Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей государственного регулирования банковского сеткора России и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные показатели развития банковского сектора России.
2. Проанализировать развитие банковского сектора Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса.
Введение
1. Теоретические основы экономического анализа правового регулирования банковского сектора
1.1. Система законодательства, регулирующая банковский сектор
1.2. Банковский сектор как экономическая и правовая категория
2. Экономический анализ эффективности правового регулирования банковского сектора
2.1. Российская банковская система в условиях финансового кризиса
2.2. Экономический анализ нормативных актов, направленных на поддержку банковской системы Российской Федерации
2.3. Анализ правового регулирования антикризисных мер в банковском секторе
3. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования банковского сектора в условиях кризиса
3.1. Меры
3.2. Конкретное проработанное предложение
Заключение
Список использованной литературы
- сопоставление итогов
- обобщение результатов анализа
и подготовку рекомендаций для
принятия управленческих
Действительно, чтобы дать оценку финансового состояния коммерческого банка и определить перспективы его развития, необходимо проанализировать не только баланс и другие отчетные материалы самого банка, но и охарактеризовать экономическое положение его клиентов (кредиторов и заемщиков), оценить конкурентов, провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка и т.д.
В зависимости от целей и статуса тех, кто пользуется результатами исследований, анализ банка делится на внешний и внутренний.
Характеристика параметров
и особенностей видов
Таблица 3
Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего анализа влияния на банковский сектор со стороны законодательства
Параметры и признаки анализа |
Характеристика особенностей | |
Внутреннего анализа |
Внешнего анализа | |
Предмет анализа |
Финансово-экономические процессы, их факторы и результаты |
Итоги финансово-экономических процессов |
Объекты анализа |
Финансовые результаты, рентабельность и финансовое состояние банка, экономическая эффективность управления |
Показатели финансовых результатов, рентабельности и финансового состояния банка |
Субъекты анализа |
Большинство банковских специалистов, менеджеры разных уровней и видов управления, аналитики, внутренние аудиторы и контролеры, руководство банка, привлекаемые аудиторы и консультанты коммерческих банков РФ |
Аутсайдеры банка, органы надзора (Правительство РФ, Банк России), собственники |
Степень регламентации |
Решения органов управления банка (указания Банка) |
Международные и национальные стандарты (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития) |
Объем используемой информации |
Вся система информации о деятельности коммерческих банков и об окружающей его среде |
В рамках действующей финансовой отчетности |
Качество получаемой в результате анализа информации |
Носит в значительной степени вероятностный и субъективный характер |
Более объективно, так как анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации по уже проведенным операциям |
Способы отражения информации |
Любые |
На основе общепринятых принципов и стандартов учета |
Виды анализа в зависимости от того, к какому времени относится используемая при его проведении информация |
Текущий, ретроспективный, перспективный анализ |
Ретроспективный анализ |
Единицы измерения |
Любые |
Денежные, безразмерные |
Регулярность проведения |
Любая |
Установленная нормативными актами |
Степень ответственности |
Административная (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) |
Административная |
В нашей стране далеко не вся информация подобного рода применяется для оценки финансового состояния банка. В большинстве случаев анализ финансового положения банка строится на отчетных (чаще балансовых) данных кредитной организации.
Информацию, необходимую для проведения анализа, можно классифицировать следующим образом:
- финансовая отчетность: баланс по счетам второго порядка, общая финансовая отчетность, оборотная ведомость, расчет обязательных нормативов, другие формы финансовой отчетности;
- учредительные и финансовые документы: учредительный договор, устав банка, список акционеров (пайщиков) банка, лицензия, аудиторское заключение, годовые отчеты, балансы;
- информация в средства
- информация, полученная у третьей стороны: заключение специализированных агентств, мнение знакомых специалистов, отзывы клиентов банка.
Структура информационного поля для экономического анализа представлена на рисунке 48.
Рисунок 4. Источники информации для проведения экономического анализа правового регулирования банковского сектора
Нормативные акты, направленные на поддержку банковской системы Российской Федерации (приложение Г).
2.3. Анализ правового
регулирования антикризисных
Российское правительство с августа 2008 года по март 2009 года предприняло ряд важных шагов для поддержки российской банковской системы (таблица 4).
Таблица 4
Расходы на поддержание ликвидности российского банковского сектора, 2008-2009 годы (млрд. руб.)
Источники |
Формы поддержки |
Сумма | |
план |
факт | ||
Министерство финансов |
- аукционы - размещение средств ФНБ в акции и облигации - размещение средств |
1514 175 330 |
1172 90 330 |
Центральный банк РФ |
- снижение Фонда обязательных резервов - кредитование необеспеченное, до года - кредитование обеспеченное, до года - РЕПО, ежедневно - прочее рефинансирование (овернайт,
ломбардное кредитование и пр.)
- субординированный кредит |
380 3500 1500 до 700 нет ограни-чений 1000 |
380 1768 732 до 300 289
500 |
ВЭБ |
- рефинансирование внешнего - субординированные кредиты (до 2020 года) (а) ВТБ и Россельхозбанк (б) прочие банки |
1350 480 255 225 |
150,7 258 225 33 |
ГК «Агентство по страхованию вкладов» |
- санация банков - взнос в ГК «АСВ» |
231,5 200 |
114,5 200 |
ОАО «АИЖК» |
- выкуп ипотечных кредитов - поддержка рынка ипотеки - взнос в уставный капитал АИЖК |
60 200 60 |
26 0 0 |
Госкомпании |
- Фонд содействия - ГК «Роснано» - ГК «Олимпстрой» |
240 130 70 |
202 0 0 |
Прямые вложения |
- Россельхозбанк -ВЭБ (2008 год) - ВЭБ (февраль 2009 года) - ВЭБ (2009 год) -ВТБ |
75 75 100 130 200 |
75 75 0 0 0 |
Гарантии - общая сумма затрат - в % к ВВП |
- 298 банков с генеральными |
300 13220,5
31,7 |
0 6920,2
16,6 |
ВВП (2008 год) |
41668 |
Источник: Ведомости. 2008. 15 декабря; 2009. 17 февраля; Коммерсант. 2009. 4 февраля; Российская бизнес-газета. 2009. 31 марта; Российская газета. 2009. 10 февраля.
Правительству РФ и Банку России в целом удалось предотвратить распространение «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить:
- укрепление ресурсной базы банков, насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью;
- увеличение капиталов
- увеличение до 700 тысяч рублей
государственной гарантии
- решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию, включая продажу банков-банкротов по символической цене;
- проведение «плановой» девальва
- ослабление пруденциальных
- смягчение требований к
- усиление защиты законных прав кредиторов, включая возможность обращения взыскания по просроченной кредитной задолженности на заложенное имущество в досудебном порядке.
Благодаря экспертным мерам удалось предотвратить крах национальной банковской системы и неконтролируемый рост неплатежей. В то же время реализованный в 2008 году пакет антикризисных мер был в определенной степени непоследовательным.
1. Поступление дополнительной
2. Стремление Банка России
3. Правительство РФ и Банк
России целенаправленно
4. Расширение государственных
5. Временное смягчение
6. Смягчение Банком России
Антикризисные меры правительства РФ и Банка России, осуществленные в конце 2008 – начале 2009 года, формально соответствовали схемам, применявшимся в других странах в условиях банковских кризисов, но по форме реализации и приоритетам значительно от них отличались. Специалисты выделяют несколько принципиальных ошибок антикризисного регулирования, характерных для первой фазы банковского кризиса: 1) неверная диагностика масштабов и глубины кризиса; 2) попытка решить все проблемы предоставлением дополнительной ликвидности; 3) отсутствие приоритетов экономической политики; 4) растянутая во времени девальвация рубля; 5) непрозрачность расходования выделяемых антикризисных ассигнований12.
Именно в силу специфики механизмов реализации антикризисных мер они могут приблизить возможное наступление второй волны кризиса. В настоящее время высокая ликвидность банковского сектора, которую старается поддерживать Банк России, создает внешнее впечатление стабильности в отрасли. Однако это маскирует накапливаемые в банковской системе серьезные риски.
3. Рекомендации по
3.1. Меры
Для совершенствования правового регулирования банковского сектора России в целом необходимо совершенствовать банковский сектор на региональном уровне. Для формирования и развития регионального банковского сектора необходимы значительные денежные средства. В рамках программы антикризисных мер российского правительства и Банка России их запланировано недостаточно. Чтобы банковский сектор действительно стал источником финансирования развития региональной экономики, необходимо принять следующие меры.
1. Снять ограничения, установленные в Бюджетном кодексе РФ (а также в Налоговом кодексе РФ) на выпуск субъектами Федерации собственных облигаций: а) долгосрочных целевых облигаций для рефинансирования капиталов региональных банков развития или региональных союзов кредитной кооперации; б) «казначейских» облигаций для предотвращения роста платежей, которые можно использовать как для финансирования бюджетных расходов, так и для взаимозачетов и расчетов между предприятиями; в) инфраструктурных облигаций для финансирования целевых расходов, в том числе для финансирования инновационных проектов; г) «налоговых» облигаций, предоставляющих инвесторам налоговые льготы при уплате местных налогов; д) долгосрочных сберегательных облигаций для населения, которыми можно было бы оплачивать те или иные обязательства, например обучение детей в вузе или пребывание в стационаре муниципальных учреждений.
Информация о работе Экономический анализ правового регулирования банковского сектора