Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава1. Теоретико-методологические основы экономической системы……………...6
1.1 Сущность, цели и свойства экономической системы……………………..6
1.2 Структура экономической системы………………………………………..8
1.3 Классификация экономических систем: типы и модели …………………11
Глава2. Экономическая система России………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

Наконец, третьей составляющей подсистемы движущих сил, назовём состязательность (соперничество). Активность людей повышается и в связи с тем, что их потребности  часто совпадают, а интересы сталкиваются или расходятся. Возможности же их реализации и ресурсы ограничены. Здесь рождается и умножается состязательность на пути к объекту  своего интереса. Здесь разворачивается, усиливая активность, соперничество  за достижение тех благ, которые  способны реализовать тот или  иной интерес. Поэтому состязательность, соперничество – ещё одна движущая сила в рассматриваемой подсистеме.

     1.3 Классификация  экономических систем: типы и  модели

Человеку довелось в своей  истории познать достаточно много  экономических систем. Это и даёт основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке – всегда непростое дело. Её научная обоснованность во многом зависит от правильности выделения тех критериев, по которым  осуществляется классификация.

Современная экономическая  теория в качестве таких критериев  называет следующие:

- господствующая форма  хозяйствования;

- основные формы собственности;

- способ координации действии  хозяйствующих субъектов;

- превалирующий способ  распределения доходов;

- источник экономической  информации;

- тип и границы государственного  управления;

- степень включенности  экономики в мировые хозяйственные  отношения.

На основе таких критериев  в современной экономической  литературе чаще всего различаются  четыре типа экономических систем:

1) традиционная экономическая система.

2) рыночная экономика.

3) командно-административная экономика.

4) смешанная экономика.[5.,с.622]

1) Самая примитивная из всех типов экономических систем - традиционная. Существует в экономически слаборазвитых странах. Базируется на отсталых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики.

В ряде стран сохраняются  натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства  и натуральных формах распределения  созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет  мелкотоварное производство. Мелкотоварное  производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств.

Так как национальное предпринимательство  в таких странах развито слабо, огромную роль в их экономике играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают  освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический  прогресс.

2) Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы.

Личная свобода всех участников экономической деятельности выступает  одной из главных предпосылок  чистого капитализма. Поведение  каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Тот факт, что товары и  услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.

Одним из основных условий  экономического прогресса стало  юридическое равноправие наёмного работника и предпринимателя  как участников рыночных отношений. Появилась свобода перемещения рабочей силы в пределах рынка труда, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором  общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам  решает проблему производства и распределения  пользующихся спросом товаров.

Стремление получения  максимальной прибыли при предельно  экономном использовании ресурсов служит мощным стимулом для развития производства, раскрывает созидательные  возможности частной собственности.

Сторонники чистого капитализма  утверждают, что именно такая экономическая  система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и быстрому экономическому росту. Здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве государства  в экономический процесс, которое будет только подрывать эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы  удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном государство  призвано гарантировать основные права  свободной рыночной экономики.

Каждому предпринимателю,  предоставлена свобода заняться каким-либо видом деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция.

Свободный выбор места  работы дает возможность лицам наемного труда по своему усмотрению выбирать род и место работы.

     3) Характерными чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

Хозяйственный механизм в  такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило государственный, что  уничтожает самостоятельность хозяйственных  субъектов. Так же государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда  подрывается тем, что руководство  хозяйственной деятельностью государственный  аппарат производит с помощью  преимущественно административно-распорядительных методов.

Огромные государственные  монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. В странах с командно-административной системой решение общеэкономических  задач имеет свои специфические особенности. К оплате труда применяется уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентируется центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

Партийно-государственная  элита занимает привилегированное положение при распределении продукции.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования  государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает  стимул к производительному труду.

Слишком низкая цена на ресурсы  не может способствовать их экономному использованию.

В условиях государственной  монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике  в принципе невозможно существование  такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и  разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

Предприятия, стремясь выполнить  плановую директиву, сталкиваются с  бюджетным ограничением. Смысл понятия  бюджетного ограничения состоит  в том, что сумма денежных доходов  предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме  расходов предприятия за определенный период.

В командной экономике  складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с  тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть  своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в  уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная  помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

     Согласование объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии.в случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.

4) Смешанную экономику отличает разнородность входящих в её состав элементов, в следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.

Наиболее распространенная трактовка термина «смешанная экономика» делает упор на сочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразии форм собственности. Другая позиция выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Все эти трактовки не противоречат друг другу, они отражают наличие  нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики  и их единство. Смешанная экономика  представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Смешанность экономики характеризует  не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство.

Сегодня смешанная экономика  является целостной системой, выступающей  адекватной формой современного развитого  общества. Её элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития которые объективно требуют  дополнения рынка государственным регулированием.[6.,с.375]

Основные отличительные  черты рыночной, смешанной и командно-административной экономических систем рассмотрены  в Таблице 1.

Каждый вид экономической  системы, реализуясь в условиях национальной экономики, приобретает свои особенности, обусловленные историей страны, её традициями, природной и социальной спецификой. Так складываются и различаются  модели экономики.

Из всех современных моделей  выделим три:

1) Американская модель экономики, которая основывается на свободном частном предпринимательстве и стремлении к личной выгоде и богатству. Характерна высокая производительность труда.

Малообеспеченным слоям  населения адресуются частичные  льготы и пособия.

 

Таблица 1

Информация о работе Экономические системы