Экономический потенциал России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрен экономический потенциал России, будет проведен анализ его Валового внутреннего продукта, объема инвестиций, темпов роста и объема основных макроэкономических показателей. Экономический потенциал России зависит от многих составляющих: природных ресурсов России, уровня развития базовых и инфраструктурных отраслей, научно-технического потенциала, трудовых ресурсов и др. Наиболее комплексным показателем оценки экономического потенциала страны остается показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который характеризует уровень развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.docx

— 340.70 Кб (Скачать файл)

 

Спад европейской экономики  в 2012 году, безусловно, оказал значительное воздействие на состояние экономики развивающихся стран (в том числе и России), существенная часть экспорта которых ориентирована на Европейский союз.

Во многих мировых экономиках наблюдается тенденция медленного роста ВВП, в этом плане Российская экономика действует по тому же сценарию (Таблица 5).

Таблица 5. Развитие мировой  экономики, в долл. США

 

Если же в целом проследить уровень роста макроэкономических показателей России (Таблица 6), то оправившись  от последствий мирового кризиса, Российская экономика с каждым годом ускоряет темпы своего роста.

Таблица 6. Динамика основных макроэкономических показателей России (в % к 2009 году)

Если обратиться к рейтингам, которые публикуются в российских СМИ, то Россия с одной стороны  очень богатая страна. Об этом свидетельствует  и территория нашей страны и ведущие  места, которые мы занимаем в мировых  рейтингах. Так у нас 1-е и 2-е  места по запускам в космос спутников  и космических кораблей, по экспорту стали и первичного алюминия (за пределы страны вывозится 70% метала), по лесным запасам (800000га, что составляет 45 % территории страны и около 24 % мировых  запасов), по добыче и продаже за рубеж нефти (добываем 9,4 млн. барр/сутки, экспортируем 7 млн. барр/сутки), по разведанным  запасам серебра (10,5% от мировых), олова, цинка, титана и тяжелых руд, по потреблению  растворимого кофе (50000 тонн в год), по разведанным запасам (32% мировых  запасов) и экспорту природного газа, по запасам минтая, крабов, осетровых, по запасам леса (но вырубленные леса практически не восстанавливаются: за 15 лет площади ежегодных посадок сократились в 5 раз), по физическому объему экспорта и запасам алмазов (60% мировых запасов). По количеству миллиардеров и числу богатых семей (561 домохозяйство в РФ имеет доход выше 100 млн. долл. в год).

С другой стороны, если сравнивать доходы 10% самых богатых и самых  бедных людей, то разница составляет 17 раз (это слишком большой разрыв, как известно, нищета может воспроизводить только нищету со всеми известными последствиями), в развитых странах  это разрыв – 4-7 раз.

Леса у нас действительно  много, но вырубленные леса практически  не восстанавливаются, за 15 лет площадь  ежегодных посадок сократились  в 5 раз.

Мы занимаем первые места  по количеству курящих подростков и  по употреблению табака на душу населения (ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает до 500 тыс. россиян), по числу  смертей от сердечнососудистых заболеваний.  По количеству онкологических больных  на душу населения (70% больных из-за поздней диагностики погибают в  первый год после обнаружения  заболевания), по числу самоубийств  подростков среди стран Европы (из каждых 100 тыс. российских подростков 35 мальчиков и 8 девочек кончают  жизнь самоубийством), по числу детей-сирот (из 40 млн. детей более 700 тыс. – сироты), по количеству авиакатастроф (у нас  аварии самолетов случаются в 13 раз  чаще, чем в остальных странах  мира). Зато у нас 155-е место по продолжительности жизни (в среднем  россияне живут около 67 лет, причем мужчины сильно отстают от женщин, едва доживая до 60 лет).

Закончилась 18-летняя история  вступления России в ВТО. По итогам 18-летних переговоров российскому правительству удалось отстоять большинство позиций, заявленных им в качестве приоритетных, включая:

  • сохранение режима промышленной сборки автомобилей до июля 2018 г.,
  • запрет на открытие филиалов иностранных банков;
  • 9-летний мораторий на открытие филиалов иностранных страховых компаний;
  • сохранение существующего режима льгот для ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях до апреля 2016 г.;
  • установление разрешенных масштабов поддержки сельского хозяйства на уровне выше фактического (со снижением с 9 до 4 млрд. долл. к 2018 г.);
  • сохранение режима тарифного квотирования импорта свинины (до конца 2019 г.), говядины и мяса птицы (бессрочно).

Отражение в экономической  политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%.

По данным Института международных  экономических и политических исследований РАН:

- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой  экономики, по «индексу технологий»  Россия занимает последнее место;

- за последние 10 лет  уровень изобретательской активности  в стране снизился на 90%;

- современного оборудования  для проведения экспериментов  нет.

Приборостроение практически  уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке  Российской Федерации не превышает 20%.

Известно, что в недалеком  прошлом в деле разработки и внедрения  передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного  комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства. Сегодня дело обстоит так:

- 30 % организаций военно-промышленного  комплекса «имеют признаки банкротства»;

- 50 % предприятий «относятся  к потенциальным банкротам».

Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место  в четвертой десятке из 180 стран  мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.

Нынешняя ситуация в отечественной  науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран  Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, с том числе у США  – 2,7%, а у таких стран как  Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 – 4,5% ВВП. У России – примерно 1% ВВП.

Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4%) в России гораздо ниже, чем у государств ЕЭС: Эстония – 47%, Германия – 73%, Греция – 35%, Бельгия, Дания, Ирландия, Австрия – около 60 %. Сегодня российским «ноу-хау» принадлежит лишь 0,2-0,3%  мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30% и Германии – 18%.

На протяжении уже 20 лет  инвестиции в культуру, образование  и науку в России почти самые  низкие в мире. А коррупция и  криминализация – самые высокие. К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную  деятельность, на реализацию общественного  интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда  и т.д. он не очень желает. Проще  купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.

Государство практически  самоустранилось от воздействия  на экономику (хотя формально доля государства  оценивается в 40%). С одной стороны, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической  формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как  известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор пока прибыль позволительно  выводить в виде дивидендов и расходовать  не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за 9 месяцев 2011 года составил 49,3 млрд. долл., а за весь 2010 год около 38 млрд.долл. Следовало  бы разрешить по существующей шкале  налогообложения в дивиденды  переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды  направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат  средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия  труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения  доходов физических лиц, богатые  должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль. Как показывает опыт развитых стран, там нормальная бизнес-деятельность обеспечивает рентабельность 5-7%, у  нас иногда, если доходность меньше 100%, то предпринимателю эта сфера  не интересна. Уменьшение количества посредников  посредством установления предельной нормы рентабельности при продвижении  продукта от производителя до потребителя (скажем 25%) будет препятствовать повышению  цен. Есть сомнения в отношении налога на добавленную стоимость, и предложение  о замене его налогом с продаж (5-10%) в определенной степени обосновано, по крайней мере, процедура взимания его будет более прозрачной, а  значит, фактические потери для бюджета  будут минимальны или отсутствовать  вовсе. Много нареканий вызывает ФЗ 94, если не изменить его положение, касающееся заказов на оборудование, материалы и т.д. научными и образовательными учреждениями, то трудно ожидать заметного  увеличения результативности инновационной  деятельности. Борьба с инфляцией, которая  ведется у нас на протяжении 20 лет, наталкивается на постоянное увеличение цен на энергоносители. Прежде чем  превратиться в конечный продукт  от добычи полезных ископаемых до поступления  в продажу, изделие проходит порядка 13-16 стадий (отраслей) и рост цен на первой стадии сказывается на увеличении цены на прилавках магазинов. А предприятия  в свою очередь, испытывающие потребность  в финансовых ресурсах, могут получить их в банках только под высокие  проценты.

Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в оффшорах, что подрывает экономическую  безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют оффшорами), необходимо кардинальным образом изменить закон, регламентирующий данную деятельность.

Все это составляющие экономической  политики, которые должны быть тщательно  проработаны, взвешены и воплотиться  в решения, и следует учитывать, что, чем сложнее экономика, тем  сильнее взаимозависимость хозяйствующих  субъектов, и тем менее должно быть позволительно проявление интереса собственника.

 

 

Заключение

На первый взгляд, экономические  показатели России довольно устойчивы. На фоне замедления темпов роста мировой  экономики и продолжающейся рецессии в еврозоне в 2012 г. Россия продемонстрировала уверенный экономический рост, благодаря  устойчивому росту потребления. Темпы роста экономики России были выше, чем в Бразилии, Южной  Корее и Турции — два года назад  такое трудно было представить.

Достижения России  не ограничивались экономическим ростом:

  • В 2012 г., благодаря значительному профициту торгового баланса, профицит счета текущих операций оставался на высоком уровне.
  • Отток капитала сократился, что позволило Банку России пополнить валютные резервы.
  • Бюджет был сбалансирован, и правительство стало пополнять резервный фонд, средства которого были в значительной мере израсходованы во время кризиса. В то время как в развитых экономиках средний уровень государственного долга превышает 110% ВВП, в России этот показатель составляет не более 10% ВВП.
  • В январе 2012 г. уровень безработицы снизился до 5,4%, что является рекордно низким значением за последние двадцать лет, в то время как заработная плата росла уверенными темпами.

Однако при более детальном  изучении можно обнаружить слабые моменты:

  • Темпы экономического роста составляют лишь половину от того уровня, который был достигнут в течение десяти лет предшествовавших кризису 2008 г. В начале 2013 г. — впервые с 2009 г. — был отмечен спад промышленного производства.
  • Инвестиции в основной капитал, по-прежнему, опираются на государственное финансирование, а приток прямых иностранных инвестиций незначителен. Инфляция ускорилась во второй половине 2012 г. и, как ожидается, останется на высоком уровне в начале 2013 г., что будет негативно сказываться на потреблении.
  • Кроме того, позиции России в глобальных экономических рейтингах находятся в состоянии стагнации. Если оценивать размер российской экономики в текущих долларах США, то Россия переместилась в рейтинге с 18-го места в 2000 г. на 8-е в 2008 г., и осталась  на этой позиции в 2012 г.
  • Ожидается, что низкая безработица, рост заработной платы и снижение уровня инфляции приведут к сокращению численности бедного населения с 16,9 млн. человек в 2012 г. до 15,9 млн. человек в 2014 г.
  • Доля вакансий продолжала увеличиваться. Поскольку число тех, кто ищет работу, уменьшилось, у предприятий возникают трудности с заполнением вакансий. Доля вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест неуклонно возрастала, достигнув к концу 2012 года почти 2,2% (в начале 2011 года она составляла 1,6%). Доля вакансий особенно высока в финансовом и транспортном секторах, а также в секторе связи и энергетике.
  • Ожидается, что к 2014 г. темпы роста в России опять будут ниже, чем в Бразилии, Южной Корее и Турции.

Для оживления и модернизации экономики и ослабления ее зависимости  от природных ресурсов экономическая  политика должна быть направлена на решение  двух непростых задач. России необходимо повысить эффективность макроэкономической политики для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность  с  учетом уязвимых факторов внутреннего  и внешнего характера.  Это подразумевает  решение трех приоритетных задач: соблюдение консервативных планов бюджетных расходов и накопление сверхдоходов от нефти; ориентация денежно-кредитной политики на обеспечение низкого уровня инфляции в целях сдерживания инфляционных ожиданий; укрепление банковского надзора  и принятие дополнительных мер для  снижения рисков, связанных с потребительским  кредитованием.

Кроме того, России необходимо ускорить структурные реформы для  повышения потенциала экономического роста. Для оживления роста необходимо, в том числе, сократить участие  государства в экономике и  улучшить инвестиционный климат, решить проблемы, связанные со старением  и сокращением населения, а также  усовершенствовать систему государственного управления за счет повышения прозрачности, оптимизации регулирования и  повышения эффективности борьбы с коррупцией.

Учитывая, что в глобализирующемся  мире происходит не ослабление, а усиление проблемы неравномерности развития разных стран и регионов. Россия, существенно запаздывающая в  процессах модернизации материального  производства, должна отказаться от роли только поставщика сырья на мировой  рынок, преодолеть зависимость от импорта  продукции обрабатывающих отраслей. Традиционно сильная роль госрегулирования в России может создать необходимый  протекционистский фон для постепенного преодоления этих тенденций, для  широкого использования всех возможностей информационных технологий, что является условием успешной адаптации экономики  к новому витку научно-технической  революции.


Информация о работе Экономический потенциал России.