Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
1.Введение………………………………………………………………………........3
1.1. Сущность интеграции и ее виды……………………………………………….5
1.2. Интеграция и глобализация…………………………………………………...13
1.3.Основные формы международного сотрудничества………………………...16
2.Эффективность интеграционных процессов с участием Республики Беларусь, влияние интеграции на экономический потенциал Республики Беларусь……..20
2.1. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ…………….32
2.2. Система мероприятий по повышению эффективности и интеграционных процессов с участием Республики Беларусь……………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...45
Европейское измерение Беларуси следующее: по размерам территории (207,6 тыс. кв. км) мы занимаем 13-е, а по численности населения (10,2 млн чел.) — 14-е место среди европейских стран. Вместе с тем социально-экономическое развитие страны отстает от общего европейского уровня. Если по реальному ВВП на душу населения страны-лидеры (Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Дания) производят более 20000 USD, то аналогичный показатель в Беларуси составлял в 1997 г. всего 5884, а в 1999 - 6894 USD (пересчитанный по новой методике показатель). Ближе к нам находятся такие страны Европы как Португалия и Кипр, хотя их показатели в 2 раза выше наших.
С другой стороны, структура белорусской экономики соответствует типологии развитых стран 60-х годов XX века. Можно констатировать то, что в стране есть относительно развитое машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. Существует значительная «продвинутость» в таких сферах экономической деятельности, как добыча калийных удобрений — 11%, производство льноволокна - 8,7%, картофеля — 3,1% от мирового уровня. Эта триада «калий-лен-картофель» может быть своего рода визитной карточкой экономики страны.
Конечно, данная триада и является предпосылкой активной деятельности на мировом рынке. Например, в 2000 году из общего объема экспорта калийных удобрений 99,8% продавалось в страны «вне СНГ», то есть по существу на мировом рынке. [15, c. 78-81]
Отличия Беларуси от стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала заметны не только по параметрам ВВП или другим экономическим показателям. Есть значительные плюсы по показателям образованности. Мы опережаем по индексу уровня образования Швейцарию, Люксембург, Кипр, Грецию и Португалию. Уровень грамотности взрослого населения в нашей страны выше, чем в Италии и Испании. Это существенные моменты в оценке реальной ситуации, соотнесенности жизненных условий в сопоставлении со странами Европейского Союза.
Начало нового столетия ставит нашу страну перед рядом вызовов. Экономическое недоразвитие становится тормозом активного выхода на мировые рынки. По этой причине основные преобразования должны быть связаны с необходимостью реструктуризации белорусской экономики, созданию потенциала роста, технологической модернизации. Не последнюю роль играют и факторы эффективного использования образовательного и интеллектуального капитала. Именно эти ресурсы и могут стать ведущими при активной интеграции в мировое и европейское сообщество. [16, c. 96-99]
Конечно, перспективы вхождения в мировое сообщество связаны с экономическим сотрудничеством, развитием экономических взаимосвязей. По этой причине важно быстро найти свои промежуточные ниши в быстро глобализирующейся экономике. Надо ли создавать свои новые предприятия или ждать, когда придут иностранные инвесторы и поставят корпуса заводов, наймут рабочих и инженеров. Это также далеко не праздный вопрос.
Изменения интеграционного плана связываются с изменениями структуры экономики, сегментов и отраслей промышленности и аграрного сектора, инвестиционными потоками, бюджетными доходами и расходами. [17, c. 24]
Что же и как должно изменяться? Рассмотрим возможные изменения макроэкономической структуры.
Например, сельское хозяйство в Беларуси составляет 14% от ВВП, что в целом выше, чем в России (8%) и Украине (12%). Однако сравним с развиты ми европейскими странами. Так, в Германии данный показатель равен 1%, Великобритании — 2%, Италии и Испании — 3%. Конечно, далеко не теоретический вопрос: что делать с нашими 10-12% излишнего сельского населения. Это важно и по той простой причине, что речь идет о судьбе целого миллиона людей.
Сравнения показывают, что остальные сектора соотносятся следующим образом. Так, доля промышленности составляет 44% от ВВП, а сфера услуг, соответственно — 42%. Это относительно неплохие показатели для прошлых времен индустриализации, но к началу XXI века мы сопоставимы по доле промышленности с показателями Саудовской Аравии (45%), Республики Корея (43%), Свазилендом (42%), Индонезией (43%). Для того, чтобы войти в ряд стран с более развитой структурой экономики, мы можем ориентироваться на показатели таких государств как Норвегия (32%), США (27%), Франция (26%). Это означает необходимость реструктуризации всей экономики и создание новых рабочих мест в информационных отраслях и сферах деятельности, в сфере услуг в целом. [16, c. 103-105]
Наши шансы могут быть реализованы, когда с нынешних 42% доли сферы услуг от ВВП, что сопоставимо с такими странами, как Индонезия (41%), Гвинея (42%), Нигер (44%), Свазиленд (40%) мы переместимся в другое структурное качество экономики. Белорусский путь в мировое сообщество будет связан с модернизацией промышленности, изменением соотношений различных отраслей деятельности, в результате чего сфера услуг может быть увеличена до показателей в 64%, что соответствует средней величине промышленно развитых стран. Конечно, сложнее будет достигнуть параметров 78% (Бельгия) или 84% Гонконга. Однако можно представить алгоритм изменений как уменьшение доли аграрного сектора на 10% и соответствующее увеличение сферы услуг с 42% до 52%. Кстати, именно развитие малого и среднего бизнеса наиболее удачно сказывается на формировании «продвинутой» сферы услуг. Такого рода цель позволяет создавать новые рабочие места, использовать новые информационные технологии и быть ближе к человеку, ориентироваться непосредственно на него.
Конечно, вхождение в мировое сообщество будет осуществляться постепенно, шаг за шагом. Скорость такого вхождения зависит и от успешности экономических реформ в стране. Чем быстрее развивается рыночная экономика, тем больше шансов конкурировать и сотрудничать в мировой экономике. [16, c. 106-109]
Важно подчеркнуть, что интернационализация экономических связей связана и с тем, как страна воспринимает ценности мирового сообщества, насколько жители государства способны разделять их как цели мирового сообщества. По этой причине важно ориентироваться на активное участие Беларуси в международных организациях, участие в больших международных экономических, социальных, гуманитарных проектах. Речь идет о создании магистральных дорог, развитии сетей коммуникаций, использовании Интернета в образовании.
Как малой открытой стране, Беларуси нет необходимости формировать свой «внутренний мир» только так, чтобы он повторял ошибки и просчеты, совершенные другими странами на пути к вершинам мировой цивилизации. Нет необходимости исходить из принципов «догоняющего развития», а можно использовать шансы растущей глобализации мировой экономики и человеческого сообщества. Это означает интенсификацию сотрудничества со странами-лидерами мирового сообщества, развитие отношений как на двусторонней, так и многосторонней основе. Именно такие проекты, в которых участвуют ведущие мировые государства, позволяют ускорять динамику развития, адаптироваться к новым условиям жизни и новым непростым вызовам ХХI столетия.
В дальнейшем при формировании внешнеторговой политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В данном аспекте императивом экономического развития должна стать государственная поддержка экспорта путем активного и заинтересованного участия властных структур на местах в реализации экспортоориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.
Не менее важной задачей является создание системы государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.
Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.
Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы внешторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.
Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:
Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.
Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Предлагается снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Финансирование соответствующего комплекса мероприятий может осуществляться из фонда поддержки экспорта. С помощью его средств возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.
Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основополагающих тенденций, определяющих развитие мировой экономики в последние два десятилетия, является процесс глобализации мирового хозяйства. Мировая практика показывает, что глобализация носит весьма противоречивый и неравномерный характер, в связи с чем наряду с позитивными содержит и негативные аспекты.
Как показало проведенное исследование, идеи открытой экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособность отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.
Развитие Республики Беларусь в качестве суверенного государства первоначально характеризовалось игнорированием формирования государственных приоритетов страны во внешнеэкономической деятельности, что естественно, привело к снижению размеров ВВП, росту отрицательного сальдо во внешней торговле и дезинтеграцирнным процессам в рамках участия республики в Содружестве Независимых Государств. Практически, только с момента создания Целевой программы привлечения иностранных инвестиций, утвержденной в июне 1995 года, в Республике Беларусь начали закладываться основы формирования государственных приоритетов во внешнеэкономической деятельности.
Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли посредством выделения им целевых льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций (на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами.