Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение………………………………………………………………………….3 Глава1. Теоретико-методологические основы экономической системы……………...6
1.1 Сущность, цели и свойства экономической системы……………………..6
1.2 Структура экономической системы………………………………………..8
1.3 Классификация экономических систем: типы и модели …………………11
Глава2. Экономическая система России………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………….34
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА |
КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА |
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА |
Масштабы обобществления производства |
Обобществление производства в рамках предприятия |
Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы |
Обобществление и |
Преобладающая |
Экономическая деятельность
единоличных предпринимателей- |
Господствует государственная собственность |
Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Форма бюджетного ограничения |
Жесткая |
Мягкая |
- |
Стимул к производительному труду |
Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) |
Социалистическое соревнование |
Факторные доходы |
Основной принцип производства |
Принцип соответствия спроса и предложения |
Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения |
Принцип соответствия спроса и предложения |
Регулирование экономики |
Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства |
Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть |
Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
Конкуренция |
Есть |
Нет |
Есть |
Теневая экономика |
Отсутствует |
Присутствует |
Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
Координация |
Роль координации действий
экономических субъектов и |
Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство |
Роль координации действий
экономических субъектов и |
Ценообразование |
ориентируется на предотвращение спада в производстве |
Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены |
Гибкие цены |
Заработная плата |
Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда |
Административное установление заработной платы |
Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату |
Социальные гарантии |
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение |
Создание государственных
и частных фондов социального
страхования и социального |
Основные отличительные
черты рыночной, командно-административной
и смешанной экономических
2) Японская модель опирается на приоритеты нации – высокое национальное самосознание, первичность национальных интересов и задач перед личными, трудовая дисциплина. Поэтому некоторое отставание уровня заработка от производительности труда способствует снижению себестоимости и наряду с высоким качеством расширяет коридор конкурентоспособности японских товаров.
3) Шведская модель характеризуется сильной социальной политикой по сокращению имущественного неравенства населения.
Здесь функцию производства выполняют в основном частные предприятия, а функцию обеспечения высокого уровня занятости и жизни – государство. Около половины своих расходов оно направляет в социальную сферу.
Глава 2.Экономическая система России
Россия все активнее начинает обращаться к методам планирования, которые пару десятилетий назад были категорически отвергнуты. Данный разворот политики свидетельствует либо о прогрессе в управлении экономикой либо о продолжающейся деградации общества.
На рубеже 1980-90-х гг. в России началась радикальная трансформация экономической системы. Целью данных изменений была провозглашена рыночная экономика, характерная для развитых стран Запада. Поскольку экономический «мэйнстрим» того времени отождествлял советскую экономику с планом, а западную экономическую систему – с рынком, то теоретическая трактовка данной трансформации была определена как переход от плана к рынку, от плановой экономики к рыночной, от неэффективной экономической системы к эффективной.[7.,с.98] Роль государства в этом процессе преимущественно сводилась к проведению либерализации, приватизации и макроэкономической стабилизации (так называемая концепция реформ «Вашингтонского консенсуса»). Данные мероприятия были, в целом, завершены на рубеже 1990-2000-х гг. В 2002 году это было признано и на международном уровне: США и ЕС присвоили России статус страны с рыночной экономикой.
В то же время формальное достижение цели сопровождалось неоднозначными результатами реформ. Так, в 1990-е гг. Россия, по сути, перешла в режим суженного воспроизводства, сопровождающегося деградацией отраслевой структуры и падением уровня жизни подавляющего большинства граждан.
1999-2007 годы для российской
экономики стали периодом
Безусловно, такие скромные результаты двух десятилетий реформ можно попытаться объяснить логикой трансформационного перехода. Однако нам представляется справедливым поиск объяснений в совсем иной плоскости. Для этого сфокусируем внимание на изначальных (неоклассических) посылках научного осмысления данной трансформации. Так, одним из ключевых утверждений, на которое опирались российские реформаторы, стал тезис о противопоставлении плана и рынка.
Ставший основой для политических
рекомендаций «Вашингтонского консенсуса»
данный тезис опирается на целый
ряд либо ошибочных, либо упрощенных
представлений о
Важно понимать, что экономика – это область сугубо человеческой деятельности и определяется особенностями человека как живого существа, обладающего свободой воли. Психологи утверждают, что в отличие от инстинктивного поведения высшие формы нервной деятельности предполагают опережающее формирование образа будущего, то есть плана. Поэтому можно сделать очевидный вывод: планирование является неотъемлемым элементом любого вида человеческой деятельности (в том числе и хозяйственной) вне зависимости от того, в рамках какой экономической системы эта деятельность осуществляется.
Следует отметить, что современный глобальный экономический кризис подвел своеобразный итог тридцатилетнему периоду дерегулирования в странах Запада. Стала очевидной необходимость усиления государственной и надгосударственной координации рыночных процессов, в том числе связанной и с повышением роли институтов макроэкономического планирования.
Таким образом, очевидно, что тезис о противопоставлении плана и рынка противоречит реалиям экономической практики. Поэтому в настоящее время существует потребность в адекватном теоретическом отражении процесса планирования в рамках различных экономических систем.
Советская и западная системы макроэкономического планирования в 20 веке, вопреки устоявшемуся мнению, имеют больше общего, нежели отличий. В обеих системах использовалась координация частичных планов, предполагающая микропланирование на предприятиях. И та, и другая имели иерархическую структуру с развитыми экономическими функциями государства. Однако в советской экономике использовались преимущественно прямые методы координации частичных планов – директивы, а в западной – косвенные, рыночные.[8.,с.25-26]
Строго говоря, данные системы планирования нельзя считать альтернативными. Так, директивное планирование в СССР было обусловлено целым рядом факторов:
1) Существенное отставание СССР от ведущих стран мира, связанное с неразвитостью индустриальной базы, определяло необходимость ее создания в максимально сжатые сроки.
2) Низкий уровень жизни населения определял однородность его потребностей, сводящихся к желанию «прокормить себя и свою семью», что существенно упрощало задачу органов централизованного планирования по прогнозированию потребностей людей.
Таким образом, директивная
система планирования оказалась
весьма эффективной в решении
поставленных перед ней задач. Однако
по мере их решения данная система
стала все более отчетливо
проявлять свои недостатки, к которым
можно отнести следующие: медленная
реакция на изменения в потребительском
спросе, структурные диспропорции,
низкие стимулы к повышению
Применение в России директивного планирования было обусловлено острой необходимостью создания индустриальной базы в сжатые сроки. В дальнейшем преимущественно директивные методы управления экономикой стали сдерживающим фактором ее развития. Однако попытки перехода к более гибкой, использующей косвенные, рыночные методы системе индикативного планирования оказались непоследовательными и дискредитировали саму идею государственного планирования России.
Поэтому в 1990-е гг. повышение
эффективности функционирования российской
экономики попытались связать с
отказом от государственного планирования.
Отсутствие структурирующего общенационального
плана повлекло за собой существенное
понижение эффективности
Наконец, необходимо отметить,
что ядром прогнозирования
Таким образом, предложенный подход позволяет проследить логику смены форм планирования в экономических системах. На базе данного подхода можно сделать продуктивные выводы, касающиеся функционирования российской экономики. Так, в 1980-е гг. стало очевидным исчерпание потенциала директивной формы планирования в СССР. Потребностям общественного развития тогда соответствовало дальнейшее совершенствование системы макроэкономического планирования и переход от директивного планирования к индикативному. Однако в 1990-е гг. Россия (как правопреемница СССР) вступила в период диалектического отрицания государственного планирования как такового.
Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и математически смоделированном учёте всех своих специфических особенностей.
В 2000-х гг. в России наметилась
тенденция к усложнению системы
макроэкономического
В то же время нужно отметить,
что восстановление системы государственного
макроэкономического
Среди недостатков стратегического
планирования в России следует отметить
также и тот момент, что оно
находится исключительно в
Кроме того, для современного
российского планирования характерно
«забегание вперед». Так, ставятся цели
перехода к устойчивому инновационному
развитию экономики, предполагающее использование
системы форсайт-планирования. Однако
при этом не учитывается тот факт,
что для перехода к данной фазе
социально-экономического развития требуется
прежде пройти этап, связанный с
технологическим