Экономический потенциал России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрен экономический потенциал России, будет проведен анализ его Валового внутреннего продукта, объема инвестиций, темпов роста и объема основных макроэкономических показателей. Экономический потенциал России зависит от многих составляющих: природных ресурсов России, уровня развития базовых и инфраструктурных отраслей, научно-технического потенциала, трудовых ресурсов и др. Наиболее комплексным показателем оценки экономического потенциала страны остается показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который характеризует уровень развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.docx

— 340.70 Кб (Скачать файл)

Многие цели и методы экономической  политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ. Особенности экономической политики 1995—1998 годов:

  • В качестве основной антиинфляционной меры использовалось сокращение денежного предложения, в том числе за счёт массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями;
  • Применение завышенного курса рубля с целью сокращения инфляции;
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт наращивания государственного долга. Причём объёмы привлечения денежных средств постоянно увеличивались. Так, объём размещения ГКО-ОФЗ вырос со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году. Нужный объём спроса на государственные ценные бумаги поддерживался за счёт сохранения относительно высоких ставок процентов, а также за счёт привлечения спекулятивного иностранного капитала. Ориентация на последний потребовала снятия большей части ограничений на вывоз капитала;
  • Сохранение высоких налоговых ставок для поддержания доходов госбюджета.

Экономическая политика, проводившаяся  в 1995—1998 годах, была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это  не привело к росту инвестиций и запуску процесса модернизации экономики. Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и  превратившись в крупнейшего  нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку  высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности. Следствием применения завышенного  курса рубля стало снижение конкурентоспособности  отечественных производителей. Следствием чрезмерного снижения денежного  предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. явления. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий  для экономики. В частности, высокая  прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора  экономики в финансовый сектор. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно  сужала возможности государства  по поддержанию социальной сферы  и экономики страны. Кроме того, резкий рост госдолга приводил к значительному  увеличению рисков, связанных с колебаниями  курсов ценных бумаг и курса российского  рубля. А либерализация международных  операций с валютой ослабляла  защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся  в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. В августе 1998 года был объявлено  дефолте по основным видам российских гособязательств и об отказе поддерживать курс рубля, что означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года. Экономика получила тяжёлый удар, в частности, произошёл резкий спад производства и доходов населения, всплеск инфляции. Произошёл также политический кризис: сменился состав правительства и руководства ЦБ. Спад, хотя и тяжёлый, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом. В числе факторов перехода к росту были изменения в экономической политике властей, произошедшие после дефолта.

В частности, было признано неэффективным использование завышенного  курса рубля в качестве антиинфляционной меры и курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком. Хотя это привело к краткосрочному всплеску цен, в остальном же данная мера оказала положительное влияние  на российскую экономику. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали  более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Кроме того, свободное формирование курса рубля облегчило накопление валютных резервов ЦБ РФ, что повысило стабильность финансовой системы страны.

Также было смягчено монетарное регулирование. Власти полностью отказались от практики ограничения денежного  предложения за счёт невыплат зарплат, пенсий, а также невыполнения обязательств по госзаказу и т. п. Так, с III квартала 1998 года по I квартал 2000 года объём задолженности  по зарплатам бюджетникам сократился почти в три раза. Это способствовало нормализации ситуации в финансовой сфере и росту доверия к  действиям государства.

В постдефолтные годы значительно повысилась бюджетная дисциплина. Федеральный бюджет на 1999 год был принят с дефицитом в 2,5 % ВВП (для бюджета на 1998 год аналогичный показатель составлял 4,7 % ВВП). Было также решено отказаться от финансирования дефицита госбюджета за счёт крупных заимствований, поскольку данная мера с одной стороны не даёт нужного антиинфляционного эффекта, а с другой стороны подрывает стабильность экономики. Следствием этого стало снижение прибыльности инвестирования в ценные бумаги и соответственно повышение привлекательности вложений в реальный сектор экономики, что способствовало возобновлению роста производства.

Действенной антикризисной  мерой, осуществлённой российским правительством в первое время после дефолта, стало сдерживание роста цен  на продукцию естественных монополий (электроэнергетики, ж/д транспорта и т. д.). В результате темпы повышения этих цен почти в два раза отставали от темпов инфляции по экономике в целом. Это стало дополнительным толчком экономическому росту и способствовало замедлению инфляции.

В 2000—2008 годах в экономике  России отмечался рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности.

В 2000-е годы в России был  проведён ряд социально-экономических  реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация  льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Разразившийся мировой экономический  кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными  заимствованиями частного сектора  в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий  внешних заимствований». Произошёл  обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного  производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. Во второй половине 2009 года экономический спад был преодолён. В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

Все эти события оказали  существенное влияние на текущее  экономическое устройство страны. Рассматривая их, можно оценить те или иные шаги по формированию экономического потенциала России, эффективность и продуктивность этих шагов. Также, изучая текущий потенциал государства, следует учитывать опыт прошлых лет, чтобы дать правильную оценку.

 

 

Оценка экономического потенциала Российской федерации в 2010-2012 годах

 

Экономика России — пятая  экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (Паритету Покупательной Способности) на 2012 год. По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место. Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,014 трлн., ВВП по ППС — $3,380 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2012 год занимает 43-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.

Отраслевая структура  ВВП России:

  • Сельское и лесное хозяйство, рыболовство — 3,6 %
  • Добыча полезных ископаемых — 9,1 %
  • Обрабатывающая промышленность — 13,6 %
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,2 %
  • Строительство — 5,5 %
  • Торговля — 16,2 %
  • Транспорт и связь — 7,5 %
  • Образование и здравоохранение — 5,7 %
  • Финансы и услуги — 14,0 %
  • Госуправление и военная безопасность — 5,0 %
  • Налоги на продукты — 25,1 %

Российская экономика  в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспектив развития российской экономики существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних  факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости экспортных доходов от мировых цен на сырье и слабость национального финансового рынка. Доля продукции нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011–2012 гг. превысила 65% по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация в финансовой сфере несколько улучшилась по сравнению с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы (в т.ч. иностранные), ориентированные на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста и налоговую базу бюджета.

Именно такую картину  можно было наблюдать в 2012 г.Если в I квартале на волне оживления мировых рынков российская экономика продемонстрировала уверенный рост на 4,9% по сравнению с I кварталом 2011 г., то во II квартале на фоне падения цен на нефть и негативной динамики глобальных финансовых рынков темпы роста ВВП сократились до 4,0% (Рисунок 1,  Таблица 1). Во втором полугодии замедление роста продолжилось, причем в III квартале 2012 г. темп роста ВВП опустился ниже уровня 3,0% – впервые за весь период восстановления после кризисного спада в 2009 г. Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное – темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем (сельскохозяйственный сектор в январе–сентябре 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3% по сравнению с ростом на 18,3% за аналогичный период 2011 г.). Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста. В частности, в обрабатывающей промышленности темпы роста с IV квартала 2011 г. на протяжении года колебались в узком диапазоне 4,4–4,7%. Это существенно ниже показателей II–III кварталов 2011 г. (5,7–5,8%) и тем более I квартала 2011 г. (10,6%), но, тем не менее, свидетельствует о сохранении достаточно благоприятной конъюнктуры в несырьевом секторе экономики. О том же говорит более чем двукратное (до 5,9% в январе–сентябре 2012 г.) ускорение темпов роста услуг связи.

 

Рисунок 1. Показатели ВВП  по годам

Таблица 1. Динамика ВВП Российской федерации

 

В использовании ВВП наблюдается  увеличение чистого экспорта, расходов государственных учреждений и домашних хозяйств (Таблица 2).

 

Таблица 2. Структура ВВП по использованию, млрд. руб.

 

Объем инвестиций в основной капитал также увеличился по сравнению с показателями 2011 г. (Таблица 3), причем в ноябре 2012 г. Росстат неожиданно резко повысил оценку темпов их роста в III квартале – с 1,4% до 7,3%.

 

Таблица 3. Объем иностранных  инвестиций

 

В августе индекс потребительских  цен составил 99,8%, за период с начала года - 104,7 процента. В годовом выражении  этот показатель понизился до 8,2% (против 9,6% в январе) в результате снижения цен на продовольственные товары из-за ожидания хорошего урожая и снижения мировых цен (Таблица 4). Учитывая высокую базу второй половины 2010 года, это дало возможность понизить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.

Таблица 4. Основные показатели развития экономики

Ключевые внешние риски  для российской экономики связаны  с продолжением кризиса в еврозоне, страны которой являются основными потребителями товаров российского экспорта, с ростом опасений относительно «жесткой посадки» экономики Китая, а также с угрозой падения экономики США с «фискального обрыва» под влиянием одновременного сокращения государственных расходов и истечения срока налоговых льгот. Слабая предсказуемость процессов, связанных с действием указанных факторов, допускает широкий спектр возможных сценариев развития событий на будущее, существенно затрудняя выбор оптимального курса экономической политики России.

Между тем, потребность в  активных мерах по стимулированию экономического роста в России сохраняется. Несмотря на то, что к началу 2012 г. российская экономика формально вернулась на докризисный уровень ВВП, показатели в отдельных отраслях народного хозяйства и регионах страны оставались ниже докризисных. К середине 2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть последствия спада промышленного производства, причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась в регионах металлургической и машиностроительной специализации. В этих условиях «деприоритезация» поддержки экономического роста выглядит крайне спорным, а с учетом отмеченного выше нарастания неопределенности в мировой экономике – и весьма рискованным решением.

Тем не менее, прирост российской экономики существенно не отличается от мирового (Рисунок 2.), во многом повторяя его темпы в один и тот же период.

 

Рисунок 2. Темпы прироста российской и мировой экономики, %

Информация о работе Экономический потенциал России.