Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:16, курсовая работа
Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого,
граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила
физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто
физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой
одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них
зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.
Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические
потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага.
Введение 2
Глава I. Основы потребностей. 1
1.1 Общая характеристика потребностей. 1
1.2 Закон возрастающих потребностей. 1
1.3 Виды личных потребностей и их классификация. 1
1.4 Теория предельной полезности. 1
Глава II. Потребности общества и их удовлетворение. 1
2.1 Формирование и развитие общественных
потребностей 1
2.2 Производство и потребности общества. 1
2.3 Закон взаимосвязи производства
и потребностей общества. 1
Заключение.
которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это
влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.
К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те,
с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью
этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать
социально-бесперспективные, нерациональные потребности .
Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью,
радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью,
торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним
относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки
товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.
Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-
психологическими.
Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым
людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо
подробно изучить
объективные факторы
общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.
Производство и потребности общества.
Категория деятельности
выражает собой качественно
живых систем, характеризующийся прежде всего таким признаком, как
продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика и коренное
отличие от живых систем биологического уровня. «Существенное отличие
человеческого общества от общества животных состоит в том, - писал Ф. Энгельс,
- что животное в лучшем случае собирают, тогда как люди производят
. Уже одно это – единственное, но фундаментальное – различие делает невозможным
перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществ на
человеческое общество»[2].
Деятельность человека, как и активность живого существа, предметна, т. е. и
активность и деятельность направлены на овладение предметом потребности. Но
если в первом случае предмет потребности – природная вещь в ее, так сказать,
природно-готовом, естественном виде, то во втором случае предмет потребности –
продукт, произведенный человеком из вещества природы и по законам природы. Для
удовлетворения своих потребностей человек трудится и тем самым, отмечал К.
Маркс, он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и
природой, т. е. приводя в движение свои естественные силы (руки, ноги, голову,
пальцы), человек
оказывается способным
пригодной для его собственной жизни[3].
Такое изменение характера человеческой активности ведет к тому, что
удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е. деятельность
человека направлена не на непосредственное овладение предметом потребности (как
это имеет место у животных), а ан овладение средством труда, с помощью которого
в последующей деятельности природный предмет (предмет труда) преобразуется,
приспосабливается к потребностям, становясь продуктом труда. Это изменение
характера связующего звена – замена биологической активности преобразовательной
деятельностью – и определяет качественно новое соотношение между существенно
важными факторами воспроизводства человека – его деятельностью, ее результатами
и потребностями.
Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природной среде
тех или иных предметов,
способных стать предметом
образом – от характера и уровня развития труда, то есть практической
преобразовательной деятельности способной преобразовать предмет в продукт
труда для удовлетворения потребностей.
При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческая
деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система
деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы
социальных потребностей.
Прежде всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей, характер
их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом
пристального внимания как обществоведов – философов, социологов, экономистов,
психологов – всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и
ряда представителей естественных наук – тех из них, которые изучают объекты
живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и
самовоспроизводства.
Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах
обуславливает возможность и необходимость все более глубокого и всестороннего
исследования этих детерминант человеческой деятельности
Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования потребностей
общества обуславливается его специфической сущностью, вырождающейся в
основном законе функционирования общества, требующем непосредственной
подчиненности всей системы деятельности общества его действительным,
общественно-необходимым потребностям.
Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде
наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии –
позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке
проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных
направлениях. Это:
А) исследование методологических и социологических аспектов взаимосвязи
системы потребностей и системы деятельности общества;
Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение
взаимосвязи категории
потребности с другими
В) конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей
между разного рода и вида потребностями человека и соответствующими видами
деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических
и эстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет
«повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы, на
анализ её а рамках общесоциологической теории, как категории исторического
материализма, понятийное содержание которой и могло бы служить
методологической основой конкретных или частно-научных исследований. Мы и
остановимся прежде всего на этом аспекте проблемы потребности, рассмотрев
предварительно в самом общем сущностном плане состояние исследований этой
проблемы в некоторых фундаментальных науках, поскольку, с одной стороны они
дают определенный материал для обобщения, а с другой – в них «просвечивает» в
той или иной мере методологическая позиция.
В современных
биологических и
живого организма
рассматриваются как
недостаток тех или иных элементов, жизненно необходимых для воспроизводства и
развития живого организма. Последний рассматривается как саморегулирующаяся
система, которая сохраняется в своем качестве лишь при непрерывного
поступления в него, усвоения им определенных элементов материи и при
обеспечении объективно необходимых требований организма, чтобы, говоря
словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определенная устойчивая
организация сохранила
«свою системную
Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости,
стабильности функционирования данной биологической системы, обуславливает
возникновение и характер требований запросов данной системы и способов их
удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей.
Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическом уровне»,
иначе понимание этого сложного вопроса будет лишь поверхностным. П. В.
Симонов – один из активных исследователей в этой области – пишет:
«Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с
первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в
интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальное
звено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого
баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической)
области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части
глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные окончания, что
приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к
возбуждению половых органов, к повышению чувствительности специализированных
(эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище, воде, удовлетворении
полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в
возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы».
Следовательно, возникновение потребностей при индивидуальном и видовом
развитии живого организма связывается с его функционированием, со всем
комплексом процессов его жизнедеятельности. То есть потребности связаны с
объективной сущностью организма, сформированной в процессе эволюции, и
выражают внутреннюю необходимость изменения таких состояний организма,
удовлетворение которых объективно неизбежно для нормальной жизнедеятельности
последнего. Биологические потребности являются, следовательно, результатом
непрерывно идущих в организме естественных процессов самообновления и
самовоспроизводства, а потому они и рассматриваются как объективный
детерминирующий фактор биологической активности.
Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не
собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются
способы производства, и формируются его высшие потребности.
Закон взаимосвязи производства и потребностей общества
Проанализировав деятельность и потребности как социологическую категорию,