. – "год потребителя" |
Окончание табл. 19
1 |
2 |
60-е гг. |
· Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств · сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями · кризис традиционных отраслей · усиление ориентации на внешний рынок · составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов |
70-е гг. |
· Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств · возрастание роли мелких и средних предприятий · усиление государственного регулирования в рамках неолиберальной доктрины. Стимулирование экспорта долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса |
Изменение условий
экономического развития ФРГ, особенно
внешних, обусловленное резким изменением
соотношения курса марки к
валютам других развитых стран в
конце 70-х гг., обнажило различные
структурные перекосы в западногерманской
экономике, накопленные за прошедший
период. Экономическая структура, характеризовавшаяся
чрезмерно высокой долей
Важное значение для укрепления роли и места ФРГ в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными товарами и образование в 1979 г. Европейской валютной системы.
Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс "внешнеэкономической ориентации". В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован "Специальный счет для промышленных инвестиций". В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.
С середины 50-х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время "экономического чуда" (табл. 20).
Таблица 20
Показатели экономического развития развитых стран
в 1951-1970 гг. (в%)
Япония |
Франция |
Англия |
США |
ФРГ |
Италия | |
Среднегодо-вой прирост промышлен-ной продукции |
15, 2 |
6, 2 |
3 |
4 |
7, 4 |
7, 4 |
Среднегодо-вые темпы ВНП |
11 |
5, 8 |
2, 8 |
4, 1 |
4, 9 |
5, 6 |
Причины японского “экономического чуда”:
· расширение внутреннего рынка;
· высококачественная рабочая сила;
· особая система наёмного труда;
· высокоэффективное использование иностранной экономической помощи;
· массовое обновление основного капитала;
· беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.
В последнее время в экономической литературе принято выделять группу факторов, сыгравших особую роль в экономическом развитии Японии. Среди них:
Информация о работе Экономические и политические причины и последствия Второй мировой войны