Глава 2. Переход к рыночной экономике
Современному этапу развития
экономической теории присуща глубокая
научная разработка практически всех
проблем рыночной трансформации традиционной
(включая административную) экономики.
Кардинальные реформы российской
экономики, проводившиеся в 90-е годы, сопровождались
серьезными негативными последствиями
для большинства регионов страны, в частности
снижением объемов производства товаров
и услуг и интенсивности межрегиональных
связей, падением доходов населения, ростом
безработицы и т.д. В этих условиях стержень
социально-экономической политики, осуществлявшейся
в регионах, проходил не по линии развития
и экономического роста, а по линии удержания
ситуации, преодоления многочисленных
проблем, порождаемых политика региональных
администраций была направлена на смягчение
наиболее болезненных проявлений последствий
осуществляемых реформ. Осознание потребности
в переходе российской экономики от падения
к стабилизации и экономическому росту
потребовало немало времени и усилий.
Переход к рыночной экономике меняет расклад
сил, влияющих на пространственное развитие,
многосторонне трансформируя побудительные
мотивы движения в стране товаров, инвестиций,
материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
1.1 Реформы
Одним из важнейших направлений
экономической реформы, способствующих
развитию конкуренции, наполнению потребительского
рынка товарами и услугами, созданию новых
рабочих мест являлась программа мер по
развитию малого бизнеса. Учитывая значительную
роль, которую играет малое предпринимательство
в экономике стран с наиболее развитыми
рыночными отношениями, реформаторское
руководство России с самого начала сделало
на него большую ставку. Были созданы относительно
благоприятные условия для роста малого
бизнеса. Закон о предприятиях и предпринимательской
деятельности появился еще в конце 1990г.
Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа
малых предприятий, и уже в 1995г в стране
действовало 896.9 тыс. таких предприятий.
Жилищная реформа предполагала
переход на новую систему оплаты содержания
государственного и муниципального жилищных
фондов, дальнейшее развитие приватизации
в жилищной сфере, внедрение внебюджетных
форм инвестирования жилищного строительства;
предоставление гражданам, нуждающимся
в улучшении жилищных условий, компенсаций
(субсидий) на строительство; использование
жилищных облигаций для привлечения средств
населения в эту сферу.
Своеобразной чертой под эпохой
экономических преобразований стала объявленная
Правительством и Центральным Банком
Российской Федерации деноминация рубля
в 1998г, которая была призвана стать одним
из элементов стабилизации экономики.
Реформа, начало которой пришлось
на первый день 1998г, не предполагала ни
конфискации в каком бы то ни было виде,
ни ограничений, ни собственно обмена
наличных “старых" денег, оказавшихся
в домашнем кошельке или в кассе предприятия.
Они по-прежнему должны были выполнять
свою функцию и участвовать в обороте.
Пенсионная реформа предполагала
изменение форм пенсионного обеспечения,
более тесную увязку уровня пенсионного
обеспечения различных категорий пенсионеров
с их вкладом в финансирование пенсионной
системы. Пенсионный фонд приступил к
созданию системы персонифицированного
учета страховых взносов, которая стала
служить основой реформированной пенсионной
системы страны. С 1 января 1997г вступил
в силу Федеральный закон "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
Он устанавливает правовую основу и принципы
организации индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о гражданах, на которых
распространяется действие законодательства
Российской Федерации о государственном
пенсионном обеспечении (в части трудовых
пенсий).
Проводимая Правительством
России социальная политика непосредственно
связана с решением жилищной проблемы.
Среди мер, направленных на
улучшение экономического положения страны,
особое значение приобретает преодоление
бюджетного кризиса. Однако этого недостаточно.
Существуют две основные причины, в силу
которых дальнейшее улучшение макроэкономической
ситуации может не сказаться или недостаточно
сказаться на росте производства: непосильное
для законопослушного товаропроизводителя
налоговое бремя, лишающее его возможности
пополнять оборотные средства и осуществлять
инвестиции; и платежный кризис.
Сокращение налогового пресса
выдвигается в ранг первейшей задачи экономической
политики. Требуется радикальная налоговая
реформа, принципиально упрощающая систему
налогообложения и уменьшающая непомерно
высокие налоговые ставки. Центральной
проблемой преодоления бюджетного кризиса
является сокращение расходов государственного
бюджета. Но вместе с тем общепризнанно,
что резервов для дальнейшего прямого
“урезания" отдельных статей бюджетных
расходов практически не осталось. Путь
принципиального сокращения государственных
расходов состоит в комплексном реформировании,
реструктурировании всей бюджетной сферы
и связанных с нею отраслей с тем, чтобы
реально сократить ее потребность в средствах
без ущерба для выполнения ее функций
по обслуживанию нужд общества.
Реформирование бюджетной сферы
предполагает:
военную реформу - сокращение
армии и расходов на оборону, лучшее техническое
обеспечение ограниченного, но достаточно
и хорошо обученного контингента войск,
переводимых на профессиональную основу;
жилищно-коммунальную реформу;
реформу социальной сферы (пенсионного
обеспечения, образования, здравоохранения),
предполагающую более активное развитие
негосударственной системы предоставления
социальных услуг сочетании с адресной поддержкой малоимущих;
аграрную реформу, направленную
на решение проблемы частной собственности
на землю и залога земли. Реализация роли
государства в рыночной экономике и успех
осуществления реформ определяются в
существенной мере уровнем квалификации
и организации деятельности государственного
аппарата. Послереформенный период характеризовался неоправданным раздуванием этого аппарата. С 1992 по 1995г его численность увеличилась почти на одну треть и превысила 2 млн. чел. Рационализация государственных структур управления и дальнейшее сокращение численности аппарата являются, кроме улучшения самой организации управленческого процесса, еще и источником определенной экономии бюджетных средств.
Важно, что осуществление крайне
сложного нового этапа реформ стало центральным
направлением практической деятельности
государства. Основы программы этой деятельности
четко изложены в Послании Президента
РФ Федеральному Собранию.
1.2 Трансформационный спад
После "шоковой терапии"
1992 г. Россия вступила в 1993 г. с сокращением
ВВП на 19%, с уменьшением инвестиционной
активности почти вдвое обострением кризиса
взаимных неплатежей предприятий, с ощутимым
падением жизненного уровня большинства
граждан и инфляцией свыше 25% в месяц. Главной
задачей экономической политики правительства
во главе которого стал В. Черномырдин,
была провозглашена финансовая стабилизация.
Осуществление стабилизационной программы
натолкнулось на упорное противодействие
Верховного Совета России. Затяжной конфликт
исполнительной и законодательной ветвей
власти вылился в насильственную ликвидацию
второй в начале октября 1993 г. и поражение
сторонников первой на выборах в новый
орган власти - Государственную Думу -
в декабре 1993 г. Новая расстановка политических
сил вынудила правительство лавировать,
отступать от жесткого курса борьбы с
инфляцией и с дефицитом бюджета. С середины
лета 1994 г. начался переход, накопившегося
инфляционного потенциала в открытую
форму, 11 декабря 1994 г. произошло обвальное
падение курса рубля по отношению к доллару. 3
Летом 1994 г. завершилась чековая
(ваучерная) приватизация. Приватизационный
процесс стал решающим этапом реформирования
отношений собственности и образования
современной российской экономической
элиты. В частную собственность перешло
около 85 тыс. малых предприятий торговли
и сфер обслуживания, было акционировано
свыше 20 тыс. средних и крупных промышленных
предприятий.
Приватизация способствовала
криминализации всей совокупности экономических
отношений. В то же время резко возросла
имущественная дифференциация. Душевой
доход 10% наиболее богатых превысил аналогичный
доход 10% наименее обеспеченных.
Падение ВВП за 5 лет составило
около 40% промышленного производства -
более половины, потребления - около 15%.
Троекратное повышение уровня спада производства
над уровнем снижения потребления покрывалось
за счет свертывания инвестиций, оборонных
и других расходов, а также потребительского
импорта.
Либерализация внешнеэкономических
связей России привела к выдвижению стран
Запада на первое место во внешнеторговом
обороте стране. Интеграция России в мировой
рынок подтянула общероссийские цены
к мировым, что из-за технологической отсталости
вело к неконкурентоспособности целых
отраслей. Для перехода от спада к стабилизации
требовалось подтянуть внутренний сектор
экономики к экспортному, шагом в этом
направлении стало введение летом 1995 г.
"валютного" коридора" (4300-4900 рублей
за 1 доллар), сдерживающего экспортеров.
Но для укрепления стабилизации и перехода
к экономическому оживлению необходимо
решить задачу возобновления инвестиционного
процесса в России.
В 1990-е гг. повышение эффективности
функционирования российской экономики
попытались связать с отказом от государственного
планирования. Отсутствие структурирующего
индивидуальные экономические взаимодействия
общенационального плана повлекло за
собой существенное понижение эффективности
координации планов, что проявилось в
чрезвычайно низкой контрактной дисциплине,
недобросовестной конкуренции, низкой
степени защиты прав собственности и т.п.
Осуществленный в это время переход России
к одноуровневой форме планирования можно
квалифицировать в некоторой степени
как деградацию в рамках управленческого
аспекта функционирования российской
экономики. 4
Заключение
В заключении хотела бы сказать,
что Распад СССР не только повлиял на развитие
экономики в России, но и изменил положение
страны на международной арене, её политические
и экономические связи с внешним миром.
Реформы 90-х годов оказали глобальное
воздействие на жизнь российского общества.
В результате радикальных преобразований
резко повысился уровень преступности,
выросла безработица, высокая смертность
населения, низкий уровень рождаемости,
а так же уровень реальных доходов.
Список используемой литературы
1.) Гайдар Е.Т. Экономика
переходного периода/ Е.Т. Гайдар. - М.:
Изд-во: Дело, 2008. - 832с.
2.) Заславская Т.М. Социетальная
трансформация российского общества.
Деятельностно-структурная концепция/
Т.И. Заславская. - М.: Изд-во: Дело, 2002. - 557с.
3.) Красникова Е.В. Экономика
переходного периода/ Е.В. - М.: Изд-во:
Омега, 2005. - 296с.
4.) Любимцева С.В. Трансформация
экономических систем: направления, тенденции,
перспективы/С. В Любимцева. - М, 2004. - 38с.
5.) Маркова А. Н Всемирная
история/ А.Н. Маркова, Г.Б. Поляк. - М.: Культура
и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 252с.
6.) Самохин Ю.М. Экономическая
история России: учебное пособие/
Ю.М. Самохин. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 405с.
7.) Тимошина Т. М Экономическая
история России/Т. М Тимошина. - М.:
Юстицинформ, 2007. - 416с.
8.) Яблонских Е. К История
экономики России XX века (1917-2000г.) /Е.К. Яблонских.
- М.: МГТУ "Станкин", 2004. - 147с.
9.) Вольчик В.В. Экономические
реформы 90-х годов XX века: между либерализмом
и интервенционализмом [электронный ресурс]
/В.В. Вольчик. - Электрон. ст. - [Россия],
2001, - URL: http://libertarium.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - (Дата обращения: 1.11.10).
10.) Кара-Мурза С. Реформы
90-х годов подрезали устои инновационной
системы [электронный ресурс] /С. Кара-Марза.
- Электрон. ст. - [Россия], 2001, - URL: http://news.
km.ru/reformy_90-x_godov_podrezali_ust.ru, свободный. - Загл.
с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 14.11.10).
11.) Киселева Е.И. Социально-экономические
трансформации в России [электронный
ресурс] / Е.И. Киселева. - Электрон. ст. -
[Россия], 2001. - URL: http://ecsocman.edu.ru, свободный.
- Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения:
27.10.10).
12.) Киселев М.А. Реформы 90-х
годов в России [электронный ресурс]
/ М.А. Киселев. - Электрон. ст. - [Россия],
2008. - URL: http://prikladnayainformatika.ru/econ/267, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - (Дата обращения: 14.11.10).
13.) Подберезкин А.И. Интеграция
России в мировую экономику [электронный
ресурс] / А.И. Подберезкин. - Электрон. ст.
- [Россия], 2007. - URL: http://www.nasledie.ru/fin/6_14/article. php? art=21, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - (Дата обращения: 13.11.10).
14.) Тепляков А.И. Трансформация
российской экономической системы:
адекватные формы макроэкономического
планирования [электронный ресурс]
/А.И. Тепляков. - Электрон. ст. - [Россия],
2010, - URL: http://www/kapital-rus.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - (Дата обращения: 27.10.10).
15.) Феномен отложенного
экономического роста в 90-х [электронный
ресурс]. - Электрон. ст. - [Россия], 2009, - URL: http://protown.ru/information/hide/3074.html, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - (Дата обращения: 27.10.10).
Размещено на Allbest.ru
1
Маркова А.Н Всемирная история/ А.Н.Маркова,
Г.Б. Поляк. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,
2000.
2
Тепляков А.И. Трансформация российской
экономической системы: адекватные формы
макроэкономического планирования [экономический
ресурс] /А.И. Тепляков.- Электрон. Ст.-[Россия],
2010,- URL:http://www/kapital-rus.ru, свободный.
- Загл. с экрана.- Яз. рус.-(Дата обращения:
27.10.10).
3
Самохин Ю.М. Экономическая история России:
учебное пособие / Ю.М. Самохин. - М.: ГУ ВШЭ,
2001.- 405с.