Экономический и социальный совет ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

История создания международной организации.
Состав: какие государства, и с какого времени.
Основной вид деятельности организации.
Основные источники и документы организации.
Полномочия организации (чем занимаются).
Связь с РФ.
Ваше мнение: есть ли, будущее этой организации (положительные и отрицательные стороны организации)

Вложенные файлы: 1 файл

международное экономическое право.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. История создания международной организации.
  2. Состав: какие государства, и с какого времени.
  3. Основной вид деятельности организации.
  4. Основные источники и документы организации.
  5. Полномочия организации (чем занимаются).
  6. Связь с РФ.
  7. Ваше мнение: есть ли, будущее этой организации (положительные и отрицательные стороны организации)

В научной  литературе существуют разногласия  о том, кто из союзников и в  каком документе первым предложил  создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта  и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские  исследователи вполне обоснованно  ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр  Соединенного Королевства Великобритания Уинстон Черчилль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как  в войне, так и в мире". Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической  хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре - октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации.25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется "Днем ООН".

Важным  этапом на пути создания ООН стала  конференция союзных держав в  Москве в 1943 году.  В декларации от 30 октября 1943 года было подписано соглашение между представителями СССР, США, Великобритании и Китая, что "они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые".

Особенностями этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы  мира, безопасности, и предельно  широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны  прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшим этапом в создание ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций.24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств, в вопросах экономического и социального развития. Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что "организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации".

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств - членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное  предложение встретило отпор  ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями  в сфере экономики была различной  и наиболее полно выразилась в  позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических  отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений  входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания  выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо с принципами рыночного  либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения  вмешательства во внутренние экономические  связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции, ООН в  социально-экономической сфере у  государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой  компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности  ее полномочий сфере межгосударственного  социально-экономического развития. В  конечном итоге после использования  дипломатических мер было принято  компромиссное решение о наделении, ООН функцией координации межгосударственного  социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены  на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей  сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло  ООН стать серьезным центром  сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры  самой ООН для этих процессов  оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала  координационным центром. В эту  систему вошли существующие и  вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт  Лиги Наций в этом вопросе был  учтен в Уставе ООН, который в  ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают  связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

ЭКОСОС ООН создан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях.

(англ. Economic and Social Council of UN - ECOSOC) - один из шести главных органов Организации Объединенных Наций (ООН).

Состоит из представителей государств - членов ООН. В состав ЭКОСОС (с 1973 г.) входит 54 государства — членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 3 года таким образом, чтобы ежегодно переизбиралась 1/3 членов Совета. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС:

14 членов  от государств Африки, 11 - Азии и Океании, 10 - Лат. Америки и Карибского бассейна, 13 - Зап. Европы и США и 6 - Вост. Европы.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера в случае и по мере необходимости

 

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в  подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим  и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Основные  задачи Экономического и Социального  Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация  Объединенных Наций содействует  повышению уровня жизни, полной занятости  населения, экономическому и социальному  прогрессу, разрешению международных  проблем в экономической и  социальной областях, а также в  сфере здравоохранения, культуры и  образования; всеобщему уважению и  соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

ЭКОСОС является одним из шести основных органов  ООН, статус которого определен главой X Устава ООН.

В его обязанности  входит организация исследований и  подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому Перечню  международных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих»  вопросов. Совет готовит проекты  конвенций для представления  Генеральной Ассамблее ООН, может  созывать международные конференции  по этим вопросам. Являясь основным координирующим органом в указанной  области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации, привлекая в  этих целях неправительственные  организации, специализирующиеся и  заинтересованные в рассматриваемой  проблематике. Его полномочия дают возможность предоставить консультативный  статус тем из них, в сотрудничестве с которыми он заинтересован. И этим правом совет широко пользуется.

О важности ЭКОСОС в системе органов ООН  свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также  личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные  вопросы ЭКОСОС:

-состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

-состояние международной торговли;

-проблемы охраны окружающей среды;

-экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

-разные аспекты продовольственной проблемы;

-проблемы социально-экономической статистики;

-проблемы народонаселения;

-проблемы природных ресурсов;

-проблемы населенных пунктов;

-проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов;

-роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

-региональное сотрудничество;

-составление программных социально-экономических документов;

-разработка международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и др.

Место ЭКОСОС в системе органов ООН иллюстрируется, например, тем, что именно он принял решение в начале 70-х годов  об исследовании деятельности ТНК, что  стало началом нового направления  его экономической деятельности, приведшей к тому, что в структуре  ООН появилась специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение  в Секретариате ООН по этому вопросу  – Центр ООН по ТНК.

Значительно обогатились функции ЭКОСОС после  принятия Генеральной Ассамблеей ООН  Декларации и Программы действий по новому международному экономическому порядку в 1974 г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизации международных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС, его органов и организаций. Совету поручено разрабатывать многие важные документы, в которых исследуются экономические тенденции. В частности, разрабатываются и выдвигаются достаточно конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы, о программе «срочных мер» в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса, о путях ликвидации их задолженности Западу, о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом. Не случайно в рамках диалога «Север-Юг» западные страны сочли необходимым пойти по этому вопросу на определенные уступки. Здесь роль совета значительна.

С начала 90-х  годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР – новым  государствам СНГ, Балтии, отдельным  новым государствам, издавать исследования по их проблематике.

Вспомогательные органы ЭКОСОС

В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные  межправительственные постоянные и  функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комитет  по неправительственным организациям и др. Они объединены под общим  названием «вспомогательные органы ЭКОСОС». Совет координирует также  деятельность таких межправительственных органов, как Комитет по науке  и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет, Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии. Помимо них в  системе ЭКОСОС создано множество  экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе. Все эти органы готовят доклады и разрабатывают рекомендации для представления в Совет и Генеральную Ассамблею ООН.

 ЭКОСОС (Экономический  и социальный совет ООН) наделен  следующими функциями и полномочиями:

Информация о работе Экономический и социальный совет ООН