Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:02, курсовая работа
Рассматривая этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы. В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством, т.к. в каждом отраслевом министерстве значительную долю занимали смежные обслуживающие отрасли.
Введение
Глава 1. Схема функционирования экономики региона
1.1. Динамика населения
1.2. Динамика производства и инвестиций
1.3. Динамика и структура промышленного производства
Глава 2. Инвестиции в основной капитал
2.1. Занятость населения
2.2. Динамика доходов и уровень жизни
2.3. Внешнеэкономическая деятельность
2.4. Дифференциация по уровню экономического развития
Заключение
Список использованной литературы
Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион».
Содержание
Введение
Глава 1. Схема функционирования экономики региона
1.1. Динамика населения
1.2. Динамика производства и инвестиций
1.3. Динамика и структура промышленного производства
Глава 2. Инвестиции в основной капитал
2.1. Занятость населения
2.2. Динамика доходов и уровень жизни
2.3. Внешнеэкономическая деятельность
2.4. Дифференциация
по уровню экономического
Заключение
Список использованной литературы
Рассматривая этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы.
Глава 1. Схема функционирования экономики региона.
В дореформенный период основным звеном
организации производства была отрасль.
За обеспечение народного
Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. Нормальный рынок невозможен без многообразных форм собственности, конкуренции, новых экономических структур и форм предпринимательства. Чтобы рыночная экономика начала эффективно функционировать, в каждом регионе должна быть создана критическая масса активных рыночных субъектов - частных, кооперативных, акционерных, совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%). Вместе с тем наличие государственной собственности необходимо прежде всего в сферах, связанных с воспроизводством национального богатства страны, с укреплением обороноспособности, с бесперебойной работой транспорта, энергетики и др. отраслей, обеспечивающих жизнеспособность народного хозяйства.
К государственной федеральной
собственности в регионе
-составляющие основу
- необходимые для обеспечения
функционирования федеральных
-оборонного производства.
- отраслей, обеспечивающих
Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня.
Роль госпредприятий существенно
различается в различных
Собственность субъектов - тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании.
Муниципальная собственность - тоже государственная, но находящаяся в оперативном управлении местной администрации. Пром. предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения.
Негосударственная
Частная собственность. Малые и средние предприятия, акционерные общества. Акционерная форма открывает возможности взаимодействия негосударственных предприятий и местных администраций.
Собственность иностранных и совместных предприятий. В отдельных регионах России создаются зоны совместного предпринимательства. Для каждой создаются льготы для привлечения иностранного капитала.
Отраслевой принцип управления экономикой, слабая увязка отраслевого и территориального управления привели к тому, что главные экономические пропорции развития в рамках теории расширенного воспроизводства исследовались с позиций народохозяйственного уровня (либо по республикам) Региональный воспроизводственный процесс практически не был предметом исследования и его отличительные особенности не учитывались.
Управление на региональном уровне сводилось к разработке комплексного плана соц.-эк. развития, как бы миникопию нархозплана, а точнее набор разрозненных решений, принимаемых различными структурами системы управления, часто несбалансированные между собой. Результаты исследований не воспринимались экономической практикой(именно это характерно для рекомендаций по комплексному развитию регионов), т.к. по законам централизованного управления экономикой власть была сосредоточена в руках отраслевых министерств по сути являвшихся гос.монополиями с вертикальным управлением. (комплексный, но не скоординированный).
Госстатистика также ориентирована на потребности отраслевого планирования и не отражала параметры регионального процесса воспроизводства и его эффективность. В 60-е годы началась разработка межотраслевых балансов производства и распределения продукции регионов.
Разработка межотраслевых
Чтобы говорить о схеме функционирования экономики региона, необходимо представлять, какими показателями она измеряется и какими методами рассчитывается.
Обобщающие показатели
Совокупный общественный продукт (общий объем производства мат благ и услуг в отраслях мат. Производства, его отраслевая и стоимостная структура).
Чистая продукция региона - вновь
созданная стоимость. Основная характеристика
измерения эффективности рег.
Использованный национальный доход (доля региона в потреблении.)
Конечная продукция региона - часть
совокупного общественного
Необходимый и прибавочный продукт. Зарплата и выплаты типа зарплаты. Прибавочный - прибыль, налог на добавленную стоимость и различные платежи за исп.ресурсы.
Показатели эффективности. Частные - материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость - удельные затраты на производство единицы продукции.
Но в условиях перехода к новой системе управления, когда ответственность за создание условий жизнедеятельности ложится на региональные органы власти появились новые подходы к определению эффективности. Соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами. Этот показатель хорош, когда ответственность региональных органов власти сочетается с конкретными полномочиями и возможностями реализации своих функций.
Функции управления региональных органов власти - создание сбалансированной пропорциональной системы, т.е. процесс управления развитием региона есть формирование региональных пропорций.
Можно выделить 6 групп пропорций ( в зависимости от характера взаимосвязей между элементами воспроизводственного процесса).
общеэкономические пропорции (фонд накопления и фонд потребления, производственной и непроизводственной сферой, произв. и непроизв. капвложениями, затраты и результаты обществ труда). Рег. органы не могут непосредственно управлять процессом их формирования, но на основе прогноза могут предупреждать появление диспропорций.
структурные пропорции (районообразующие и вспомогательные отрасли, добывающие и перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство и переработка, потребность в транспорте и развитие транспорта).
социально-экономические
экономико-демографические
экономико-экологические
финансово-экономические
Фин.экономическим пропорциям принадлежит решающая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспроизводственный процесс. Рег. пропорции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Установление прямых и косвенных связей между ними и механизма их проявления и составляет основу управления регионом.
Управление фин. ресурсами включает:
Разработку регионального
Бюджет - форма образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (определено бюджетным кодексом РФ, главы 8 и 9) различают
Налоговые доходы, неналоговые доходы
Налоги бывают трех уровней Федеральные,
региональные, местные. Региональные -
налог на имущество предприятий,
лесной налог, плата за воду, сбор на
нужды образовательных
Расходы бюджетов (раздел Ш, гл.10, 11)
Главные составные части расходов бюджетов - текущие и капитальные. Статьей 69 определены формы расходов бюджетов. Они бывают в виде различных ассигнований, трансфертов населению, субвенций и субсидий, инвестиций, ссуд, дотаций и кредитов. (рассмотреть на семинаре). Литература Бюждетный кодекс, Маршалова А.С. Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства Экономика 98 г. , гл. 8.3, 8.4.
Региональный бюджет - становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства региона. Доходная часть находится в прямой зависимости от эффективности хоз.деятельности в регионе.
(В качестве ремарки - в мировой
практике затраты на
Но собственные бюджетные
В доходной части - пять основных групп источников, различающихся механизмом образования
доходы, образующие местный бюджет (нормативы регулируются государством - федеральный уровень);
рентные платежи за используемые природные ресурсы;
поступления из вышестоящих бюджетов,
определяемые долей региона в
использовании средств, связанных
с реализацией функций
внебюджетные средства как результат вторичного распределения доходов предпринимателей и населения, образуемые на добровольной основе;
заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.
Можно сделать и другую классификацию доходной части баланса: - собственные средства, заемные средства и средства из других бюджетов.
платежи из прибыли предприятий и организаций, налоги с населения,
долгосрочные и краткосрочные кредиты
средства при
Расходная часть финансового баланса охватывает затраты, связанные с расширенным воспроизводством, с финансированием социальной сферы и с обеспечением участия в формировании финансовой базы других государственных экономических структур (вышестоящих бюджетов)
И ряд других функций финансовой системы региона- мобилизация свободных ресурсов, контороль за соблюдением пропорций и др.
Информация о работе Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»