Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
1.Введение………………………………………………………………………........3
1.1. Сущность интеграции и ее виды……………………………………………….5
1.2. Интеграция и глобализация…………………………………………………...13
1.3.Основные формы международного сотрудничества………………………...16
2.Эффективность интеграционных процессов с участием Республики Беларусь, влияние интеграции на экономический потенциал Республики Беларусь……..20
2.1. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ…………….32
2.2. Система мероприятий по повышению эффективности и интеграционных процессов с участием Республики Беларусь……………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...45
Европейский банк реконструкции и развития осуществил прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.
В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.
Однако сам факт существования плюрализма интеграционных векторов объективно приводит к постановке проблемы основного звена, функционирование которого преодолевало бы хаотичность интегративных связей, придавая им характер упорядоченной системы. Роль такого звена и призван сыграть белорусско-российский союзнический вектор. [8, c. 35-37]
Среди ученых и аналитиков различных стран мира существует утвердившееся аргументированное мнение, согласно которому все отстающие от Запада в технологическом развитии страны, в том числе выбитые «демократическим экспериментом» и «рыночной реформацией» из колеи нормального развития социалистические государства, не имеют шансов отстоять принципы цивилизации и право на успешное независимое развитие. Их может целиком поглотить теперешний механизм «глобальной» интеграции, запущенный горсткой мощнейших промышленных и финансовых монополий Запада. Чтобы избежать этой опасности, многие страны во имя спасения цивилизационной и национальной идентичности вынуждены будут стремиться переломить сложившуюся в мире ситуацию с помощью нестандартных, новаторских подходов и решений.
Исходя из существа нынешней «глобальной» интеграции и ее противоречий, уместно подумать уже теперь о перспективных потенциальных векторах интегративного развития, когда оно, принимая более сбалансированные и лишенные антагонизмов формы, осуществлялось бы в интересах и на благо всего человечества. Для Беларуси вполне реальным потенциальным вектором принципиального значения явилось бы активное участие в создании альтернативной системы международных интегративных связей. [13, c. 78-80]
Диктат и произвол западных монополий в международных рамках придает вопросу от необходимости создания основ современной динамичной экономической системы Беларуси и России с использованием элементов рынка в интересах человека еще большую срочность, остроту и общечеловеческую значимость. Заслуживает серьезного внимания высказанная Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко на пленарном заседании десятой внеочередной сессии Парламентского собрания Беларуси и России 21 января 1999 года идея о том, что в сложившейся ситуации Союз этих государств должен считаться ядром мощного цивилизованного центра на нашей планете, экономически независимого с высоким уровнем самодостаточности, способного решать не только экономические, но и политические проблемы. Такой центр явился бы реальным противовесом однополярному миру и агрессивному трансатлантическому монополизму; он объединил бы государства на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Необходимость альтернативного центра ясно ощущается и в цивилизованном плане по мере того, как современная техногенная цивилизация с присущими ей крайностями деструктивного рынка и необузданного потребления ресурсов, потребительской идеологией и другими атрибутами все более загоняет себя в тупик.
Стратегические цели, задачи, базовые принципы и основные приоритеты государства в текущем тысячелетии определены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, разработанных в соответствии с Законом «О государственном планировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и утвержденных Советом Министров в ноябре 2006 года. Определяя стратегию на XXI век, необходимо прежде всего исходить из особенностей Беларуси как малой страны с открытой экономикой, учета внутренних факторов экономического роста, а также процессов глобализации, выражающихся в расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей социально-экономического развития отдельных стран, формировании мирового рынка капиталов, инвестиций, товаров, услуг и рабочей силы, единого информационного пространства, углублении европейской интеграции, создании финансово-промышленных групп (ФПГ), транснациональных корпораций (ТНК). Глобализация становится катализатором широкого распространения высоких технологий. Поэтому активное участие крупнейших белорусских предприятий в ФПГ и ТНК позволит включиться в этот процесс, а следовательно, привлечь новые технологии и инвестиционные ресурсы для повышения эффективности национальной экономики. Вместе с тем для того, чтобы Беларусь заняла достойное место в мире, необходимо соединение лучших достижений мировой цивилизации с историческими особенностями страны, национальными, духовными и культурными традициями народа. [14, c. 51-53]
К числу факторов, благоприятствующих росту экономики страны, следует отнести ее выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, сравнительно развитую транспортную инфраструктуру, обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами, достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал, позволяющий при его модернизации значительно повысить конкурентоспособность продукции и ускорить выход высокотехнологичных производств на мировой рынок.
Включение Беларуси в эффективный международный процесс разделения труда предполагает наличие соответствующих внутренних предпосылок развитого научно-технического и промышленного потенциала, высокого уровня образования населения, национальной технической и гуманитарной интеллигенции, доступа к внешним источникам информации, капитала и ресурсов. Все эти условия в той или иной степени присутствуют в Беларуси. Задача состоит в их поддержании и наилучшем комбинировании с целью отстоять свои национальные интересы в глобальной международной конкуренции и использовать конкурентные преимущества для упрочнения своего положения в мировой экономической системе.
Достижение стратегических целей нашего государства связано с ускорением роста и улучшением качественных параметров всего народнохозяйственного комплекса страны. Необходимо перевооружить производство на основе новейших технологий, чтобы перейти на выпуск продукции современного уровня. Только участие в мировом разделении труда даст возможность решить в ближайшем будущем стратегические задачи и прежде всего обеспечение роста доходов населения, создание достойных условий жизни и среды обитания человека. [15, c. 56-58]
Опасения о воздействии существующего мирового порядка в сложившихся условиях глобализации мировой экономики на экономическую и социальную жизнь в Республике Беларусь порождают поиски новых путей ее вхождения в мировую цивилизацию. Этот путь предполагает усиление государственного управления экономикой, сохранение стратегических объектов в государственной собственности, применение новых методов управления. На этих трех концептуальных подходах и должна строится вся экономическая и социальная политика.
2.1. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ
Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 15 миллиардов долларов. В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. [14, с. 46-47]
Таблица 1.1.
«Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ»
(миллионов долларов США)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего |
7317,8 |
7060,3 |
7317,8 |
11221,4 |
14360,2 |
9314,01) |
13635,8 |
20374,5 |
Азербайджан |
14,9 |
28,0 |
14,9 |
86,4 |
105,4 |
120,3 |
140,2 |
200,2 |
Армения |
8,8 |
12,9 |
8,8 |
20,3 |
23,6 |
23,2 |
42,1 |
26,8 |
Казахстан |
121,3 |
183,5 |
121,3 |
361,4 |
365,2 |
313,4 |
464,8 |
674,0 |
Кыргызстан |
4,1 |
8,8 |
4,1 |
23,1 |
37,9 |
65,7 |
85,5 |
218,2 |
Молдова |
73,5 |
102,2 |
73,5 |
144,8 |
241,2 |
170,4 |
165,2 |
242,1 |
Россия |
6485,0 |
5715,8 |
6485,0 |
8878,6 |
10551,9 |
6713,9 |
9953,6 |
14508,6 |
Таджикистан |
11,8 |
8,6 |
11,8 |
27,7 |
37,4 |
34,6 |
42,1 |
50,8 |
Туркменистан |
16,9 |
43,9 |
16,9 |
86,9 |
47,4 |
73,0 |
87,2 |
230,1 |
Узбекистан |
39,1 |
42,1 |
39,1 |
93,1 |
138,1 |
106,5 |
95,1 |
63,8 |
Украина |
539,8 |
907,8 |
539,8 |
1469,8 |
2777,9 |
1693,1 |
2560,1 |
4159,8 |
«Источник: [11]».
В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.
Следует отметить, что именно создание единого союзного государства должно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество.
Особенность функционирования СНГ в ближайшие годы состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки договора.
2.2. Система мероприятий по повышению эффективности и интеграционных процессов с участием Республики Беларусь
Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и трансферты. Более того, само экономическое и политическое пространство и социальное время становятся функцией общечеловеческого бытия. Особенностью глобализации является также и то, что по характеру экономических, культурных и геополитических измерений Беларусь является европейской страной. По той причине интеграция в мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.
Одной из проблем, с которыми столкнулось общество, является соответствие его внешней и внутренней открытости. Так, Беларусь отличалась во второй половине двадцатого столетия высокой степенью открытости экономики. В начале 90-х годов 47% ВВП было ориентировано на внешнее экономическое пространство. В настоящее время удельный вес белорусской экономики в мировом производстве ряда товаров и услуг составляет значительную величину, учитывая то, что население страны составляет 0,18% мирового народонаселения, а по территории мы занимаем всего 0,15%. [16, c. 94-95]