Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая этот вопрос мы постоянно будем обращаться как бы к недавней истории, как было организовано управление и функционирование региональной экономики в недавнем прошлом, в дореформенной России, что происходит сейчас и что нужно для эффективного функционирования системы. В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством, т.к. в каждом отраслевом министерстве значительную долю занимали смежные обслуживающие отрасли.

Содержание

Введение
Глава 1. Схема функционирования экономики региона
1.1. Динамика населения
1.2. Динамика производства и инвестиций
1.3. Динамика и структура промышленного производства
Глава 2. Инвестиции в основной капитал
2.1. Занятость населения
2.2. Динамика доходов и уровень жизни
2.3. Внешнеэкономическая деятельность
2.4. Дифференциация по уровню экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический механизм региона, экономические отношения центр-регион.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

Какие реальные первоочередные задачи должны быть решены?

уменьшение доли населения с  денежными доходами ниже прожиточного минимума. В 97 году в целом по Россия их доля составляла 20,8%. Эта задача охватывает 40% населения в 11 субъектах (общая  численность населения в них - 11,5 млн.человек или 30 % населения с общей численностью 25,6 млн.чел (21 субъект). Значит при установленном пределе 40% необходимо перевести из зоны бедности 1,1 млн.человек, а при пределе 30% - 3,0 млн.чел. Одновременно необходимо решать две задачи: рост экономической активности, увеличивающей занятость , а значит доходы населения;

увеличение социальных трансфертов  из федерального бюджета (пенсии, пособия, минимальная зар.плата Преодоление дезинтеграционных тенденций).

При анализе интеграционно-дезинтеграционных процессов необходимо различать влияние внешних экономических связей и факторов и действующих внутри российского пространства.

Внешние факторы дезинтеграции.

Рост объемов экспорта и импорта  происходил на фоне спада промышленного  производства. Импорт при этом активно  вытесняет с внутреннего рынка  отечественных товаропроизводителей. Этому способствовало снижение таможенных тарифов и отмена большинства  нетарифных ограничений на импорт.

В российском экспорте преобладает  продукция начальных производственных стадий, а в импорте потребительские  товары, значит внешняя торговля мало затрагивает внутренние межотраслевые производственные связи, а следовательно подавляет межрегиональные связи.

Полная либерализация внешней  торговли (и соответственно выравнивание внутренних и мировых цен) многократно  уменьшает межрегиональную торговлю. Умеренное тарифное регулирование  внешней торговли оказывает положительное  влияние на интенсивность межрегиональных  связей и структуру производства во всех макрорегионах. При этом оказывается  целесообразность введения как импортных  пошлин, так экспортных пошлин, которые  были восстановлены совсем недавно.

Цены равновесия внутреннего рынка  на экспортируемые товары, для которых  вводятся экспортные тарифы, оказываются  ниже мировых. Внутренние цены на импортируемые товары, для которых вводятся импортные тарифы, - выше мировых цен.

Расчеты влияния межрегиональных  и международных экономических  связей на показатели развития регионов показывают, что при режиме свободной (полностью либерализованной внешней торговли вклад ее составляет в среднем 71%, а вклад межрегиональных связей - только 15%. Большинство отрасле й при этом резко сокращаент свое производство (кроме добывающих), отечественная продукция замещается импортом, следовательно снижается занятость.

Умеренное тарифное регулирование  внешней торговли повышает межрегиональные  связи и вклад их в конечное потребление увеличивается в  среднем до 49%, а вклад внешней  торговли снижается до 36%.

Достигается главная тактическая  задача этапа адаптации к условиям мирового рынка - защита отечественных  производителей и межрегиональной  торговли.

Внутренние факторы дезинтеграции.

Значительное сокращение межрегиональных  торгово-экономических связей является важнейшим проявлением пространственной дезинтеграции российской экономики.

Наиболее негативное влияние на этот процесс оказал опережающий  рост транспортных тарифов по сравнению  с ценами на перевозимую продукцию. ЖД тарифы выросли в 22тыс. раз (97 к 90), автомобильные в 12 тыс. раз, на морском  транспорте в 11,5 тыс. раз, а цены на продукцию  промышленности в 9 тыс. раз. Объемы работы транспорта сократились более значительно, чем объемы производства.

Однако есть и позитивное в сокращении межрегионального обмена, так многие связи были нерациональны (кооперированные  поставки между предприятиями одного министерства , удаленными друг от друга), уменьшилась зависимость потребителей от предприятий монополистов.

Но здоровой, эффективной межрегиональной  интеграции мешают: бурное и при  этом хаотичное развитие финансового  рынка. Такое его развитие деформирует  экономическое пространство. Концентрация финансового капитала в Москве (80% фин.активов) и небольшом числе крупных центров оттягивает финансовые ресурсы из реального сектора регионов России.

Существующая денежно-фин. система. Величина просроченных неплатежей поставщикам  превышает годовой объем ВВП. Тов. Денежные отношения заменяются бартерными сделками.

Длительные сроки межбанковского движения денег,, неисполнение бюджетов как федерального так и местных и по поступлениям и по расходной части.

Недостаточная территориальная мобильность  трудовых ресурсов из-за неразвитости рынка дешевого жилья препятствует рассасыванию структурной безработицы  и увеличивает общую незанятость.

Льготная дезинтеграция. Использование  экономических рычагов для достижения политических целей в предвыборных кампаниях. Отдельные регионы получали различные экономические льготы (налоговые, кредитные, внешнеторговые и т.д.)

Многочисленные расхождения между  федеральными и региональными законами и нормативными актами. (результат незавершенности процесса распределения компетенции между центром и регионами).

По данным Минюста только за два  года 96-97, на местах было принято примерно 20 тыс. правовых актов не соответствующих  Конституции РФ и федеральным  законам. Главная подоплека правовых коллизий - столкновение интересов  при распределении финансовых ресурсов. Есть случаи закрепления вопросов финансового, валютного и таможенного регулирования в конституциях и уставах отдельных регионов.

Антимонопольный комитет выявляет массовые нарушения закона О монополиях. В пользу своих предприятий и дискриминация чужих.

Наиболее сложная и острая тема между центром и регионами - расширение собственной доходной базы, получение  трансфертов и других видов фин поддержки. Субъекты федерации стремяться самостоятельно выйти на мировые рынки ценных бумаг.

Фин.кризис 98 года спровоцировал такие действия в субъектах как прекращение перечислений фед.налогов в фед.бюджет, запрет на вывоз продовольствия, контроль за ценами, создание собственных золотовалютных запасов.и т.д.

Однако авг. Кризис вызвал позитивные изменения во внешней торговле России. В результате девальвации рубля  резко упал импорт, а это стимулировало  рост отечественных импртозамещающих производств.

 

 

Заключение

Накопившиеся проблемы столь сложны, что прогрессивная эволюция экономического пространства и перелом негативных тенденций может начаться только под воздействием консолидированной  политики государства. Для этого  требуется разработка стратегии  территориального социально-экономического развития как минимум на первую четверть ХХ1 века.

Должно быть предусмотрено три  этапа завершение переходного периода; осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования  и здравоохранения, природопользования; выход на траекторию устойчивого  развития.

На эволюцию экономического пространства России возрастающее влияние будут  оказывать глобальные процессы.

Какое влияние, какие возможны сценарии предлагаю более подробно рассмотреть на семинаре. Литература Путь в ХХ1 век Экономика 99, гл.16, стр. 633.

Наряду с общенациональным уровнем  в стратегии должны присутствовать межрегиональный уровень, региональный (экономические районы) уровень, внутрирегиональный уровень.

Для разработки дифференцированных подходов к стратегии регионального развития особое значение имеет типологизация проблемных регионов.

 

 

 

 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html

 


Информация о работе Экономический механизм региона и экономические отношения «центр-регион»