Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:16, курсовая работа
Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого,
граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила
физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто
физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой
одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них
зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.
Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические
потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага.
Введение 2
Глава I. Основы потребностей. 1
1.1 Общая характеристика потребностей. 1
1.2 Закон возрастающих потребностей. 1
1.3 Виды личных потребностей и их классификация. 1
1.4 Теория предельной полезности. 1
Глава II. Потребности общества и их удовлетворение. 1
2.1 Формирование и развитие общественных
потребностей 1
2.2 Производство и потребности общества. 1
2.3 Закон взаимосвязи производства
и потребностей общества. 1
Заключение.
может удовлетворятся различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат отдельные
блага и услуги. Например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах,
книгах и т. п.
Общие и конкретные
потребности тесно
потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С
другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну
общую.
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю
совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные,
платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не
ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят
абстрактный характер
не связаны с конкретными
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня
производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными
возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный
характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые
производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями
потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей.
Но как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер,
т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках
имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо
конкретным товаром.
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают
форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенные потребности – потребности, которые фактически
удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого
уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей.
Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке
есть достаточно количество товаров и услуг, соответствующих по своим
потребительским
свойствам требованиям
остаются неудовлетворенными.
Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными
потребностями существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность
под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную.
Последняя в результате
распределения общественного
платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется
благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения
по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин
выступает недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка
отдельных товаров или услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т.
д.
По мере роста общественного производства, совершенствования производственных
отношений все
большая часть
Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные
потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие
научным представлении о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания
здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности.
Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с
законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в
конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в
питании складываются еще и на основе знаний и достижений естественных наук:
физиологии, биологии, медицины – и формируются наукой о питании.
Иначе говоря, разумные потребности – это общественно полезные потребности. Их
удовлетворения обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих
способностей человека.
Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному
выражению. Тем не менее размеры конкретных материальных потребностей можно
условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй,
рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе
относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и
условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все же используются
сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а
так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в
значительной мере условный характер).
Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных,
принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.
Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга
людей. Наибольшее
распространение такой
питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и
появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики,
относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и сигарет приносит
большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.
Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики
можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расходуется
регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества,
может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель
предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому
называются потребности населения.
Теория
предельной полезности.
При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы
использовали различные
определения стоимости
стоимостью), которые развивали ещё Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в
особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким
профессором в середине 19 в. Согласно этим законам, в ходе «постепенного
насыщения потребностей» полезность вещи якобы падает с увеличением запасов
благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность
каждой следующей единицы блага. Герман Госсен (1810-18580) рассматривал
полезность как субъективную категорию, потребление – как единственный объект
исследований. Заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией.
Именно он в
работе «Развитие законов
правил общественной торговли» (1854) создал первый вариант экономико-
математической теории полезности. Но у Госсена полезность последнего блага в
запасе называлась не предельной, а «ценностью последнего атома».
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку
показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он
утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие
потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность
неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из
нарушения своеобразного физиологического равновесия
[1]. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом
возникает проблема,
как наилучшим образом
удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в
которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах
от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к
наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как
хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага,
удовлетворяющего ту или иную потребность.
Таблица
Менгера
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
10 | |||||||||
9 | 9 | ||||||||
8 | 8 | 8 | |||||||
7 | 7 | 7 | 7 | ||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |